Интернет и СМИ
20:08, 31 января 2013

Границы для репортеров Россия заняла 148 место в международном рейтинге свободы прессы

Елизавета Сурганова
Карта индекса свободы прессы «Репортеров без границ»

Независимая организация «Репортеры без границ» опубликовала очередной индекс свободы прессы. Россия по итогам 2012 года опустилась на шесть позиций, заняв 148-е место из 179 возможных. Падение рейтинга России в RSF связали с возвращением Владимира Путина на должность президента и репрессиями против оппозиции, а также с тем, что организаторы убийств и нападений на журналистов так и остаются безнаказанными.

Индексы свободы прессы, составляемые ежегодно организацией «Репортеры без границ» ((Reporters sans frontieres, RSF), традиционно считаются одними из самых важных и точных оценок уровня свободы слова в той или иной стране. Свободу слова организация оценивает по многочисленным критериям: количество убийств и нападений на журналистов, угроз репортерам, уголовных дел против сотрудников СМИ, фактов цензуры и самоцензуры в СМИ, изъятия тиражей, а также уровень финансовой независимости изданий, возможности для проведения журналистских расследований, качество законов, регулирующих деятельность СМИ, наличие доступа для граждан страны к интернету.

Отвечают на вопросы анкеты, которые из года в год почти не меняются, собственные корреспонденты RSF по всему миру, а также правозащитные организации и общественные деятели. В связи с этим к объективности рейтингов RSF возникают вполне понятые претензии. Кроме того, индекс не охватывает весь список стран — членов ООН (в нем 194 позиции), не говоря уже о нескольких десятках государств с неопределенным статусом. Количество государств в самом списке из года в год варьируется, что усложняет понимание динамики свободы слова в отдельно взятой стране.

Впрочем, как раз в индексе 2013 года с последним сложностей не было. В список 2011/2012 года была добавлена всего одна страна — Южный Судан, ставший независимым государством в 2011 году. Вместе с ним в рейтинг попали еще 178 стран — как и в 2013 году. Таким образом, движение всех стран по рейтингу, в том числе и России, стало более очевидным. Россия за последний год потеряла шесть позиций, откатившись со 142-го на 148-е место.

В аннотации к рейтингу сообщается, что Россия «снова упала» в рейтинге — действительно, последние несколько лет позиции России практически постоянно понижаются. Существенно подняться ей удалось только в индексе 2010 года, заняв 140-е место из 178 (в процентном соотношении состояние свободы слова оказалось «неудовлетворительным» на 78,6 процента) — в 2009-м году Россия оказалась на 153 месте из 175 (87,4 процента). Столь резкий скачок выглядит странно, учитывая, что RSF публикует свои рейтинги в начале следующего года и подводит итоги года ушедшего; таким образом, относительно «благоприятный» для России индекс 2010 года резюмирует события 2009-го, в котором вместе с адвокатом Станиславом Маркеловым была убита журналистка Анастасия Бабурова.

После публикации индекса 2010 года ситуация со свободой слова в России снова начала ухудшаться, хоть и медленно: согласно сдвоенному индексу за 2011-2012 год, Россия оказалась уже на 142-м месте из 179 (79,3 процента). Тогда в отчете RSF отмечалось, что ситуация со свободой слова в стране находится в состоянии «унылой стагнации». Среди достижений тогда был назван приговор, вынесенный по делу об убийстве Бабуровой и Маркелова. В мае 2011 года суд приговорил националиста Никиту Тихонова к пожизненному заключению за двойное убийство, а его подельницу Евгению Хасис — к 18 годам колонии. Однако, как отметили в RSF, несмотря на то, что этот приговор «дает некоторую надежду» на рост защищенности журналистов, остальные убийства и нападения на репортеров так и остаются не расследованными.

Ситуация не улучшилась и в минувшем году. В частности, уже два года безымянными остаются организаторы и исполнители нападения на бывшего спецкора «Коммерсанта» Олега Кашина, о чем его коллеги в прошедшем году еще раз напомнили премьер-министру Дмитрию Медведеву. В начале 2012 года был вынесен приговор экс-сотруднику МВД Дмитрию Павлюченкову, которого признали виновным в организации убийства Анны Политковской. Однако заказчики убийства журналистки «Новой газеты» так и не названы, несмотря на то, что расследование длится уже шесть лет. Кроме того, в июне 2012 года произошел беспрецедентный скандал, когда глава Следственного комитета Александр Бастрыкин вывез «в лес» шеф-редактора «Новой газеты» Сергея Соколова. Из-за угроз Бастрыкина журналист был вынужден на время покинуть страну. Дело закончилось извинениями главы Следственного комитета. Все это, по-видимому, и дало возможность респондентам свежего индекса RSF заявить, что по итогам 2012 года ситуация с защищенностью журналистов и безнаказанностью людей, стоящих за убийствами и нападениями, остается неизменной.

Этот почти уже постоянный пункт в характеристике свободы слова в России и стал одной из главных причин резкого падения в рейтинге RSF. Другая причина связана с усилением репрессий в отношении СМИ со стороны власти, которые, как отмечают в отчете RSF, начинают напоминать репрессии советских времен. Усиление давления на свободу слова в «Репортерах без границ» связывают с возвращением Владимира Путина на должность президента и волной протестов, начавшихся зимой 2011 года. В отчете отмечается, что власть отреагировала на «протесты беспрецедентного масштаба» масштабными же карательными мерами: возвращением статьи за клевету в уголовный кодекс (отмене которой RSF только успела порадоваться в предыдущем отчете), усилением контроля за интернетом, запретом на иностранное финансирование правозащитных некоммерческих организаций.

На протяжении целого года «Репортеры без границ» публиковали отчеты об ухудшении ситуации со свободой слова в России. В организации обратили особенное внимание на такие инициативы властей, как создание реестра запрещенных сайтов, вступление в силу закона «О защите детей», возвращение уголовного наказания за клевету, внесение на рассмотрение закона об оскорблении религиозных чувств — и, соответственно, возможность использовать все эти законодательные меры против СМИ. Кроме того, в «Репортерах без границ» регулярно публиковали материалы об участившихся DDoS-атаках на сайты либеральных СМИ, а также арестах и избиениях журналистов полицией во время мартовских и майских акций протеста.

31 января правозащитная организация Human Rights Watch представила свой ежегодный отчет, в котором выступила куда жестче «Репортеров без границ» и заявила, что по итогам возвращения Владимира Путина к власти ситуация с правами человека в России оказалась «худшей за всю новейшую историю» страны. Но по количеству уже принятых законов, которые так или иначе ограничивают деятельность СМИ, и по скорости и легкости, с которыми парламент рассматривает даже самые одиозные законы, можно предположить, что в следующем году оценки «Репортеров без границ» будут куда жестче. А у российских журналистов появится куда больший повод для тревоги, чем пресловутая «гребаная цепь».

< Назад в рубрику