Кампания против азербайджанского писателя Акрама Айлисли, которого обвинили в симпатии к армянам и «предательстве» собственного народа, набирает обороты. На минувшей неделе президент Азербайджана Ильхам Алиев лишил его почетного звания и президентской пенсии. Одна из местных НПО пригрозила писателю судом, заявив при этом, что у него следует отобрать государственные награды и азербайджанское гражданство. А в выходные в родном селе Айлисли состоялся митинг, на котором звучали призывы к его смерти.
Митинг прошел на центральной площади. Сельчане, по информации Haqqin.az, заявили, что не желают иметь с писателем ничего общего. Они скандировали «Смерть Акраму Айлисли!», «Предатель!» и «Акрам — армянин». По окончании митинга собравшиеся сожгли написанные Айлисли книги.
Сам писатель сравнивает происходящее с «1937-м годом». «Уже более двух недель каждый день по всем каналам идет "разоблачение"… Все это идет по худшему сценарию, который мог быть только в 1930-х годах, — констатирует он. — Против меня организовывают людей, которые говорят неизвестно что, даже не прочитав произведение». Ранее в Баку прошли акции, в ходе которых местная молодежь жгла фотографии Айлисли и требовала от него «убираться из страны»: журналисты, опросив участников одной из акций, выяснили, что роман, в связи с которым писателю предъявлялись претензии, читали далеко не все. Один из участников не смог даже толком объяснить, против кого он протестует: сказал, что выступает против какого-то «оппозиционера», имени которого не помнит.
Защищая свой роман «Каменные сны», из-за которого и началась травля, Айлисли повторяет, что цель произведения — показать возможность сосуществования азербайджанцев и армян. «Роман начинается с того, что азербайджанец бросается спасать старого армянина, которого хотят убить. Каким образом такой роман может оскорбить и унизить азербайджанский народ? — рассуждает он. — Дальше разворачивается цепочка размышлений о том, что было раньше и как можно было бы уйти от этого».
Роман, однако, не соответствовал тональности господствующей в стране пропаганды, ориентированной на обличение армян. Автор напоминал об убийствах армян, совершавшихся в Азербайджане, его герои нелестно отзывались о поведении «еразов» (азербайджанских беженцев из Армении), вдобавок, как отмечает «Радио Азадлыг» (местная служба «Радио Свобода»), в текст попали несколько «замаскированных негативных упоминаний о Гейдаре Алиеве» — бывшем лидере Азербайджана и отце нынешнего президента. Этого было более чем достаточно, чтобы вывести из себя местных ура-патриотов.
Кампания, направленная против романа и его автора, быстро вышла на официальный уровень. Отметились депутаты парламента: там предложили организовать проверку «генетического кода» у людей, выступающих с антиазербайджанских позиций, — очевидно, для того чтобы выяснить, не являются ли они армянами. Тему поддержали и в руководстве правящей партии «Ени Азербайджан»: там заявили, что Айлисли, «предав Азербайджан и азербайджанцев, решил служить народу, к которому принадлежит на генетическом уровне». У автора «Каменных снов» вдобавок предложили отобрать азербайджанское гражданство (хотя это противоречит конституции, гарантирующей, что гражданин Азербайджана не может быть лишен гражданства или выслан из страны).
Не осталась в стороне и Национальная академия наук Азербайджана. Ее президент Махмуд Керимов объявил, что академия займется «разоблачением» романа на научной основе. К этому будут привлечены институты истории, археологии и этнографии, философии, социологии и права. То есть академия наук будет заниматься разоблачением художественного произведения. Хорошо еще, что не проверкой автора произведения на генетическую благонадежность.
На фоне последних событий члены семьи Акрама Айлисли лишились работы. Сын был уволен с должности начальника отдела финансового управления таможни, где проработал более десяти лет. В управлении, как пишет «Зеркало», утверждали, что он якобы подал заявление «по собственному желанию», сам он сообщил, что такого заявления не писал. Уволили и жену писателя, которая руководила детской библиотекой. Айлисли расценил это как часть организованной против него кампании, «месть за написанный роман».
В сложившейся ситуации писатель, по его словам, «защищается, как может». Он уже обратился в зарубежные посольства с просьбой, чтобы они прочитали его роман и дали ему свою оценку. Выразил надежду на то, что свое мнение о происходящем выскажут представители русской интеллигенции.
В самом Азербайджане между тем уже нашлись люди, открыто выступившие в поддержку писателя. Журналисты, правозащитники, представители оппозиции осудили организованную против него травлю.
Лидеры оппозиции на скандал вокруг Айлисли отреагировали весьма сдержанно. Они заявили, что сам роман не одобряют, но и начавшуюся «грязную кампанию», направленную против его автора, не поддерживают. С соответствующими заявлениями выступили лидер партии Народного фронта Али Керимли, лидер партии «Мусават» Иса Гамбар (который на предстоящих осенью выборах собирается баллотироваться в президенты) и члены политсовета партии «Адалят». Примерно такое же заявление распространил и оппозиционный альянс «Общественная палата» — альянс осудил преследование Айлисли, но в то же время раскритиковал его роман, заявив, что он якобы способствует «углублению конфликта между народами».
Более резко выступили правозащитники. Организация «Институт защиты прав медиа», комментируя скандал, подчеркнула, что «в кампании очернения [писателя] активно участвуют некоторые высокопоставленные лица… и телеканалы, которые в нарушение журналистской этики и баланса, освещают данную тему односторонне и предвзято, активно участвуя в кампании травли писателя». «Реакция алиевского режима на гражданскую позицию писателя — в духе сталинских времен, — возмущается представительница другой организации («Институт мира и демократии») Лейла Юнус. — Сын и жена лишились работы, в проправительственных СМИ и на ТВ устроили постыдную кампанию травли и оскорбления. Власти сгоняют молодежь к дому писателя жечь его портреты и оскорблять».
В поддержку Айлисли выступила группа молодых писателей. Некоторое подобие поддержки он получил даже от организации, представляющей интересы западных азербайджанцев (беженцев из Армении). Центр депортации западных азербайджанцев раскритиковал его роман (возмутившись, в частности, уничижительным описанием «еразов»), однако и пропагандистскую кампанию против писателя осудил.
В центре напомнили, что Айлисли в прошлом пользовался поддержкой со стороны власти, теперь клеймящей его позором, — он был депутатом парламента третьего созыва, получал государственные награды. Организация также резонно отметила, что нападки на писателя могут быть использованы против Азербайджана. «По мере усиления атак на Айлисли, мы сами приближаем [его] к Нобелевской премии», — констатировала она.
Роман «Каменные сны», как и следовало ожидать, привлек внимание в Армении. Автора похвалили за гуманистическую позицию и мужество, с которым он отстаивает свое произведение. Поддержку Акраму Айлисли выразил в том числе председатель Союза писателей Армении Левон Аронян. «Фактически, это вызов тем идеям, которые сегодня на государственном уровне пропагандируются в Азербайджане, — сказал он о романе. — С другой стороны, я считаю это логичным, потому что истинный писатель... не может молчать». Глава Союза писателей выразил надежду, что произведение Айлисли в конечном счете будет способствовать сближению между армянами и азербайджанцами. Вопрос о том, кого из современных армянских писателей можно было бы назвать выразителем столь же гуманистической позиции в своем творчестве, он в своем комментарии не затронул.
На то, что власть в прошлом относилась к Айлисли благосклонно, обратили внимание и некоторые другие комментаторы. При этом свою позицию по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту, как пишет Рауф Миркадыров в статье, опубликованной в газете «Зеркало», писатель не скрывал и не менял. «Эта леволиберальная, интернационалистическая позиция Айлисли... хорошо известна всем, в том числе и тем, кто не настолько хорошо знаком с известным писателем лично, — отмечает автор статьи. — Еще в самом начале конфликта Айлисли... выступил со статьей, где изложил схожие взгляды. И тогда тоже был подвергнут обструкции».
Однако до тех пор, пока Айлисли не поддерживал оппозицию, «был лоялен к происходящим в стране процессам», власть, по словам Миркадырова, считала писателя «своим». Его награждали орденами, ему позволили стать депутатом: «В 2005 году он был избран в парламент именно при поддержке “ени азербайджанцев” (партии власти — прим. «Ленты.ру»). По-другому у нас не могут быть избраны даже представители оппозиции. Все по разнарядке и квоте», — констатирует автор статьи. «Когда же он вдруг решил кардинально измениться, то стал “армянином”, “врагом нации”... А роман “Каменные сны” — просто повод», — резюмирует Миркадыров.
Есть еще один аспект этой истории — вполне очевидный — заключается в том, что скандал вокруг романа позволил отвлечь внимание общественности от крайне неприятной для власти темы — волнений в регионах Азербайджана. 2013 год (год президентских выборов), как можно вспомнить, начался беспорядками в районном центре Исмаиллы. Поводом, по информации СМИ, послужило оскорбительное поведение родственника местного чиновника (власти его причастность к инциденту отрицают), недовольство людей вылилось в поджоги и акции с требованием отставки главы района. Волнения напомнили о похожих событиях в Губинском районе в прошлом году. Хотя оппозиция и поспешила объявить их предвестником «арабской весны», беспорядки тем не менее подтвердили наличие у населения протестного потенциала, который при определенных условиях может вылиться в серьезную угрозу для власти.
«Переводить на армянскую тематику, как только запахнет жареным, для наших властей далеко не новая тактика, — констатирует Contact.az. — Чуть что, так сразу армянская тематика, чтобы граждане поорали, пар повыпускали, позлились на армян». До выборов эта карта, можно не сомневаться, будет использована еще не раз. Издержки в случае с Айлисли (то, что, к примеру, его «оскорбительному» роману скандал обеспечил масштабную рекламу, в том числе и за рубежом), очевидно, были признаны приемлемыми.
«До каких пор мы будем винить во всем армян и носиться как курица с яйцом с идеей о том, как мы пострадали, как над нами издевались в прошлом и какая это боль для нашего народа (и не надо приводить в пример армянский аналог с их идеей геноцида, сейчас речь о нас, а не о них), — пишет Contact.az, — забывая о том, что правительство Алиевых делает с нами сейчас, сегодня, каждый день». Что же, хороший вопрос.