Со дня введения запрета на продажу наличной иностранной валюты в Узбекистане прошла уже неделя. Результаты пока не впечатляют. «Черный рынок» валюты, который власти вроде бы намеревались ликвидировать, никуда не исчез, хотя валютчики и стали работать осторожнее. У тех, кто попытался следовать новым правилам и покупать доллары через пластиковые карты, уже возникли сложности. Люди жалуются, что карточки, оформленные в Узбекистане, за рубежом не обслуживаются — а значит, и снять с них валюту не получается.
Власти Узбекистана, похоже, нашли «крайних». 7 февраля стало известно, что задержаны руководители ряда банков. Как сообщил источник в правоохранительных органах, банкиров обвиняют в создании преступной схемы, заключавшейся в том, что валюта закупалась по государственному курсу (который значительно ниже неофициального), а затем передавалась для перепродажи на «черный рынок».
Схема, как утверждается, действовала в период с 2010 по 2012 годы. Среди задержанных оказались, в частности, заместитель председателя банка «Ипотека» и его коллега, управляющий ташкентским филиалом. А топ-менеджеры «Халк банка», как заявил представитель силовых структур, «пустились в бега».
Между тем «черный рынок» валюты в Узбекистане сформировался еще в начале 1990-х годов. И существовал он все это время отнюдь не в подполье. Менялы открыто предлагали свои услуги (например, на местных рынках). А купить доллары и евро в официальных обменных пунктах, как отмечает "Фергана", было практически невозможно: обменники «контролировались силовиками и полумафиозными структурами». «Черный рынок» в этих условиях процветал.
Все это было бы невозможно, если бы его участники не имели прочной «крыши», заинтересованной в сохранении сложившегося положения дел. О масштабах коррупции в этой сфере можно лишь строить догадки. «В условиях малой ликвидности валютного рынка все валютные операции стали объектом наживы определенных лиц и всех, кто с ними связан, — деликатно отмечает "Фергана". — Коррупционная страта этого аспекта очень велика — от банкиров до работников президентского аппарата».
Менялы работают по четкой схеме, которая, как пишет Uznews, продолжила действовать и после того, как наличный обмен валюты был запрещен. Каждое утро некие «кураторы» снабжают их запасом наличной валюты и устанавливают курс. По распространенному мнению, эти люди, способные оперировать большими суммами наличной валюты (в Узбекистане формально действует ограничение на официальную покупку иностранной валюты — не более двух тысяч долларов в квартал), так или иначе связаны с властью. Те из валютчиков, с которыми общался корреспондент издания, не знали, какие конкретно структуры представляют их «кураторы». Некоторые, по информации Uznews, строя догадки о возможном источнике поступления валюты, кивают на Центробанк.
То, что менялы продолжают работать спустя неделю после введения запрета, можно расценивать как свидетельство того, что их «кураторов» запрет не напугал и они продолжают снабжать «черный рынок» долларами и евро, практически не боясь наказаний. Задержание нескольких банкиров на этом фоне выглядит как показательная акция. Если бы власти решили всерьез взяться за тех, благодаря кому в стране продолжает действовать «черный рынок», арестовывать пришлось бы очень многих. В том числе тех, кто оказывает валютчикам покровительство. Вряд ли дело до этого дойдет.
Запрет на продажу наличной иностранной валюты в Узбекистане был введен 1 февраля. Решение было принято на уровне президента. В постановлении главы республики Ислама Каримова утверждалось, что новый порядок введен «в целях дальнейшего укрепления статуса национальной валюты как единственного законного платежного средства на территории Республики Узбекистан» и «совершенствования механизма осуществления валютно-обменных операций».
Новые правила означали, что для покупки иностранной валюты жителям Узбекистана придется теперь заводить карты международных платежных систем (Visa или MasterCard). Средства туда будут перечисляться с карточных счетов в национальной валюте — узбекских сумах — с соответствующей конвертацией. При этом возможности использовать зачисленные на карту доллары или евро были существенно ограничены. Картами разрешено было оплачивать учебу или лечение за границей, в самом Узбекистане их можно использовать для покупки авиабилетов.
Для того чтобы снять с карточки валюту, согласно новым правилам, придется выехать из Узбекистана, однако гарантий того, что там человек сможет-таки получить наличные, нет. На территории республики деньги с карты снять тоже можно — но только с конвертацией в сумы.
В день введения запрета портал Uzmetronom, ссылаясь на бизнесменов, регулярно бывающих за рубежом, отмечал, что карты VISA International и MasterCard, выданные в банках Узбекистана, «в большинстве государств не обслуживаются». «Проблема в том, что все платежи по этим международным картам проводятся через корреспондентские счета американских банков, а узбекские банки не заключили с ними соответствующие соглашения, — пояснял ресурс. — К тому же карты, выданные в Узбекистане, не обеспечены валютными резервами в объемах зачисленной на них валюты. Таким образом, надежды местных частных предпринимателей на то, что по картам VISA International и MasterCard, полученным на родине, можно будет приобрести товар за границей, совершенно беспочвенны».
Опасения оказались обоснованными. Легальную систему покупки валюты, как отмечает Uznews, на днях испытали двое жителей Ташкента: Михаил и Эркин. Они завели карточки Visa Electron в Национальном банке Узбекистана и «Узпромстройбанке», зачислили туда доллары, а затем выехали в соседний Казахстан и попытались получить наличные. В приграничном городе Сарыагач они обошли банкоматы нескольких банков, но снять деньги так и не смогли — оформленные в Узбекистане карты эти банкоматы не принимали. Попытка поменять деньги через банковских операторов тоже не удалась, правда, те вместо наличных долларов предлагали поменять сумы на казахстанскую валюту — тенге.
В конце концов Михаилу и Эркину все-таки повезло: в одном из банков им согласились обналичить по 500 долларов. Но деньги в итоге получил лишь Михаил, открывший карту в Национальном банке Узбекистана. Его другу было сказано, что «Узпромстройбанк», где у него открыт счет, не дал авторизации. Владелец карты, вернувшись в Ташкент, пришел в филиал этого банка и потребовал объяснений. В ответ ему заявили, что, по указанию Центробанка Узбекистана, снимать с карты можно не более 100 долларов в сутки. На просьбу показать документ, в котором упоминалось бы это ограничение, служащий банка, как сообщается, лишь пожал плечами.
Получается, что «дырку» в новых правилах, позволявшую выехать за границу специально для свободного обналичивания долларов и евро, почти сразу же прикрыли. Деньги получить можно, но лишь сравнительно небольшими порциями (если, конечно, зарубежный банк вообще согласится обслужить выданную в Узбекистане карту). «К примеру, если вам надо снять с карты две тысячи долларов, то вам придется прожить, допустим, в отеле Малайзии 20 дней, и эти деньги сами собой уйдут на оплату проживания, — откровенничает представитель одного из узбекских банков. — Так что людям стало невыгодно покупать доллары на карточки и обналичивать их за границей».
В самом Узбекистане при этом нелегальный обмен долларов и евро продолжается. В начале февраля СМИ со ссылкой на источник в правоохранительных органах Узбекистана распространили информацию, что в стране начались массовые аресты менял. Таким образом, как утверждал источник, власти пытаются помешать росту курса иностранной валюты по отношению к узбекскому суму. «Мысль такая: не будет брокеров, не будет возможности продавать и покупать валюту, соответственно, на нее нет спроса, расти валюта не будет, а возможно, курс валют по отношению к суму даже упадет», — цитировало его РИА Новости.
Позднее, однако, выяснилось, что аресты, если они и проводятся, массовыми пока не стали. В Ташкенте, по информации корреспондентов «Ферганы» и Uznews на 6 февраля, валютчики работают на прежних местах. Хотя озабоченности ситуацией не скрывают. «Тревожность чувствуется во всем, — отмечает корреспондент. — Менялы озабоченно озираются по сторонам, и предложения купить доллары, российские рубли или казахстанские тенге звучат от них почти шепотом... Желающих продать валюту они отводят в сторону... обмен стараются совершить как можно быстрей и незаметней для посторонних глаз».
По неофициальной информации, продолжается и нелегальная торговля за наличные доллары (официально продажа товаров и оказание услуг за иностранную валюту в Узбекистане запрещены). По сведениям Uzmetronom на 7 февраля, в прежнем режиме функционирует, в частности, ташкентский рынок Абу Сахий, «персонал которого традиционно работает с наличными долларами». Издание получило информацию, что там якобы проводится масштабная проверка, однако в администрации рынка это опровергли.
Один из комментаторов на Uznews подтвердил, что Абу Сахий работает по-старому. «Купил вчера пылесос за доллары. Цены на товары называют в долларах, — пишет он. — Налоговые службы побоятся зайти с проверкой на этот рынок — вотчину младшей дочки. :)». С учетом того, что за персоны «младшая дочка» и ее папа (владение рынком приписывают дочери президента Узбекистана), удивляться тут действительно нечему.