Министерство обороны России решило провести базовый доковый ремонт бронепалубного крейсера «Аврора», символа Октябрьской революции 1917 года. На восстановление плавучести корабля и работы основных его машин планируется потратить 400 миллионов рублей. После этого единственный сохранившийся представитель крейсеров типа «Диана» может быть отправлен на реставрацию с восстановлением вооружения и исторического облика. Однако дальнейшая судьба «революционной легенды» пока не определена: «Аврора» или превратится в учебное судно, или останется музеем.
В конце XIX века правительство Российской империи приняло решение о создании сильного океанского флота, который позволил бы противостоять немецкой и английской угрозе. В частности, к 1890-м годам Императорские военно-морские силы Германии в Балтийском море получили ряд новых, более качественных и мощных кораблей. В ответ на это российские власти скорректировали судостроительную программу, решив не только размещать заказы на постройку кораблей на иностранных верфях, но и вести постройку новых крейсеров на отечественных судостроительных предприятиях.
В 1894 году Морское министерство Российской империи объявило конкурс на лучший проект стального быстроходного бронепалубного океанского крейсера. Военные получили несколько проектов и выбрали три лучших, однако ни один из них так и не был реализован из-за спешного формирования мощного военно-морского флота, целью которого было «уравнение наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств». В 1895 году, не дожидаясь итогов адмиралтейского конкурса, правительство России разместило заказ на три бронепалубных крейсера.
В течение двух лет после размещения заказа адмиралтейство и правительство занимались согласованием представленных в Морской технический комитет проектов крейсеров водоизмещением от 4,4 до шести тысяч тонн. В качестве прототипов для перспективных кораблей использовались британские крейсеры «Астрея» и «Тэлбот». В ходе обсуждения проектов изменялся состав вооружения российских крейсеров, а основные параметры (формы обводов корпуса, расположение помещений, длина, ширина, осадка) были утверждены только к маю 1896 года.
Окончательно проект перспективных крейсеров был утвержден в конце 1896 года. К этому времени оценка «германской угрозы» была снижена, а соответственно, уменьшился и состав вооружения. В частности, количество орудий калибра 152 миллиметра было уменьшено с десяти до восьми. Бумажный проект по своим характеристикам превосходил английские крейсеры по всем параметрам, кроме автономности плавания. Впрочем, последний пункт не играл особого значения, поскольку на тот момент действовала договоренность с Францией об использовании ее баз в случае военного конфликта.
Закладка трех крейсеров нового проекта состоялась 23 мая 1897 года. Головной корабль «Паллада» и второй ─ «Диана» ─ начали строиться на Галерном острове, а третий ─ «Аврора» ─ в Новом Адмиралтействе (ныне оба судостроительных завода входят в состав «Адмиралтейских верфей»). Название кораблей выбирал лично император Николай II. Любопытно, что крейсеры типа «Диана», вопреки военно-морской традиции, получили общее название по имени второго корабля, а не первого. Первые два крейсера проекта были спущены на воду в августе и сентябре 1899 года и отправлены на швартовные и ходовые испытания.
Океанские бронепалубные крейсеры, названные в честь древнеримских богинь, строились из мягкой корабельной стали. Прочность корпуса обеспечивалась 135 шпангоутами, а трюм делился на отделения 13 переборками. Броневого пояса в угоду малому водоизмещению корабли не имели, а все жизненно важные части и оборудование прикрывались карапасной защитной палубой ─ в горизонтальной части толщина ее плит составляла 38 миллиметров и постепенно увеличивалась до 63,5 миллиметра к бортам и оконечностям. Боевая рубка обшивалась броневыми плитами толщиной 152 миллиметра.
На крейсеры устанавливались котлы системы Бельвиля и по три паровых трехцилиндровых машины тройного расширения суммарной мощностью более 11 тысяч лошадиных сил; они приводили в движение три трехлопастных гребных винта с изменяемым шагом. Кроме того, корабли типа «Диана» имели паровые динамомашины совокупной мощностью 336 киловатт. На этих крейсерах впервые в Российской империи была применена автономная водоотливная система, в которой откачиванием воды занимались восемь водоотливных инерциальных турбин.
Наконец, вооружение крейсеров было представлено восемью 152-миллиметровыми патронными орудиями с длиной ствола 45 калибров, 24 пушками калибра 75 миллиметров с длиной ствола 50 калибров, восемью пушками калибра 37 миллиметров и двумя пушками калибра 63,5 миллиметра. Боезапас размещался в трюме под броневой палубой в четырех специальных погребах. Кроме того, крейсеры типа «Диана» имели по три торпедных аппарата калибра 381 миллиметр с наводкой корпусом корабля с помощью прицелов в боевой рубке.
В 1901 году «Паллада» и «Диана» вышли на испытания, в ходе которых выяснилось, что они неспособны развить проектную скорость полного хода в 20 узлов. Корабли при водоизмещении 6722 и 6657 тонн соответственно на мерной миле смогли показать скорость хода в 19,17 и 19 узлов. При испытании стрельбой были выявлены недостатки артиллерийского вооружения. Все обнаруженные неполадки решено было исправить при достройке «Авроры», готовность которой к тому времени составляла более 70 процентов. Хотя этот крейсер и был заложен в один день с первыми двумя кораблями типа «Диана», его строительство сильно затягивалось.
Основной причиной затянувшейся постройки «Авроры» стала нехватка рабочей силы, преимущественно оттянутой на строительство броненосцев «Бородино», «Император Александр III», «Орел» и крейсера «Олег». Кроме того, в проект постоянно вносились изменения, учитывающие недоработки, выявленные в ходе испытаний «Паллады» и «Дианы». В частности, на «Авроре» были произведены дублирование малонадежных телефонов лейтенанта Колбасьева переговорными трубами, перепланировка погребов боезапаса, переделка пушечных портов на батарейной палубе и якорных устройств (крейсер первым на флоте получил новейшие якоря системы Холла).
Спуск «Авроры» на воду состоялся 11 мая 1900 года, однако в состав императорского флота корабль вошел только в июле 1903-го, почти на два года позже «Паллады» и «Дианы». По скоростным характеристикам третий крейсер типа «Диана» так и не смог дотянуть до проектных, однако в целом состояние и возможности корабля были признаны комиссией удовлетворительными. Вскоре после принятия в строй «Аврора» начала боевую службу, крупнейшим эпизодом которой стало участие вместе с «Палладой» и «Дианой» в русско-японской войне, в частности, в Цусимском сражении в 1905 году.
За время боя в Цусимском проливе «Аврора» получила 18 попаданий снарядами среднего и малого калибра, однако сохранила плавучесть и ход и после сражения отошла в Манилу, где была интернирована местными властями. В конце мая 1905 года экипаж крейсера дал подписку о неучастии в военных действиях и выбыл из войны. Возвращение корабля в Россию стало возможно только в октябре того же года, после того как в США был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Российская империя, в частности, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров и юг Сахалина.
Вскоре после возвращения с русско-японской войны («Паллада» с нее не вернулась ─ корабль в ноябре 1904 года затонул в Порт-Артуре) «Аврора» и «Диана» прошли несколько программ модернизации, в ходе которых основные изменения претерпевало их вооружение. К 1915 году «Аврора» вместо большинства 75-миллиметровых орудий получила четыре дополнительных 152-миллиметровых. Кроме того, крейсер получил зенитное вооружение (автоматическую пушку Виккерса) и оборудование для постановки мин заграждения и лишился торпедных аппаратов.
В 1916 году «Аврора» пришла в Кронштадт для капитального ремонта после участия в боях Первой мировой войны (корабль использовался для прикрытия траления в Або-Оландской шхерной позиции, для изучения фарватеров, в качестве тральщика, а также в практических плаваниях с корабельными гардемаринами). Ожидалось, что корабль вернется в строй в апреле 1917 года, однако из-за Февральской, а затем и Октябрьской революций ремонт «Авроры» затянулся и был окончен только в ноябре. Ремонт крейсера периодически прерывался ─ уже под новым большевистским руководством корабль регулярно патрулировал Неву.
Именно благодаря революции ничем особенно не примечательный крейсер прославился и обеспечил себе долгую жизнь. 25 октября 1917 года «Аврора» произвела выстрел по Зимнему дворцу, чтобы подавить моральный дух его защитников. Долгое время в Санкт-Петербурге ходили слухи, что выстрел был боевым, однако 9 ноября 1917 года комиссар крейсера опубликовал в газете «Правда» опровержение ─ «Аврора» произвела только один холостой выстрел из 152-миллиметрового орудия. После окончания революции крейсер вернулся на завод для окончания ремонта.
В 1918 году отремонтированная «Аврора» была переведена в Кронштадт, там ее планировалось затопить, чтобы перекрыть фарватер и остановить наступление Северо-Западной армии Юденича. Однако этого не потребовалось, и в 1919 году было принято решение о переводе корабля на консервацию. К июню 1922 года «Аврора» лишилась артиллерии и перешла на хранение в Кронштадтский военный порт.
Позднее крейсер вновь вернулся в строй в качестве учебного судна, а в Великую Отечественную войну «Аврора» вошла в систему противовоздушной обороны Ленинграда, получив новое вооружение: пулемет системы М-1, а также зенитные и универсальные орудия калибра 45 и 76,2 миллиметра.
В 1944 году, вскоре после снятия блокады Ленинграда, от попадания немецких снарядов «Аврора» затонула, но спустя несколько месяцев по решению Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся ее подняли, очистили от мусора и поставили у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного несамоходного корабля Нахимовского училища. В 1948 году «Аврору» перевели к месту вечной стоянки на Большую Невку у Нахимовского училища и вывели из состава ВМФ СССР.
К началу 1980-х корпус «Авроры», ставшей символом Октябрьской революции, пришел в аварийное состояние, и в 1984-1987 годах был произведен ремонт и реставрация крейсера. Корабль практически полностью лишился «родной» подводной части ─ она была заменена новым сварным дном, причем в ходе замены с судна удалили оригинальные паровые машины, для которых просто не оказалось места. Орудия главного калибра вместо оригинальных защитных щитов получили щиты от сухопутных установок, а батарейная палуба лишилась шпигатов.
После реконструкции подводная часть крейсера не была подвергнута утилизации; сегодня она находится под водой неподалеку от поселка Ручьи Кингисеппского района. В 2010 году «Аврору» сняли с баланса Министерства обороны России, боевой экипаж расформировали и передали корабль под управление Центрального военно-морского музея. В июне 2012 года заксобрание Петербурга попросило президента Владимира Путина вновь вернуть корабль в состав ВМФ, чтобы обеспечить его безопасность и сохранность. В настоящее время безопасность «Авроры» обеспечивает вневедомственная охрана МВД.
В экспозиции музея, который работает на базе «Авроры», находятся более 500 различных экспонатов. Корабль открыт для посещения, можно осмотреть не только саму экспозицию, но и посетить боевую рубку, машинное и котельное отделения, пройтись по палубе.
В начале 2013 года министр обороны России Сергей Шойгу принял решение провести ремонт «Авроры». Стоимость его предварительно оценена в 400 миллионов рублей. Ожидается, что в сентябре 2013 года крейсер покинет место «вечной стоянки» и перейдет в док «Северной верфи». Планируется вернуть плавучесть корабля и восстановить функциональность всех его систем. По предварительным данным, ремонт завершится уже к лету 2014 года, после чего начнется реставрация «Авроры», на которую потребуется около семи миллиардов рублей.
Реставрация символа Октябрьской революции займет около трех лет. При этом полного восстановления исторического облика «Авроры» не произойдет, поскольку тогда придется воссоздавать боевую рубку, строить два паровых спасательных катера, возводить батарейную палубу, ставить восемь 152-миллиметровых орудий, три торпедных аппарата и две паровые машины. Для военного бюджета это слишком дорого. Пока ожидается, что «Аврора» получит навигационное оборудование, средства связи, радиотехническое вооружение и дизель-электрическую энергетическую установку (ее установят вместо паровых котлов, монтаж которых потребует значительных затрат и переделки корабля).
Возвращать на «Аврору» оригинальные паровые котлы, снятые в середине 1980-х, не планируется. Дело в том, что их выпуск прекращен в 1930-е годы, найти запчасти для них сегодня практически невозможно. К тому же для растопки таких котлов необходим уголь марки кардиф, закупавшийся Российской империей у Англии. В настоящее время на «Авроре» работает специальная экспертная группа, она занимается составлением плана и оценкой необходимых работ. После реставрации Министерство обороны России намерено принять «Аврору» в состав флота и изменить статус корабля ─ он станет базовым учебным судном и будет выходить в море.
По словам советника губернатора Санкт-Петербурга Игоря Курдина, «Аврора» на 70 процентов состоит из оригинальных деталей, и в ходе реставрации «этот процент не уменьшится, исторический облик будет полностью сохранен».
Впрочем, судьба крейсера пока до конца не определена. Несмотря на просьбы петербургских депутатов присвоить «Авроре» статус «Корабля №1» и вернуть крейсер в состав ВМФ России, он все равно остается музейным экспонатом, находящимся под защитой закона о музейном фонде. Это означает, что развернуть в полной мере свою деятельность на корабле Министерству обороны России, скорее всего, не разрешат ─ выход «Авроры» в море, да и подготовка матросов на крейсере, может причинить вред хранящимся на нем экспонатам.