В 2016 году в России начнется строительство серии из шести эскадренных миноносцев с элементами противоракетной и противокосмической обороны. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, они станут "опорными точками российской системы противокосмической обороны в мировом океане". Впрочем, речи о создании российского аналога американской боевой информационно-управляющей системы Aegis, скорее всего, не идет.
О планах строительства новых эсминцев президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко рассказал 22 июня 2012 года на Петербургском экономическом форуме. В общей сложности планируется построить шесть кораблей, к проектированию которых уже приступило петербургское Северное проектно-конструкторское бюро. Строительством будут заниматься "Северная верфь" и "Балтийский завод". Троценко назвал проектируемые корабли "опорными точками российской системы противокосмической обороны в мировом океане", однако подробности раскрывать не стал.
Уже сейчас с определенной долей уверенности можно сказать, что новые эсминцы будут атомными. В начале 2012 года об этом рассказал Владимир Высоцкий, занимавший тогда должность главкома ВМФ России. В середине февраля Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдала "Северной верфи" сертификат, который предоставляет предприятию право выполнять работы с атомными энергетическими установками.
Какие именно элементы противоракетной и противокосмической обороны будут использоваться на кораблях, пока неизвестно. Ожидается, что к 2015-2016 году будет завершена разработка зенитного ракетного комплекса С-500, который, согласно планам Министерства обороны России, должен будет составить основу российской системы ПРО. В состав С-500 войдут противосамолетная и противоракетная части, причем последняя будет унифицирована с системой ПРО Москвы А-135 "Амур".
Не исключено, что на базе С-500 будет создана и флотская зенитная ракетная система, как это произошло, например, с С-300 "Фаворит". На базе С-300 были разработаны модификации С-300Ф "Форт" и С-300ФМ "Форт-М". В сентябре 2009 года замглавкома ВВС России Сергей Разыграев заявил, что С-500 сможет сбивать "ракеты в ближнем космосе", а два года спустя Александр Зелин, занимавший тогда должность главкома ВВС, рассказал, что новая российская система будет иметь мало общего с аналогичной американской системой. Предположительно, новый ЗРК сможет сбивать цели, летящие на скорости свыше семи тысяч метров в секунду. Похожие характеристики получит и морской вариант С-500, если, конечно, он будет создан.
В настоящее время активным созданием и развитием морского компонента системы противоракетной обороны занимаются США. Они оснащают крейсера типа "Тикондерога" и эсминцы типа "Арли Берк" боевой информационно-управляющей системой Aegis с противоракетами SM-2 (Standard Missile 2), SM-3 и их модификациями. Aegis также входит в состав вооружения кораблей ВМС Японии, Южной Кореи, Испании и Норвегии. В общей сложности во всем мире системой Aegis уже оснащены около 110 различных кораблей, включая японские эсминцы типов "Конго" и "Атаго" и норвежские фрегаты "Фритьоф Нансен". В 2008 году США провели испытание системы, которая сбила аварийный спутник USA-193, движущийся со скоростью 7600 метров в секунду на высоте 247 километров.
Из слов Троценко можно было бы заключить, что Россия планирует в перспективе создать систему противоракетной обороны, сходную с американской ПРО. Однако небольшой размер серии перспективных противоракетных эсминцев указывает на то, что, скорее всего, таких пока планов не существует. Даже если в будущем серия будет расширена, создать значительное количество кораблей с элементами ПРО быстро не получится. Особенно если учесть, что в стране класс эскадренных миноносцев не строился уже более 20 лет - последний такой корабль ("Адмирал Ушаков" проекта 956 "Сарыч") вошел в состав флота в 1993 году. При этом продолжительность строительства эсминцев в советское время составляла четыре-пять лет.
Между тем, упоминание противокосмической составляющей роднит перспективные эсминцы с другим реализуемым в России проектом - авианосцами. В начале февраля текущего года Высоцкий рассказал, что перспективный российский авианосец "должен будет действовать во всех средах, то есть быть многосредным". "Мы хотим пойти дальше - есть еще космос, есть подводная часть, есть надводная часть с неуправляемыми и управляемыми аппаратами. То есть, иными словами, сделать комбинированный носитель, позволяющий решать целый круг задач практически во всех средах", - пояснил свою мысль Высоцкий.
Ожидается, что аванпроект авианосца будет подготовлен до конца 2012 года. В конце июня 2011 года Троценко объявил, что строительство авианосца водоизмещением 80 тысяч тонн начнется в России в 2018 году и завершится спустя пять лет. Позднее министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что строить авианосцы в стране планируется после 2020 года, а до той поры финансирование программы не предусмотрено бюджетом. Ранее представители ВМФ заявляли, что для флота могут быть построены четыре-шесть новых авианосцев.
По словам Троценко, российский авианосец точно будет атомным. Предположительно, на нем будут базироваться до 70 различных самолетов и вертолетов. Большое водоизмещение корабля заставляет предположить, что на нем будут установлены катапульты и аэрофинишеры, что, в свою очередь, указывает на вероятность создания новых видов российской авиационной техники (помимо уже существующих палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и Су-33, а также учебных самолетов Су-25УТГ, в катапультах не нуждающихся).
В целом же, складывается впечатление, что к 2024-2025 году Россия планирует создать по меньшей мере одну авианосную ударную группу, по своим возможностям не уступающую американским АУГ. Ядром такой группы является авианосец, сопровождаемый различными кораблями охранения. Обычно в состав АУГ, помимо самого авинесущего корабля, входят до десяти крейсеров, эсминцев и фрегатов и суда обеспечения. Для усиления противолодочной защиты авианосной группировки США иногда практикуют включение в ее состав одной или двух многоцелевых подлодок.
Например, в США (как пока единственной стране в мире, обладающей полноценной АУГ) в состав группы авианосца типа "Нимиц" входят два ракетных крейсера типа "Тикондерога", три эсминца типа "Арли Берк", две многоцелевых подлодки типа "Лос-Анджелес" и корабль снабжения.
В качестве дополнительного аргумента в пользу намерения России создать хотя бы одну авианосную ударную группу говорят и планы Министерства обороны восстановить, модернизировать и вернуть на флот тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 "Орлан". Они, как ожидается, будут модернизированы по типу "Петра Великого". В настоящее время в резерве ВМФ находятся три крейсера проекта 1144: "Адмирал Нахимов", "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Ушаков"; "Петр Великий" - в активном составе Северного флота.
Теоретически российские военные могли бы собрать две-три полностью атомные авианосные ударные группы, в состав которых вошли бы перспективные авианосцы, по два-три эсминца, по одному или по два ракетных крейсера проекта 1144 и по одной многоцелевой атомной подводной лодке, например, проекта 885 "Ясень" с крылатыми ракетами "Калибр". Преимуществом такой группы станет практически неограниченный запас хода. Для полного комплекта не хватает только палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, о планах по созданию которых пока ничего не известно. На первых порах их вполне смогут заменить вертолеты Ка-31 с соответствующим набором оборудования.
В разное время представители ВМФ заявляли, что авианосцы необходимы России для уничтожения соединений надводных кораблей, для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий и блокады отдельных морских районов и проливных зон. Кроме того, такие корабли незаменимы при обеспечении контроля продолжительной водной границы.
В 2009 году Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом России, одобрил стратегию национальной безопасности страны до 2020 года. В ней, в частности, говорится, что Россия будет придерживаться идеи многополярного мира, в отличие от современного однополярного с США, главенствующими в политической, экономической и военной сферах. Создание авианосных ударных группировок позволит России значительно усилить военное присутствие в мировом океане, потеснив позиции, занимаемые Соединенными Штатами.
Активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который, как ожидается, до конца 2012 года примет на вооружение свой первый авианесущий крейсер "Ши Лан" (бывший "Варяг" проекта 1143.6), а еще спустя несколько лет - авианосцы собственной постройки. По прогнозу экспертов, уже к 2016-2017 году Китай может сформировать свою первую авианосную ударную группу, а к 2020-му - вторую. Так что в быстро меняющемся - пока еще однополярном - мире России по прошествии нескольких лет придется догонять уже не только США, но и Китай.