Россия
20:47, 3 сентября 2012

И пусть весь мир подождет Выпуск «ё-мобилей» отложили до 2015 года

«Ё-кроссовер»
Изображение: «ё-АВТО»

Первые «ё-мобили», разрабатываемые компанией «ё-АВТО» при поддержке миллиардера Михаила Прохорова, могут появиться на рынке с опозданием на два, а то и два с половиной года. В понедельник, 3 сентября, стало известно о том, что генеральный директор «ё-АВТО» Андрей Бирюков не справился с обязанностями и вскоре покинет свой пост.

В условиях, когда отечественный автопром находится в кризисе, а российский рынок захватывают собранные в России же иномарки, идея создания «ё-мобилей» казалась чем-то из области фантастики. Проект стартовал в 2010 году, а уже к концу 2012 года компании «Онэксим» и «Яровит Моторс» планировали запустить в Санкт-Петербурге первый завод по сборке «ё-мобилей» мощностью свыше 40 тысяч машин в год.

Первые прототипы «ё-мобилей» появились в 2011 году. В линейке были представлены три типа кузова: кроссовер, фургон и пятидверный хэтчбек (от последнего впоследствии было решено отказаться). Автомобили по сути стали синонимом понятия «инновация» (столь любимого Дмитрием Медведевым в годы его президентства): их корпус предполагалось делать из относительно дешевых, но прочных композитных материалов, а расход топлива не должен был превышать четырех литров на 100 километров благодаря использованию гибридной силовой установки. Кроме того, автомобили планировалось поставлять с интегрированной системой навигации GPS/ГЛОНАСС, кондиционером и полным комплектом систем безопасности. И все это по цене меньше полумиллиона рублей.

Андрей Бирюков. Фото ИТАР-ТАСС, Станислав Красильников
Lenta.ru

Проект сразу привлек внимание общественности, и в адрес разработчиков посыпались тысячи вопросов о его жизнеспособности. Людей интересовало буквально все: справятся ли машины с сибирскими морозами, хватит ли композитному кузову прочности, как быть с техническим обслуживанием и ремонтом «ё-мобилей». И все подобные сомнения представители «ё-АВТО» с легкостью развеивали увесистыми аргументами. Машину обещали сделать простой, надежной, современной и максимально доступной. На сегодняшний день на официальном сайте «ё-АВТО» оставлено свыше 196 тысяч заявок на покупку «ё-мобилей».

Однако мечты о покорении российских дорог на новых «ё-мобилях» прогрессивным автолюбителям, похоже, придется отложить. Как пишет «РБК daily» со ссылкой на свои источники, руководители проекта «ё-АВТО» остались недовольны результатами работы генерального директора компании Андрея Бирюкова, предложив ему уйти в отставку. Сообщения о возможном уходе с поста Бирюков подтвердил агентству «Интерфакс». По его словам, руководство проектом на себя временно возьмет главный конструктор «ё-мобилей» Андрей Гинзбург. Сам Бирюков останется в проекте как соинвестор.

По словам источника «РБК», причиной скорого ухода Бирюкова стали задержки в разработке отдельных компонентов автомобилей. Так, иностранные подрядчики сорвали сроки разработки кузовов «ё-мобилей». В результате заказ пришлось отдать российским специалистам. Последние с заданием справились, но общие сроки выпуска автомобилей пришлось существенно сдвинуть.

Предположения о том, что проект «ё-мобиля» разрабатывался исключительно для продвижения фигуры Михаила Прохорова в СМИ, Бирюков в интервью «Интерфаксу» опроверг. По его словам, смена руководства компании на планах по выпуску машин не отразится, а Прохоров финансирование проекта не прекращал.

К слову, по состоянию на июнь 2012 года в «ё-мобили» было вложено свыше 80 миллионов евро. В общей сложности на две очереди завода планировалось потратить 260 миллионов евро. Кроме того, выпуск «ё-мобилей» помимо Санкт-Петербурга планировалось наладить и во Вьетнаме. Однако о степени реализации заграничных амбиций «ё-АВТО» пока ничего не известно.

Концепт-кар Lada XRAY на автосалоне ММАС-2012. Фото Александра Качкаева для «Ленты.ру». (Нажмите, чтобы увеличить)
Lenta.ru

В начале 2011 года в ходе онлайн-конференции на сайте «Ленты.ру» Андрей Бирюков утверждал, что возглавляемая им компания полностью уверена в успехе «ё-мобилей» и на российском рынке планирует конкурировать не с «АвтоВАЗом», а с иномарками. Тем временем на главном российском автомобильном предприятии произошли кардинальные перемены: тольяттинский завод перешел под контроль альянса Renault-Nissan, разработал программу модернизации производства и повышения качества, а главное — обзавелся новым шеф-дизайнером в лице Стива Маттина, работавшего ранее на Mercedes и Volvo.

За 2012 год «АвтоВАЗ» окончательно отказался от производства «классики» (автомобилей Lada-2107 и Lada-2104), наладил выпуск двух новых моделей (Lada Granta и Lada Largus) и провел достойный рестайлинг своей самой популярной модели Lada Kalina. В конце августа в рамках Московского международного автосалона ММАС-2012 компания представила сразу несколько новинок, включая Lada Granta с автоматической коробкой передач, электрокар El Lada (который будет использоваться на Ставрополье в качестве такси), а также концепт-кар Lada XRAY, внешность которого ляжет в основу облика будущих поколений тольяттинских автомобилей. К 2016 году волжский завод обещал представить второе поколение своего флагмана Lada Priora, а еще через год — новый внедорожник, который придет на смену «Ниве».

Впрочем, для «ё-АВТО» сейчас важны не столько успехи потенциального конкурента в лице «АвтоВАЗа», сколько собственная репутация, которую компания теряет, не успев толком заработать. Одно можно сказать наверняка уже сейчас: «ё-АВТО» из «российского чуда» превратилась в обычный российский проект со свойственными ему недостатками. Остается надеяться, что столь «инновационная» затея, пусть и с запозданием, но все же порадует российских автолюбителей.

< Назад в рубрику