В начале недели американские сенаторы представили программу, которая может изменить жизнь 11 миллионов иммигрантов, находящихся в стране нелегально. Согласно плану, иностранцам предстоит заплатить штраф, погасить налоговые задолженности, и тогда они смогут начать законную жизнь. Впрочем, из-за межпартийных разногласий нелегалы могут так и остаться без «грин-карт».
Проект реформы был представлен в понедельник, 28 января, ее разработчиками — сенаторами от Демократической и Республиканской партий. Создание группы, в которую вошли по четыре представителя от каждой партии, вызвало среди экспертов немалое удивление: отношение к иммигрантам, в особенности нелегальным, в течение многих лет разделяет противоборствующие стороны. Кроме того, свежи воспоминания о предвыборных баталиях между Бараком Обамой и Миттом Ромни, позиции которых относительно нелегалов находились на противоположных полюсах.
Впрочем, именно поражение кандидата от республиканцев и сподвигло его однопартийцев изменить риторику. В руководстве Великой старой партии до сих пор не могут смириться с тем, что за действующего президента проголосовали более 70 процентов проживающих в США латиноамериканцев, притом что в целом на эту группу приходится около 10 процентов электората. Рассудив, что налаживание взаимопонимания с испаноязычными согражданами является одним из условий выживания партии, республиканцы решили пойти на компромисс с оппонентами.
План, предложенный сенаторами, основывается на четырех базовых положениях. Во-первых, легализация незаконно пребывающих в США иммигрантов, которых, по данным властей, насчитывается около 11 миллионов. Во-вторых, оптимизация всей миграционной системы — она, как признают законодатели, давно функционирует со значительными сбоями и фактически находится в патовой ситуации. В-третьих, ужесточение борьбы с принятием нелегалов на работу. Наконец, в-четвертых, разработка законного механизма найма низкоквалифицированных иммигрантов, которые из-за несовершенства системы сейчас вынуждены прибегать к сомнительным способам поиска заработков.
На следующий день после заявления сенаторов в поддержку их инициативы высказался Барак Обама, выступивший со специальным обращением в Лас-Вегасе. В своей речи президент упомянул пункты его собственной программы, предложенной им еще в 2011 году, но в итоге отклоненной. В целом оба плана удивительно похожи друг на друга: в них фактически говорится об одном и том же, только разными словами.
В частности, оба документа предусматривают уплату нелегалами, желающими получить гражданство, штрафов и налоговой задолженности. И президент, и сенаторы говорят о необходимости дальнейшего укрепления южной границы, а также настаивают на скорейшей легализации двух групп иммигрантов — тех, кого ввезли в США в детском возрасте, и тех, кто занят в сельском хозяйстве. Согласие наблюдается и в необходимости обеспечить «грин-картами» и в конечном итоге гражданством иностранных выпускников американских вузов и сотрудников высокотехнологичных отраслей. Наконец, и Обама, и сенаторы настаивают на общей гуманизации всей миграционной системы, что, по их мнению, позволит претендентам на американское гражданство избежать семейных трагедий.
Тем не менее различия между программами все же есть, и, хотя разногласия минимальны, они вполне могут стать причиной провала реформы. Речь идет о сроках легализации уже пребывающих в стране иммигрантов. Если Обама готов разрешить им становиться в очередь за видом на жительство уже сейчас, то сенаторы настаивают, что сперва власти должны максимально укрепить южную границу страны, которая пока остается слишком прозрачной.
По мнению экспертов, «пограничный» пункт в сенаторской программе, на котором настояли республиканцы, по сути, выхолащивает весь проект реформы. В документе указывается, что в оценке безопасности границы должны принимать участие те, чье благополучие напрямую зависит от ее состояния, то есть жители южных штатов. В частности, планируется создание комиссии, которая будет состоять из губернаторов этих регионов, работающих там же прокуроров, а также гражданских активистов. С учетом того, что в большинстве южных штатов превалируют крайне консервативные антииммигрантские настроения, легко представить, какими будут выводы комиссии — вне зависимости от реального положения вещей.
Речь Обамы уже вызвала недовольство среди республиканцев — сторонников иммиграционной реформы. Так, сенатор от Аризоны Джефф Флейк (Jeff Flake) выразил разочарование в связи с тем, что президент ничего не сказал про сроки легализации незаконно прибывших иностранцев. По его словам, положение о приоритетном усилении границы является ключевым для принятия проекта в Конгрессе. С критикой президентской программы выступил и второй представитель в Сенате от Аризоны Джон Маккейн, вошедший в группу разработчиков реформы. Бывшего оппонента Обамы на президентских выборах не устроило намерение Белого дома облегчить визовые процедуры для членов не только традиционных семей, но и однополых союзов. По словам Маккейна, сейчас этот пункт не представляет «первостепенной важности». Выразив сомнение в том, что Конгресс одобрит подобную меру, сенатор признался, что лично для него этот вопрос — все равно что красная тряпка для быка.
Впрочем, разногласия между президентом и сенаторами сюрпризом ни для кого не стали — подобное развитие событий эксперты предсказывали с конца минувшей недели, когда в прессу попали первые подробности о проекте законодателей. Сами разработчики также вряд ли питали иллюзии относительно позиции Обамы. Тем не менее, представив программу, сенаторы высказали надежду, что предложение будет оформлено в виде законопроекта уже к марту, а голосование по нему состоится до ухода конгрессменов на августовские каникулы. Что касается аналитиков, то, по их мнению, на согласование проекта может уйти весь 2013 год.
Несмотря на разногласия между Белым домом и Конгрессом, многие обозреватели с оптимизмом расценивают шансы на принятие реформы в Сенате. По их словам, даже сам факт готовности республиканцев на компромисс — это огромный шаг вперед. И если сотрудничество Маккейна с демократами удивления уже не вызывает (в 2007 году он участвовал в разработке межпартийного проекта миграционной реформы), то смена взглядов других представителей партии действительно примечательна. Например, в поддержку плана высказался Пол Райан — бывший напарник Митта Ромни на последних президентских выборах и ярый противник поблажек нелегалам. Благосклонно проект восприняла и губернатор Аризоны Джен Брюэр (Jan Brewer) — сторонница одного из самых жестких антииммиграционных законов в США. Наконец, немаловажен и тот факт, что среди разработчиков плана оказался сенатор от Флориды Марко Рубио (Marco Rubio) — возможный претендент на кресло главы Белого дома на выборах в 2016 году и по совместительству представитель «Движения чаепития», крайне консервативного крыла республиканцев.
Однако, несмотря на такую поддержку, считают обозреватели, успех реформе далеко не гарантирован. Основную опасность для проекта они видят в Палате представителей, контроль над которой принадлежит республиканцам. По мнению экспертов, влияния партийных тяжеловесов, выступающих в поддержку законопроекта, может не хватить для того, чтобы «продавить» его через нижнюю палату, так как на конгрессменов оказывают прессинг консервативно настроенные избиратели, а они уже начали активную кампанию против реформы.
Опасения аналитиков вовсе не беспочвенны: предыдущий межпартийный проект миграционной реформы, который в 2007 году предложил Джордж Буш-младший, провалился именно после того, как против него выступили гражданские активисты. Особую опасность представляют те лидеры нынешней кампании, которые приняли участие в предыдущей. По словам одного из таких активистов, если в 2007 году противникам реформы удалось собрать 350 тысяч подписей, то сейчас на просьбу оказать на конгрессменов давление отозвались 1,4 миллиона граждан.
Противники реформы, которые уже прозвали ее авторов «Бандой восьми» (Gang of Eight), утверждают, что разработчики пошли на поводу у либералов и представителей бизнеса, забыв при этом узнать мнение американского народа. И хотя опросы демонстрируют, что положительно к инициативе относятся больше половины респондентов, решающую роль в итоге может сыграть активность противников легализации иммигрантов.