Инспекция мэра Москвы Сергея Собянина, в ходе которой градоначальник проверял качество уборки столичных улиц, обернулась скандалом. Мэрию обвинили в «подмене» дворников, а мэра — в незнании жизни в столице. Для имиджа столичного градоначальника подобные истории губительны, но столичные чиновники готовы похоронить имидж босса ради сохранения своего кресла. Сам Собянин, впрочем, с готовностью им в этом помогает.
Летом 2012 года на портале госзакупок мэрия Москвы разместила запрос на разработку рекомендации по общению со СМИ. За исследование чиновники были готовы выложить более полумиллиона долларов. После того как на тендер с явно завышенной стоимостью контракта обратили внимание СМИ, выяснилось, что в мэрии не могут назвать ответственного за разработку этого конкурса. Победителем тендера признали компанию «Медиалогия» (основателем которой является замминистра связи Алексей Волин), но примечателен сам факт — чиновники оскандалились в СМИ именно при попытке наладить взаимодействие со СМИ.
С приходом Сергея Собянина мэрия столицы вообще активизировалась в различных медиа, стремясь продемонстрировать, чем новый мэр лучше старого. Да и вообще — что он просто лучше. Собянин в компании журналистов ездил по городу, требуя убрать ларьки и расписывая преимущества выделенных полос для общественного транспорта. Подконтрольные мэрии СМИ (а столица, надо признать, располагает значительным медиаресурсом) демонстрировали москвичам разного Собянина: вот мэр общается с пенсионерами, вот — со строителями, а вот — отчитывает подчиненных и увольняет провинившихся. Собянин даже высаживал кустарники в столичных парках и инспектировал метро. Но выстроить имидж безупречного градоначальника московские пиарщики так и не смогли.
Скандалы с плиткой, которой по распоряжению Собянина замостили центр города, попытки мэра победить держателей ларьков и «бомбил», история с отчислениями за парковки, спор Собянина с собственным пресс-секретарем о сносе «Лужников», неуклюжие предложения выселять пенсионеров из столицы и многие другие провалы в информационной политике столичной мэрии не только сказываются на имидже московского градоначальника, но и выставляют в некрасивом свете его реальные достижения. В ноябре 2012 года почти половина москвичей (49 процентов) заявила социологам «Левада-центра», что хотела бы видеть на посту мэра Москвы нового человека, а не действующего главу города. Лишь треть жителей российской столицы хочет, чтобы Собянин оставался мэром.
На данный момент оценивать электоральные перспективы Сергея Собянина, который в 2010 году сменил на посту мэра Юрия Лужкова, преждевременно. Но с учетом того, что Собянин был назначен мэром по представлению Мосгордумы, а 77 процентов москвичей полагают, что выбирать мэра горожане должны самостоятельно, можно предположить, что по окончании полномочий Собянина в 2015 году ему предстоит непростая избирательная кампания. При условии, конечно, что Собянин вообще готов выступить в роли политика, а не привычной для него роли ответственного чиновника. И в этом случае потерять Москву из-за грубых имиджевых проколов было бы очень обидно. Но тем не менее проколы происходят.
В конце ноября, к примеру, мэр некстати похвалил коммунальщиков за уборку дорог. Среди прочего 29 ноября Собянин заявил, что в столице нет ни одной пробки, вызванной снегопадом. Однако, по данным «Яндекса», в этот день загруженность столичных дорог оценивалась в девять баллов из 10 возможных. На МКАДе заторы не рассосались даже ночью, а в московских аэропортах из-за непогоды были задержаны сотни рейсов. Вскоре в Москве мэром был установлен норматив по уборке снега в трехдневный срок.
Снегопады в Москве традиционно оборачиваются для коммунальщиков едва ли не переходом на военное положение. Но зима 2012-2013 года оказалась для команды Собянина настоящим испытанием. В мэрии уверяют, что, по данным метеонаблюдений, нынешняя зима — самая снежная за последние 15 лет. Неудивительно, что Собянин, обещавший «безбожно штрафовать» за плохую уборку дворов от снега, уделяет вопросу очистки улиц достаточно много внимания, а столичные СМИ следят за ситуацией со снегопадами постоянно. Удивительно другое — то, что именно внимание мэра к чистоте московских улиц обернулось очередным медийным скандалом. Причем довольно глупым.
В минувшие выходные Собянин инспектировал уборку снега в центре Москвы — ранее мэр распорядился наладить новую схему работы коммунальщиков в Центральном административном округе. Видеозапись о том, как Собянин в беседе с дворниками сетует на мешающий уборке припаркованный транспорт, попала в Сеть. Блогеров немало удивило, что дворники, одетые в необычные спецовки лимонного цвета, оказались все как на подбор аккуратно выглядевшими славянами, тогда как подавляющее большинство московских дворников — выходцы из Средней Азии и униформа у них, как и полагается такой одежде, предназначена не для позирования перед камерами, а для уборки дворов и улиц. Соответственно, во-первых, она оранжевая, во-вторых — грязная. Необычных дворников быстро окрестили «потемкинскими», а Собянина упрекнули в том, что он слишком редко бывает на улицах Москвы и даже толком не знает, как в действительности выглядят дворники в столице.
Всего неделей ранее в Москве мэрия была вынуждена опровергать сообщения СМИ о неукомплектованности штата дворников в Центральном АО, а 7 февраля сотрудники Федеральной миграционной службы отчитались о задержании более сотни мигрантов, которые жили в двух частично выселенных домах, но при этом успешно работали в жилищно-коммунальных организациях дворниками. Им при этом не мешало даже отсутствие документов. Ситуация с дворниками (а их только в ЦАО около пяти тысяч) по столице выглядит крайне неприглядно: живут они чаще всего кое-как и абы где, районы столицы разделены между диаспорами (где-то работают только киргизы, где-то — таджики), им часто не выплачивают зарплату. Столичные власти и коммунальщики закрывают на все это глаза, так как в противном случае убирать столицу будет попросту некому.
На этом фоне скандал с «потемкинскими» дворниками в итоге вышел знатным, причем масла в огонь старательно подливали сами чиновники. Руководитель пресс-службы комплекса городского хозяйства Москвы Игорь Пергаменщик зачем-то уверил издание The Village, что дворники в чистеньких спецовках, с которыми в субботу перед телекамерами общался мэр Москвы Сергей Собянин, — настоящие. «Если вы видите только грязных дворников, значит плохо смотрите. Вы видите таких, кто-то видит других — вот и вам теперь показали чистеньких. Теперь и вы их увидели», — отметил чиновник. Тем временем журналисты «Московских новостей» выяснили, что убирать улицы к приезду мэра согнали лифтеров, дорожников и энергетиков МОЭК, а в пресс-службе мэрии заявили, что перед камерами вместе с Собяниным позировали и не дворники вовсе, а сотрудники ГБУ «Автомобильные дороги». В их задачи среди прочего входит и уборка улиц от снега. Но было уже поздно — Собянина в интернете подняли на смех.
Проблема с роликом Собянина заключается, собственно, не в том, с кем именно разговаривал градоначальник, а в том, что, подготавливая выход мэра к СМИ, сотрудники мэрии и городские власти всех рангов изо всех сил пытаются приукрасить действительность. Но эти попытки, зачастую объясняемые банальным страхом чиновников за свои кресла, приводят лишь к тому, что именно Собянин в итоге выглядит оторванным от действительности небожителем.
Сфера ЖКХ, после плохого состояния московских дорог и изобилия пробок, для российской столицы является, безусловно, самой болезненной проблемой. В действительности качество уборки улиц оценить довольно сложно, тем более что других мегаполисов, подобных Москве, в данной климатической зоне попросту не существует. Но подчас не погода, а как раз-таки недальновидные заявления и действия столичных властей дают журналистам множество отличных поводов для критики мэра и его подчиненных.