Утка по-тегерански

Иран показал перспективный истребитель, неспособный летать

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад на презентации Qaher-313
Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад на презентации Qaher-313
Фото: Hossein Zohrevand / AP

В Иране состоялась демонстрация прототипа нового истребителя Qaher-313. Как водится, иранские военные поспешили заявить об огромном боевом потенциале самолета, который не только практически незаметен для радаров, но и обладает передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием и инновационными техническими решениями. Тем не менее показанный иранскими телеканалами и информационными агентствами самолет своим внешним видом и размерами вызывает недоумение и серьезные сомнения в своей способности к полету.

Иранская версия

Презентация перспективного иранского истребителя Qaher-313 («Завоеватель-313») состоялась 2 февраля 2013 года и была приурочена к празднованию исламской революции 1979 года. «Этот передовой самолет с очень маленькой эффективной площадью рассеяния способен выполнять боевые задачи на малой высоте», ─ заявил иранскому телевидению министр обороны Ахмад Вахиди, стоя перед вращающимся на специальном постаменте прототипом истребителя. При этом руководитель проекта Qaher-313 Хассан Парванех отметил, что «самолет от А до Я состоит из иранских комплектующих».

Прототип самолета построила Организация авиационной промышленности, подразделение министерства обороны Ирана. Представленный широкой общественности самолет очень странного вида имеет интегральную компоновку и создан по схеме «утка» с чрезмерным передним горизонтальным оперением, крылом нормальной стреловидности с отклоненными на 60-65 градусов вниз законцовками и «разваленными» в стороны килями. Внешние формы Qaher-313 ─ рубленые, видимо, в угоду снижения радиолокационной заметности. Еще одним достижением иранских инженеров является беспереплетный фонарь.


По словам Вахиди, Qaher-313 построен из высокотехнологичных материалов, имеет передовое бортовое радиоэлектронное оборудование и способен применять высокоточные типы боеприпасов иранской разработки. Кроме того, самолет может выполнять взлет и посадку с очень коротких взлетно-посадочных полос. Как передает иранское агентство Press TV, Qaher-313 напоминает американский истребитель F-5E/F Tiger II (в чем заключается сходство, не уточняется), но по своим возможностям соответствует F/A-18 Hornet. Судя по кадрам иранского телевидения, самолет уже существует в виде летного прототипа, проходящего интенсивные испытания в воздухе.

По словам президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, присутствовавшего на презентации Qaher-313, этот самолет «демонстрирует волю иранского народа к покорению научных вершин и построен для сдерживания, а не для нападения».

Взгляд со стороны

Внешне иранский истребитель напоминает смесь из американских прототипов боевых самолетов Boeing Bird of Prey и Lockheed Martin Have Blue (последний, к слову, в конце 1970-х ─ начале 1980-х годов вырос в серийный штурмовик F-117 Night Hawk). В США оба этих самолета разрабатывались с упором на малозаметность. При этом Bird of Prey строился еще и устойчивым по всем трем осям, что облегчало пилотирование самолета, а также делало его относительно маневренным на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Именно этим была обусловлена странная конструкция американского летательного аппарата.

От Bird of Prey Иран, по-видимому, решил позаимствовать скошенные вниз законцовки крыла, призванные реализовать принцип волнолета. Аналогичный принцип использовался и в другом американском самолете ─ XB-70 Valkyrie (у него края крыла в полете опускались вниз на угол в 65 градусов). Опущенные вниз концы крыльев позволяют удержать под крылом сверхзвуковую ударную волну, тем самым увеличивая давление под крылом за счет скачков уплотнения. В результате, по данным американских исследований 1960-х годов, удается увеличить аэродинамическое качество самолета на 30 процентов.

Наконец, опущенные вниз законцовки крыла позволяют не только увеличить на высоких скоростях отношение подъемной силы к сопротивлению воздуха, но и служат дополнительными вертикальными стабилизаторами, в целом улучшая управляемость летательного аппарата. Впрочем, на боевой технике со времени Valkyrie загнутые вниз законцовки крыла практически не использовались, но широко применялись на планерах и небольших легких самолетах. В гражданской авиации такой тип концов крыла известен как «законцовки Хёрнера», в честь немецкого ученого Зигхарда Хёрнера, впервые описавшего их в 1952 году.

Переднее горизонтальное оперение иранского истребителя Qaher-313 чрезмерно увеличено и больше напоминает крыло. Судя по фотографиям, оно не выполнено цельноповоротным, как, например, оперение у истребителей Су-30МКИ, Rafale или Typhoon, но имеет механизированную заднюю аэродинамическую плоскость. Длина переднего оперения и крыла (до сгиба законцовки) примерно одинакова. Вероятно, по замыслу конструкторов, законцовка призвана, помимо прочего, при сохранении малых габаритов самолета увеличить длину и площадь крыла.

«Разваленные» в стороны кили истребителя также не являются цельноповоротными. Воздухозаборники, расположенные по сторонам чуть позади кабины пилота, крайне малы. Вероятнее всего, их просвет будет недостаточным для обеспечения стабильной работы двигателя на больших скоростях полета. К слову, самолет выполнен однодвигательным, причем расположение сопла (оно сильно утоплено в фюзеляж) заставляет предположить, что задняя часть Qaher-313 при полете сильно разогревается. «Утопленным» сопло, похоже, сделано в угоду снижения заметности в инфракрасном спектре ─ часть горячей газовой струи из двигателя должен закрывать фюзеляж.

Какой тип двигателя установлен на самолет, неизвестно. Аналитики Flight International предположили, что речь идет о копии или иранском варианте американского двигателя General Electric J-85. В частности, такие устанавливались на американские истребители F-5, поставлявшиеся Ирану в 1960-1970-х годах. По современным меркам, такие двигатели уже крайне слабы ─ они могут выдавать максимальную тягу в 15,5 килоньютона и 22,2 килоньютона в режиме форсажа. Для сравнения, двигатели F/A-18 могут выдавать тягу в 48,9 килоньютона и 79,2 килоньютона в режиме форсажа каждый.

Насколько мощности единственного J-85 достаточно для Qaher-313, сказать сложно ─ весовые параметры самолета Иран не раскрыл. Сам представленный прототип в сюжете иранского телеканала по сравнению со стоящими рядом с ним людьми выглядит небольшим. Возможно, J-85 для самолета будет вполне достаточно, но небольшие габариты Qaher-313 указывают на то, что какими-то выдающимися боевыми качествами самолет не отличается. При этом носовая часть истребителя настолько мала, что возможность установки в нее радиолокационной станции вызывает серьезные сомнения.

Наконец, обнародованная агентством FARS фотография кабины пилота показывает примитивную панель приборов, с обратной стороны которой, к слову, практически не видно проводки (хотя защитного кожуха за панелью просто нет). Это, кстати, заставляет предположить, что общественности показали даже не прототип, а макет самолета. При этом, как отмечает The Aviationist, на панели присутствуют несколько приборов, характерных только для небольших самолетов гражданской авиации. Кабина пилота закрывается прозрачным сильно искажающим плексигласовым фонарем. Следует также отметить, что она очень тесна и фонарь, скорее всего, не закроется, если внутри будет находиться летчик.

Выводы

В целом технические решения, использованные Ираном в прототипе Qaher-313, сами по себе интересны, но все вместе оставляют впечатление, что самолет этот летать не может. Да и выглядит он скорее большим макетом, нежели полноценным истребителем. Сомнения вызывает также способность Ирана создавать по-настоящему прорывные технологии ─ страна уже несколько десятилетий находится под действием международных санкций и практически не имеет доступа к мировым техническим наработкам. Собственной же развитой промышленности у Ирана нет.

Наконец, не убеждает и запись якобы полетов Qaher-313, на которой самолет, внешним видом напоминающий перспективный иранский истребитель, быстро и ловко «рассекает» кадр на фоне темнеющего неба. Странно, что, показав резвые полеты Qaher-313, иранское телевидение почему-то не посчитало необходимым показать взлет и посадку «продвинутого» истребителя. Скорее всего, полеты на видеозаписи выполняет радиоуправляемая модель ─ оценить по кадру истинные размеры аппарата не представляется возможным.

За последние несколько лет Иран объявил о создании нескольких новых типов вооружений и военной техники, включая зенитную ракетную систему (по заявлению иранских военных она сопоставима с российскими С-300, но внешне очень похожа на американскую MIM-23 Hawk 1960-х годов) и истребители Azarakhsh («Молния») и Saeqeh («Гром»), которые являются всего лишь копией и доработанной копией американского F-5, выпускавшегося с 1959-го по 1987 год. Однако вся эта техника, по большому счету, преследует лишь одну цель ─ не запугать вероятного противника, а поддержать моральный дух «иранского народа».

Обсудить
Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы
Зачем Подгорица обвиняет Москву в попытке переворота
Виталий ЧуркинМаэстро дипломатии
Накануне своего дня рождения скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
People watch as India's Polar Satellite Launch Vehicle rocket takes off from the Satish Dhawan space center in Sriharikota, 90 kilometers (56 miles) north of Chennai, India, Monday, April 20, 2009. India on Monday launched the all-weather satellite to enhance its capability to monitor its sea and land borders and natural disasters, an official said. (AP Photo) ** INDIA OUT **Гонки на небесных ладьях
Азиатские державы рвутся в космос
Закат Запада
В Мюнхене самые влиятельные политики мира похоронили старый мировой порядок
Натянуть уши на нос
Шесть необычных поводов для обращения к пластическому хирургу
DATE IMPORTED:July 26, 2008Cambodian ride on a van leaving Phnom Penh city for their hometown, at a bus station July 26, 2008 for voting day tomorrow. Cambodia is due to hold a general election on July 27. «Тут во всем винят русских»
История уроженки Ростова-на-Дону, переехавшей в Камбоджу
Мусорщик в ИндииУ каждого дела запах особый
Daily Mail выбрала самые отталкивающие профессии в мире
Счастливы порознь
В США и Европе вошло в моду превращать развод в праздник
Тест: Самые безумные ПДД
Трудный тест на знание правил дорожного движения разных стран
Вырви глаз
15 слишком эпатажных проектов известных тюнинг-ателье
Как едет обновленная «Октавия»
Зачем Skoda Octavia новые фары и что случилось с ее подстаканником
Как клиенты мстят дилерам
Топор, кувалды, телеги с сеном и другие способы отомстить производителю
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды