21 января британский принц Гарри завершил свою командировку в Афганистан и отправился домой. В качестве второго пилота-стрелка ударного вертолета AH-64 Apache он на протяжении двадцати недель служил на базе «Кэмп-Бастион» в провинции Гильменд. Четыре месяца принц ощущал себя «обычным парнем», и время покажет, удалось ли ему загладить последствия последнего скандала с его участием.
Когда 7 сентября стало известно, что принц Гарри отправился служить в Афганистан, это восприняли как его наказание: за несколько недель до этого в СМИ разгорелся скандал, связанный с публикацией его фотографий в обнаженном виде. 28-летний принц развлекался в гостиничном номере в Лас-Вегасе, играя с приятелями в бильярд на раздевание.
Однако ничего удивительного и поспешного в командировке принца Гарри не было: в 2008-2009 годах он уже служил в Афганистане и с тех пор неоднократно высказывал желание туда вернуться. Тогда, правда, ему удалось провести в этой стране всего 10 недель: после того как в прессу просочилась информация о том, где он служит, принц был вынужден вернуться в Великобританию, чтобы не подвергать опасности ни свое подразделение, ни себя самого.
На сей раз британский королевский дом решил не повторять ошибок четырехлетней давности. Во-первых, принц Гарри прошел 16-месячное обучение и стал пилотом-стрелком боевого вертолета. В Афганистане ему предстояло летать на AH-64 Apache, который считается достаточно безопасным аппаратом, так что принц не подвергался бы такому серьезному риску, как ранее, когда он участвовал в наземных боевых действиях. Правда, за неделю до того как Гарри вылетел в Афганистан, на той самой базе «Кэмп-Бастион», куда он направлялся, был сбит вертолет, его пилоты погибли. Так что назвать новую работу совсем безопасной тоже было нельзя.
Во-вторых, прессе сразу сообщили, где будет служить принц, однако с журналистов взяли обязательство не разглашать деталей, которые могут подвергнуть его опасности. В результате фотографии и интервью с капитаном Уэльсом (Captain Wales), как его официально именуют в вооруженных силах, были опубликованы, только когда он покинул «Кэмп-Бастион».
Вскоре после того как принц Гарри отправился в Афганистан, пресса оставила шутки про известного своими выходками члена королевской семьи. Представитель движения «Талибан» заявил, что боевики «используют все свои возможности, чтобы избавиться от него, убив или захватив в плен».
И действительно, спустя неделю после прилета принца комплекс НАТО, в который входят базы «Кэмп-Бастион» (британская) и «Кэмп-Лезернек» (американская), подвергся атаке талибов. Около 15 боевиков, одетых в военную форму США, уничтожили шесть истребителей, а также повредили оборудование на территории американского сектора комплекса. В ходе столкновения погибли два морских пехотинца и 14 боевиков.
Разумеется, никто не может сказать определенно, чем было вызвано нападение. «Талибан» назвал его местью за антиисламский фильм «Невинность мусульман», который вызвал взрыв недовольства и привел к погромам во многих арабских странах. Однако впечатление, что именно присутствие принца Гарри привлекло внимание боевиков движения к базам НАТО, усиливалось благодаря тому, что нападение было осуществлено поздно вечером 14 сентября – накануне дня рождения принца.
Британцам, привыкшим следить за делами королевской семьи, конечно же, было интересно, чем занимается принц Гарри и каковы его успехи на военном поприще. И вот в декабре 2012 года публика наконец была обрадована: британский таблоид The Sun сообщил, что принц Гарри лично ликвидировал одного из полевых командиров движения «Талибан». Подробности операции, однако, не раскрывались, неизвестно было даже имя боевика. По данным газеты, во время патрулирования территории в провинции Гильменд принц со своего вертолета Apache поразил цель ракетой Hellfire.
Сложно себе представить, что в ходе операции, в которой участвуют, как правило, несколько вертолетов, простой военный (которым являлся источник The Sun) был в состоянии определить, кто именно уничтожил одного из боевиков на земле. Принц Гарри в своем интервью «Би-Би-Си» эти сведения не подтвердил – но, впрочем, и не опроверг. Он подчеркнул, что вел обстрел талибов, как и все остальные, и многие ракеты достигли своих целей. «Наша задача – быть уверенными, что ребята на земле в безопасности. Если для этого требуется палить по кому-то, кто стреляет по ним, то мы это сделаем», - заявил капитан Уэльс. Однако в основном, по словам принца, он занимался тем, что вывозил раненых солдат с поля боя.
Гарри всячески подчеркивал, что чувствует себя в армии как в своей стихии: «Я один из этих парней. Со мной обращаются так же, как и со всеми остальными». Сослуживцы, с которыми удалось пообщаться британским журналистам, отзывались о нем в том же ключе: «Он нормальный солдат. Все парни в Афганистане уважают и любят его... Он не против выпить и посмеяться и такой же, как все».
В интервью, опубликованном после отъезда принца Гарри с базы, он раскрыл некоторые детали своего быта и продемонстрировал журналистам свое жилище – обычную палатку. Капитан показал даже свою постель, состоявшую из простого матраца, спального мешка, двух подушек и одеяла. Прибирать кровать к приходу журналистов он, кстати, не стал.
Отец Гарри, принц Чарльз, говорил, что его сын ему, «к счастью, звонит время от времени». Более того, наследнику престола удалось даже убедить своего отпрыска изредка писать ему бумажные письма, аргументировав это тем, что через 30-40 лет они будут представлять определенный интерес.
В перерывах между боевыми заданиями и, очевидно, написанием писем родне принц капитан Уэльс играл с сослуживцами в игры на приставке PlayStation. По его собственному признанию, это увлечение очень помогло ему как пилоту выполнять профессиональные задачи и натренировало его реакцию.
Интересно, что, раздавая интервью в Афганистане, принц Гарри впервые публично прокомментировал скандал с его фотографиями из Лас-Вегаса. Он сознался, что «подвел самого себя, свою семью и других людей». Инцидент, по его словам, продемонстрировал, что он «больше солдат, чем принц».
Интервью Гарри из Афганистана действительно создают впечатление, что он ощущал себя там очень хорошо. Однако принц возвращается в Великобританию, где ему придется исполнять приличествующие его титулу публичные обязанности – присутствовать на официальных встречах, благотворительных вечерах и других подобных мероприятиях. На родине он вновь окажется под постоянным прицелом папарацци и превратится обратно из охотника в мишень. Так что не исключено, что капитан Уэльс еще не раз с тоской вспомнит армейскую вольницу.