В 2012 году российские власти начали кампанию по борьбе с курением. Правительство подготовило и направило в Госдуму жесткий антитабачный законопроект, полностью запрещающий курение в общественных местах и ограничивающий продажи сигарет в стране. В декабре Дума одобрила документ в первом чтении, а 25 января, как ожидается, должна одобрить во втором. При этом в парламенте началась настоящая антитабачная истерия: народные избранники занялись выявлением табачных лоббистов и требуют ввести запрет на электронные сигареты. Права десятков миллионов российских курильщиков, которые вряд ли ассоциируют себя с табачным лобби, в Госдуме никого не интересуют.
Курение, как ежедневно предупреждает россиян Минздрав, опасно для здоровья. И вообще — опасно. В октябре 2012 года из-за брошенного на землю непогашенного окурка в войсковой части 02068 под Оренбургом взорвались 4 тысячи тонн боезарядов. В результате командование приняло решение закрыть этот полигон, а военную часть — расформировать. Курильщика, спровоцировавшего пожар, требовали наказать тремя годами тюрьмы. Подобные эксцессы, конечно, куда ярче свидетельствуют об уровне дисциплины в конкретных воинских частях, чем о вреде курения, но надо признать, что инцидент, ставший причиной паники в Оренбурге, с большей степенью вероятности мог произойти в России, самой курящей стране мира, чем где-либо еще.
Россия, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2012 году вышла на первое место по количеству курильщиков в мире. Россия также является вторым по физическому объему рынком табачной продукции в мире после Китая. Согласно исследованию, проведенному в 2010 году в России в рамках проекта GATS (Global Adult Tobacco Survey — Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака) при поддержке ВОЗ, взрослых курильщиков в нашей стране насчитывается почти 44 миллиона человек, а из-за болезней, связанных с потреблением табака, по различным экспертным оценкам, ежегодно умирают сотни тысяч человек, что обходится российской экономике в 1,5 триллиона рублей ежегодно. Всего россияне, по данным Минздрава, тратят на сигареты и другую табачную продукцию ежегодно 600 миллиардов рублей: в 2011 году, к примеру, каждый россиянин, включая новорожденных младенцев, потратил «на табак» более 4 тысяч рублей.
До 2012 года российские власти боролись с курением крайне неохотно, в основном через повышение налогов на табачную продукцию, тогда как все прочие запретительные меры табачному лобби удавалось блокировать. Хотя глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко без стеснения критиковал надписи на пачках российских сигарет, называя их «жалкой подачкой со стороны табачной мафии общественному мнению», пропаганда отказа от курения в стране велась с грехом пополам. К примеру, обещания печатать с лета 2012 года на упаковках российских сигарет пугающие изображения, призванные проиллюстрировать вред, наносимый курением, канули в Лету, а конь Долбак, символ борьбы с курением, придуманный Минздравом, вызвал лишь саркастические насмешки.
Законотворческая практика, впрочем, дается Минздраву легче, чем разработка рекламных кампаний, поэтому в 2012 году ведомству удалось продавить проект закона, предполагающего полный запрет на курение в общественных местах и ограничивающего рекламу и продажи сигарет. Осенью 2012 года инициативы Минздрава одобрило правительство, а его глава Дмитрий Медведев несколько раз публично выступил в поддержку жестких мер борьбы с курением. В частности, в октябре премьер разместил в своем видеоблоге обращение, раскритиковав в нем иностранные табачные компании, которые пришли в страну в 1990-е годы и увеличивают свои продажи «прежде всего за счет женщин и, к сожалению, детей».
«Некурящие люди с нетерпением просто ждут его принятия, а часть курильщиков называют это посягательством на свое право распоряжаться здоровьем по своему собственному усмотрению. Но я убежден, что этот законопроект отвечает интересам жителей нашей страны», — отметил глава правительства. При этом Медведев недвусмысленно намекнул, что антитабачное регулирование может подвергнуться еще большему ужесточению. В итоге законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был одобрен в Думе в первом чтении, причем в расчет не были приняты ни стенания ларечников, заявивших об уничтожении мелкой розницы в пользу сетей ритейлеров, ни табачных компаний, намекавших на возможный рост контрабанды более дешевых сигарет из-за повышения акцизов.
Правительство Медведева при поддержке «Единой России» проводит «антитабачный» документ через Думу, добиваясь, чтобы он не только был принят в весеннюю сессию, но и одобрен без значительных изменений. И несмотря на то, что российский рынок табака, контролируемый гигантами Japan Tobacco International, Phillip Morris, BAT и Imperial Tobacco, противопоставить этому напору пока ничего не смог, чиновники стараются не ослаблять контроля над ситуацией. 22 января премьер Медведев на встрече с парламентариями обратил их внимание на критику последней версии законопроекта, заметив, что недовольство связано с поправками представителей табачного лобби. В результате руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев после встречи с премьером заявил, что законопроект о борьбе с курением будет рассмотрен до 25 января, несмотря на «противодействие мощных табачных корпораций».
Под усилиями лоббистов, в частности, понимается предложение депутата от «Единой России» Анатолия Карпова исключить из «антитабачного» законопроекта о курении статью «Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями», которая предусматривает контроль за производством сигарет. Сам Карпов объяснил свое предложение тем, что положения статьи дублируют обязательное международное законодательство. Но в запале борьбы с табачным лобби группа депутатов Госдумы от разных фракций, в том числе единорос Франц Клинцевич, все же отправили в Минюст запрос с просьбой проверить, не финансируется ли из-за рубежа «Международная ассоциация фондов мира», председателем которой является Карпов, и не лоббирует ли сам единорос интересы табачных компаний.
Оказаться заподозренными (и тем более обвиненными публично) в причастности к табачному лобби, кажется, боятся все депутаты как один. В первом чтении за законопроект практически единогласно проголосовала вся Дума, а с критикой законопроекта выступили лишь несколько парламентариев, не подвергая, впрочем, сомнению саму необходимость бороться с курением. В «Единой России» вроде бы согласились ослабить регулирование торговли табачными изделиями (торговать можно будет при наличии торгового павильона, а не определенной площади), но уверяют, что прочие попытки смягчить положения документа во фракции симпатий не вызвали, поэтому законопроект будет сохранен с незначительными изменениями (в офисных зданиях, к примеру, предусмотрят возможность создания специальных курительных комнат). Более того, ко второму чтению законотворцы предложили ряд изменений, ужесточающих борьбу с курением, а также намерены внести поправки о штрафах и контроле над исполнением новых запретов, так как в действующем законодательстве, к примеру, не предусмотрена ответственность за курение в неположенных местах (предполагается, что для физических лиц штраф может составить до трех тысяч рублей).
В Минздраве уверяют, что «антитабачный закон» позволит снизить масштабы курения в России на 40-50 процентов и, соответственно, сократить смертность от заболеваний, ассоциированных с потреблением табака, минимум на 150 тысяч в год. Но главной задачей документа в Минздраве полагали не сокращение числа уже существующих курильщиков, а недопущение появления новых. Чиновникам вторит и руководитель думских единоросов Владимир Васильев, уверяющий, что законопроект ни в коей мере не направлен на дискриминацию курильщиков. «Каждый сам для себя решает, курить или нет. Но оградить от пагубной привычки молодежь, защитить от никотинового отравления некурящих — это задача государственной важности», — уверен он.
Впрочем, россияне, как показывают социологи «Левада-Центра», считают, что государство в случае с антитабачным законопроектом явно переборщило. Как курящие, так и некурящие респонденты в большинстве своем не одобряют предусматриваемого законопроектом полного запрета на курение в общественных местах. Россияне, утверждают авторы опроса, поддерживают компромиссные меры по борьбе с курильщиками: от 70 до 83 процентов респондентов считают необходимым создавать «курилки» на рабочих местах, в аэропортах, в поездах дальнего следования и на вокзалах и железнодорожных станциях, а также в отелях, ресторанах и барах. За полный запрет курения, в независимости от места, выступили всего от 15 до 21 процента опрошенных. При этом более половины россиян уверены: первое, что следует сделать властям для сокращения числа курильщиков, это информирование людей о способах бросить курить. И лишь каждый пятый участник опроса назвал первоочередными уже предложенные правительством меры по борьбе с курением.
Расспрашивать самих россиян о том, что они думают по поводу новой антитабачной инициативы, которая без преувеличения коснется всех и каждого, власть не захотела в принципе. Впрочем, и так понятно, каким был бы результат такого опроса в России, если даже население Швейцарии высказалось на референдуме против запрета на курение. Поэтому Владимир Васильев вынужден лукавить, заявляя, что все принимаемые ограничения нужны, чтобы «оградить от пагубной привычки молодежь». Все проще: слабость демократических институтов и судебной системы вынуждает государство навязывать принятые решения без оглядки на кого бы то ни было — хотя бы даже из опасения, что очередное начинание чиновников может стать жертвой лоббистов.
Насколько эффективным в итоге будет законопроект, принуждающий россиян к здоровью, неизвестно, но кажется, что на практике правительству вряд ли удастся выставить курильщиков на улицу. Неясно, к примеру, кто и как будет следить за курением в частных квартирах и на лестничных площадках, в офисах и гостиницах. На руку скептикам и недавний опыт Франции, регулирующие органы которой в декабре 2012 года признали, что антитабачная кампания властей, запретивших курение во всех общественных местах, завершилась полным провалом. Не исключено, что только постоянное повышение цен на табачную продукцию может отбить у россиян охоту курить, но как раз эту меру опрошенные социологами граждане России почему-то считают не слишком-то действенной.
Не надо быть оракулом, чтобы предсказать, что в стране неработающих законов запретительные меры сработают лишь отчасти, если сработают вообще. В разное время в России принимались запреты на распитие пива в общественных местах, запуск фейерверков и приготовление шашлыков. Власти пытались искоренить нелегальные такси и любовь российских водителей к выезду на перекрестки, практику нелегально сдавать квартиры и селиться в них — и так далее до бесконечности. Результаты большинства подобных реформ вряд ли можно назвать примером успешного управленческого решения. Так что если российские власти всерьез решили взяться за курильщиков, им сперва придется устранить сугубо наплевательское отношение сограждан к законам и элементарной дисциплине общежития, которое и привело к взрывам в Оренбурге.