Мир
02:33, 2 февраля 2013

Молчи, скрывайся и бомби ВВС Израиля вмешались в сирийскую гражданскую войну

Иван Яковина
Самолеты ВВС Израиля
Фото: Oded Balitly / AP

Израильская авиация в ночь на 30 января нанесла удар по сирийским целям — впервые с начала гражданской войны в этой стране. Данные о том, как, где и что именно было уничтожено, разнятся, однако в любом случае появление нового игрока в этом конфликте может спутать все карты как правительству Башара Асада, так и повстанцам.

Точной информации о том, что произошло в предутренние часы 30 января, немного. Три звена по четыре боевых самолета одно за другим взлетели с авиабаз на севере Израиля, прошли над морем, углубились в ливанское воздушное пространство и на низкой высоте вне зоны действия радаров направились к границе с Сирией. Там истребители отбомбились, после чего тем же маршрутом вернулись на базы. Собственно, больше ничего о произошедшем доподлинно неизвестно. Начинаются разночтения.

По данным многочисленных источников в регионе, а также в США, израильтяне уведомили американское руководство о намерении уничтожить конвой из грузовиков, перевозивших «опасные вооружения» в Южный Ливан, где базируется движение «Хизбалла». Назывались даже виды этого оружия: противовоздушные комплексы «Бук-М1-2», противокорабельные крылатые ракеты П-800 «Яхонт» (и то, и другое российского производства), а также компоненты для создания боевых отравляющих веществ — зарина и иприта.

Смысл этой поставки объясняется так: сирийское правительство пытается спасти наиболее ценные и потенциально опасные образцы вооружений и боевой техники, отправив их «на хранение» в Ливан. Нынешний характер гражданской войны не предполагает использования ни противокорабельных ракет, ни комплексов ПВО, ни химического оружия. Все это добро сейчас висит балластом на сирийской армии. При этом бросить столь дорогие игрушки жалко, а на их охрану и обслуживание тратятся драгоценные по нынешним временам ресурсы сирийской армии.

Кроме того, именно такого военного оборудования не хватает движению «Хизбалла», которое в техническом отношении безнадежно отстает от своего извечного противника Израиля. Для шиитских радикалов сбить израильский самолет или потопить корабль — это великая победа и настоящий праздник, поэтому «Буки» и «Яхонты» для них поистине бесценны. В общем, от вывоза военного оборудования в Ливан выиграли бы и поставляющая, и принимающая стороны.

Проиграл бы, разумеется, лишь Израиль. Поэтому уничтожение подобного каравана с оружием — прямая обязанность израильских ВВС. Причем желательно было сделать это не на сирийской территории, чтобы не доводить до международного скандала. А вот местность, где базируется «Хизбалла», подходит идеально. Ливанское правительство там ничего не контролирует, а сама эта организация во многих странах числится террористической.

Однако и сирийцы, и ливанцы утверждают, что в действительности израильтяне разбомбили научный центр под Дамаском, специализировавшийся на «изысканиях в области вооруженного сопротивления». О том, что именно изучали в центре с такой специализацией, остается только догадываться.

Выяснить, какая из этих версий соответствует действительности, могли бы помочь те, кто, собственно, бомбил, — израильтяне. Но они наотрез отказываются комментировать произошедшее, давая понять: «мы тут ни при чем, ничего не знаем». Никто в это, конечно, не верит, но все знают, что если израильтяне решили о чем-то молчать, то мнения своего в обозримой перспективе не изменят.

Тут надо сказать несколько слов о международной реакции на произошедшее. Даже не разобравшись, в чем там дело, бомбардировку в несколько истерическом тоне осудил МИД РФ. При этом российские дипломаты честно признались, что толком ничего не знают, снабдив очередную «глубокую озабоченность» стыдливой вводной «если эта информация подтверждается...». Компанию в осуждении «акта варварской агрессии» российскому МИДу составили Иран и все та же «Хизбалла». Даже Китай, лояльно относящийся к нынешнему сирийскому режиму, предпочел промолчать до выяснения обстоятельств удара.

Тем временем большинство экспертов склоняются к мнению, что израильтяне все-таки уничтожили именно колонну с оружием, причем сделали это на территории Ливана. В пользу этой версии свидетельствуют сразу несколько фактов. Во-первых, Дамаск и его пригороды плотно прикрыты от удара с воздуха самыми современными комплексами ПВО, состоящими на вооружении сирийской армии. Сам «исследовательский комплекс», который якобы подвергся удару, стоит на горе. То есть самолетам все равно пришлось бы подниматься выше, в зону действия радаров, чтобы ударить по нему. Выходит, что либо все те же «Буки» ни на что не годятся, либо бойцы сирийского ПВО что-то слишком бурно отмечали, либо кто-то в чем-то заблуждается.

Во-вторых, сирийское государственное телевидение, обычно с удовольствием смакующее последствия «преступлений кровавых сионистов», на этот раз выдало в эфир 15-секундное сообщение, уныло зачитанное диктором. Ни дымящихся руин, ни убитых детей, ни погибших ученых публике не продемонстрировали.

Ну и в-третьих, Израиль все два года сирийской гражданской войны дипломатично придерживается позиции «чума на оба ваших дома». В Иерусалиме охотно соглашаются и с тем, что Асад — кровавый тиран, планомерно изводящий свой же народ, и с тем, что повстанцы — международные террористы. В этой связи израильтяне проявляли исключительную аккуратность в заявлениях о сирийском конфликте, а действий не предпринимали вообще никаких. Трудно представить, чтобы они вдруг взяли и из природной вредности совершили налет на безобидный научный центр вблизи от Дамаска.

Но и у этой точки зрения есть оппоненты. Они утверждают, что в связи с войной сирийская система ПВО пришла в крайний упадок, поэтому преодолеть ее труда не составляет. А смысл бомбардировки научного комплекса был в том, что боевики исламистского «Фронта аль-Нусра» пошли на штурм комплекса, в котором хранится все необходимое для создания химической бомбы. Отчасти эту версию подтвердили и сами повстанцы, обиженно заявившие, что научный институт с «помощью Аллаха» разгромили они, а израильтяне тут вообще ни при чем.

Надо сказать, что информацию об израильском ударе по сирийским целям оппозиционеры восприняли со смешанными чувствами. С одной стороны, они, конечно, обрадовались, что их мечта об иностранных бомбардировках правительственных сил наконец осуществилась. Но совсем не так, как они о том мечтали! Ведь с другой стороны, Асад для них — израильский шпион, который фактически признал оккупацию Голанских высот, причем армию бросил не против «сионистского врага», а против своих же сограждан, требующих вернуть высоты. В результате отчаянного мозгового штурма сирийская оппозиция выдала удивительный документ. Авторы обвинили Израиль в нарушении сирийского суверенитета, а Асада (sic!) — в лицемерном осуждении израильской бомбардировки. В общем, Израиль помог повстанцам технически, но подсолил им морально.

Асаду израильское вмешательство тоже ни к чему. С одной стороны, он тут же объявил повстанцев сионистскими наймитами (в его положении это вполне логично), а также пообещал найти способ отомстить Израилю, причем сделать из этого «сюрприз». С другой стороны, Асад понимает, что вся его воинственная риторика гроша ломаного не стоит. Если он только попытается сунуться в Израиль со своими «сюрпризами», его власти моментально придет конец. Это у повстанцев ушел год на то, чтобы сбить десяток правительственных истребителей. ЦАХАЛ сотрет всю сирийскую авиацию в порошок буквально за несколько дней. Наземным войскам при этом тоже не поздоровится. Да и вообще, у сирийского президента сейчас не та ситуация, чтобы злить своего самого грозного соседа. Это может быть очень чревато.

Но и тут есть альтернативная точка зрения. Суть ее в том, что Асад, припертый восстанием к стенке, может попытаться сплотить народ вокруг себя, спровоцировав войну с Израилем. Надо сказать, что здесь присутствует определенная логика. Раз уж повстанцы, скрепя сердце, осудили бомбардировку Сирии, то в случае вторжения им волей-неволей придется вставать на защиту родины от внешнего врага. Президент понимает, что война против Израиля, даже заранее обреченная на провал в военном смысле, для улучшения его имиджа сделает больше, чем миллион выступлений по телевизору. Более того, в войне против «кровожадных сионистов» на сторону Сирии (и, видимо, персонально Асада) вынуждены будут встать правительства всех арабских стран, поддерживающих повстанцев, и даже Турции. В противном случае их население не поймет. Оценив все за и против, Асад все-таки может и рискнуть, выкатив израильтянам тот самый «сюрприз». Но это станет вероятным, если ситуация станет для него совсем уж отчаянной.

Многое будет зависеть и от израильской позиции. У Иерусалима сейчас очень большое искушение под шумок, пока почти не работает сирийская ПВО, разбомбить там все потенциально опасные военные объекты. Смысл этого прост: после окончания гражданской войны (кто бы в ней ни победил) Сирия еще многие годы или даже десятилетия не должна представлять серьезной угрозы Израилю. Реакция на первый авиаудар была очень вялой: израильтянам дали понять, что «плохого» Асада можно бить, не боясь осуждения со стороны мирового сообщества (Россия и Иран не в счет). Возможно, именно поэтому очередная четверка израильских истребителей пролетела над Южным Ливаном уже 1 февраля. Чем они там занимались, пока неизвестно, но вполне вероятно, что выискивали новые цели в Сирии и Ливане.

Пока трудно с уверенностью говорить, насколько велика решимость Израиля ввязаться в сирийскую гражданскую войну. Но, как показывает опыт многолетних межобщинных столкновений в соседнем Ливане, этот фактор может стать очень весомым и во многом решающим. Не исключено, что удар по сирийским целям (в Ливане или собственно в Сирии — не так уж и важно) стал разовой акцией. Но, как правило, если в дело вступают израильские ВВС, миром ситуация редко заканчивается.

< Назад в рубрику