Россия
16:51, 7 февраля 2013

Царское наследие Ради президента России возродят бренд «Руссо-Балт»

Василий Сычев
Владимир Путин
Фото: Jorge Silva / Reuters

Участники проекта «Кортеж», в рамках которого планируется разработать и наладить выпуск автомобилей представительского класса для правительства России, планируют возродить царский бренд «Руссо-Балт» или даже создать новый ─ «Орел». Планы находятся на предварительной стадии проработки, и подробности пока неизвестны. Ясно одно: создание новых отечественных автомобилей с нуля может повлечь за собой множество сложностей технического характера и в конечном счете нанести вред российскому имиджу, хотя на самом деле проект «Кортеж» преследует прямо противоположные цели.

Рождение «Кортежа»

Разработка нового лимузина для президента России началась еще в 2004 году. Тогда проект имел название «Монолит»; им занималась частная компания «Депо-ЗИЛ». В 2006 году компания получила заказ Федеральной службы охраны на разработку президентского автомобиля, а спустя несколько лет ─ в 2012 году ─ представила первую ходовую модель лимузина ЗИЛ-4112Р. За основу был взят советский ЗИЛ-41047, который специалисты «Депо-ЗИЛ» практически полностью перепроектировали, сохранив лишь передние и задние элементы, капот и ручки дверей, рулевое управление и подвески.

В отличие от базовой версии, новая машина стала короче на 110 миллиметров, а сама база увеличилась на 200 миллиметров. Автомобиль получил «зиловский» двигатель V8 объемом 7,7 литра, работающий на бензине стандарта Евро-4 и развивающий мощность в 340 лошадиных сил. Кроме того, на президентский лимузин установили пятиступенчатую автоматическую коробку передач, специально разработанную американской компанией Allison Transmission. ЗИЛ-4112Р также получил дисковые тормоза с антиблокировочной системой и системой стабилизации фирмы Bosch.

В салоне специалисты «Депо-ЗИЛ» установили четырехзонный климат-контроль, электропривод оконных шторок, удобные сидения и распашные пассажирские двери со специальным замком, в закрытом виде обеспечивающие высокую жесткость корпуса. Салон полностью проектировался в России, хотя выполнен из импортных материалов. В перспективе «Депо-ЗИЛ» планирует значительно доработать получившийся лимузин, например, заменив заднюю рессорную подвеску пневматической. В декабре 2012 года появились сообщения, что президент России Владимир Путин забраковал ЗИЛ-4112Р, но позднее директор «Депо-ЗИЛ» эту информацию опроверг.

Пока велась инициативная разработка нового лимузина для президента, полномочия по закупке правительственных автомобилей перешли Министерству промышленности и торговли. Желая создать для российских властей новый комфортабельный автомобиль, ведомство весной 2012 года активизировало работы по созданию машины. Новый проект получил название «Кортеж», а к разработке автомобиля были привлечены «ГАЗ», «ЗИЛ», Marussia (специализируется на производстве спортивных автомобилей премиум-класса) и Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ).

Сегодня проект «Кортеж» предусматривает создание не только лимузина для президента, но также машин представительского класса для правительства и парламентариев, автомобилей сопровождения для силовых ведомств и упрощенных версий авто для открытой продажи на рынке. Именно благодаря продаже упрощенных версий всем желающим участники проекта намерены привлечь частных инвесторов и сделать «Кортеж» прибыльным начинанием. Об этом в начале 2013 года заявил управляющий делами президента России Владимир Кожин.

В январе 2013 года об экономической стороне проекта «Кортеж» рассказал и министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. «В первую очередь в его основе (в основе проекта "Кортеж" ─ примечание "Ленты.ру") экономическая целесообразность. Наша задача ─ обеспечить создание целой линейки автомобилей представительского класса, имеющих свою рыночную нишу и сегмент на потребительском рынке», ─ заявил Мантуров, отметив, что по этой причине планируется на базе президентских машин создать также авто для госчиновников и для массового потребления.

Общие затраты на проект «Кортеж», включая разработку и испытание новых автомобилей, а также и само их производство, оцениваются в 40 миллиардов рублей, причем на создание и отладку прототипов один из участников (его выберет правительство России) получит миллиард рублей. Реализация проекта «Кортеж» сегодня проводится в форме конкурса, каждый из участников которого предлагает свое видение автомобиля, достойного президента России. Фавориты соревнования пока неизвестны; ожидается, что правительство выберет наиболее понравившийся вариант до конца первого квартала 2013 года.

Варианты

Группа «ГАЗ» намерена в рамках проекта «Кортеж» возродить президентские лимузины под маркой «Чайка». Для сборки автомобилей планируется использовать платформу Mercedes-Benz S 600 W221 Pullman Guard. На таком автомобиле российский президент ездит сейчас. Всего «ГАЗ» в рамках проекта намерен выпустить девять машин: две «Чайки», один седан представительского класса «Волга» на базе Bentley Mulsanne или Volkswagen Phaeton, четыре внедорожника «ГАЗ» на базе Volkswagen Amarok и два микроавтобуса собственной разработки под маркой GAZelle Next.

По предварительной оценке, для подготовки мелкосерийного производства автомобилей для проекта «Кортеж» «ГАЗу» потребуется около 1,1 миллиарда рублей. По данным Министерства промышленности и торговли, стоимость российских лимузинов на зарубежной платформе будет на 10-20 процентов ниже импортных оригиналов. Например, «Чайка» будет стоить около семи миллионов рублей. Для сравнения, стоимость Mercedes-Benz S 600 составляет около восьми миллионов рублей. В случае реализации проекта «ГАЗа» производство машин можно будет начать уже в 2015 году, а стоимость его составит всего четыре миллиарда рублей.

Marussia совместно с НАМИ предложила более дорогой проект ─ его стоимость оценивается в 15 миллиардов рублей. Производство автомобилей планируется начать в 2017 году. Подробности этого проекта пока неизвестны, за исключением того, что под брендом Marussia для «Кортежа» будет налажено производство спортивных и эксклюзивных модификаций автомобилей. Непосредственной разработкой новых моделей займется НАМИ, а Marussia будет создавать компонентную базу и привлекать иностранных поставщиков. Предположительно основное производство разместится на мощностях компании «МосАвтоЗИЛ».

В конце января 2013 года Marussia и НАМИ объявили открытый конкурс «Автомобиль для президента», в котором могут принять участие все желающие, достигшие 18 лет. Дизайн автомобилей должен включать в себя современный мейнстрим (BMW, Mercedes, Bentley и Rolls-Royce), «осовремененную» версию советских или царских моделей («ЗИЛ», «Чайка», «Руссо-Балт») и перспективный облик. Всего нужно прислать шесть изображений: четыре для лимузина и по одной для внедорожника и минивэна.

Участники «Кортежа» также рассматривают возможность возрождения бренда «Руссо-Балт», под которым в 1908-1922 годах было выпущено около четырех тысяч автомобилей. Использование этого бренда поддерживает НАМИ. Выпуском автомобилей «Руссо-Балт» занимался Русско-Балтийский вагонный завод, основанный в Риге в 1869 году. В 1915 году автомобильный отдел завода был эвакуирован в Москву. Во времена «перестройки» он занимался производством прицепов к легковым автомобилям, в 1990-х годах вошел в состав Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева и сейчас специализируется на авиации.

В числе известных владельцев автомобилей марки «Руссо-Балт» были князь Константин Романов, княжна Мария Романова, отставной премьер-министр Сергей Витте, князь Сергей Голицын и промышленник Эдуард Нобель. Автомобили российской марки были широко известны за границей ─ на их счету несколько побед в престижных соревнованиях. К примеру, «Руссо-Балт» стал первым автомобилем, сумевшим добраться до вершины вулкана Везувий.

Попытка возродить автомобильную марку «Руссо-Балт» была предпринята в 2000-х годах. В 2006-м на Женевском автосалоне демонстрировался автомобиль «Руссо-Балт» Impression, авторами которого стали Владимир Райхлин (настраивал двигатели для Кубков Porsche) и бизнесмены Виктор Такнов и Анатолий Михайлов. Тогда же питерская компания «Руссо-Балт», владеющая автомобильными товарными знаками «Руссо-Балт» и Russo-Baltique, прорабатывала концепцию автомобиля для президентского кортежа на базе Rolls-Royce Phantom. Но проект остался не востребованным.

Перспективы

Весной прошлого года Путин объявил, что намерен пересесть с немецкого Mercedes-Benz на лимузин российского производства. Однако все участники проекта «Кортеж» сходятся в том, что наиболее выгодным будет создание российской президентской марки лимузина на импортной базе. Во-первых, заимствование импортных технологий или даже создание машины с участием иностранной компании считается более дешевым, чем разработка полностью отечественного автомобиля с нуля. Во-вторых, в случае с иностранным партнером (в качестве такового «ГАЗ», например, предлагает привлечь BMW или Mercedes-Benz) можно будет начать производство машин в более короткие сроки ─ не позднее 2015 года.

Правда, если учесть, что «Кортеж» преследует своей целью улучшение имиджа России за счет пересаживания чиновников на отечественные автомобили, использование импортных платформ для разработки лимузинов выглядит довольно странно. Ведь в этом случае отечественного в новой машине будет разве что только дизайн, несмотря на полную локализацию производства на территории России. С другой стороны, в случае разработки президентских автомобилей с нуля сегодняшнее состояние российской промышленности гарантирует множество накладок и недоработок. А это представляет для российского имиджа гораздо большую опасность ─ неприятно будет президенту по пути на очередную церемонию инаугурации застрять на полдороге в Кремль.

< Назад в рубрику