Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству 13 февраля предложил премьеру Дмитрию Медведеву и главе ЦИК Владимиру Чурову отказаться от финансирования и производства КОИБов (Комплексов обработки избирательных бюллетеней). Депутаты так и не придумали, как заставить электронику переваривать бюллетени в несколько метров длиной, и призывают по старинке использовать бумажные бюллетени и прозрачные урны для голосования. При этом ряд экспертов призывает ради сохранения КОИБов ужесточить правила регистрации партий.
КОИБы, которыми в ближайшие годы ЦИК планировал оснастить все избирательные участки, стали жертвой российской демократии. В 2012 году вступили в силу поправки в законы о выборах и о политических партиях, которые позволили участвовать в избирательном процессе не только семи зарегистрированным на тот момент партиям, но и десяткам других, ранее отделенных от заветного бюллетеня законодательным барьером. В результате заявки в Минюст на регистрацию подали десятки новых партий, а к 23 января 2013 года 34 политические партии получили право принимать участие в выборах. В сентябре участие в выборах примут до 50 зарегистрированных политических партий, но КОИБы способны проглотить бюллетень с информацией не более чем по 15 партиям.
«Сегодня, если все зарегистрированные партии внести в список, он будет двухметровой длины. Фактически ни один КОИБ не готов проглотить такой подарок господина Чурова. Я это называю "чуродейство", а не нормальной политической кампанией», — ругал главу ЦИК Владимира Чурова лидер коммунистов Геннадий Зюганов. По его мнению, после выборов в 2011 году партия власти пытается сломать политическую систему и уйти от избирательной конкуренции, чему ситуация с КОИБами, очевидно, является наглядным примером. С главой КПРФ в Думе согласились немногие, но вне зависимости от позиции всем депутатам стало очевидно, что к испытанию многопартийностью электроника действительно не готова.
Депутаты творчески подошли к решению проблемы (партии предлагалось отмечать в бюллетене цифрами и символами), но придумать, как сократить размер бюллетеня с тем, чтобы все же втиснуть его в электронную урну, так и не смогли. В ЦИКе, впрочем, осознали, что история с КОИБами никак не вытанцовывается, еще летом 2012 года, поэтому выпуск напичканных сканерами коробок был приостановлен.
В комитете Думы по конституционному законодательству полагают, что идея с повсеместным внедрением КОИБов протухла, и призывают правительство вовсе отменить программу закупки электронных урн (это позволит ЦИКу сэкономить около 11 из 12,6 миллиарда бюджетных рублей, выделенных на программу). Взамен на избирательных участках предложено использовать обычные прозрачные ящики. Впрочем, даже эта задача, по словам главы комитета Владимира Плигина, ставит перед ЦИК целый ряд технических задач. В частности, предстоит решить, сколько прозрачных ящиков должно быть на каждом из избирательных участков.
Правозащитники призывают не торопиться с отказом от КОИБов, которые считаются хоть какой-то гарантией от возможных фальсификаций на участках. «КОИБы, конечно, честнее ручного подсчета, это понятно. Терять этот инструментарий жалко. С другой стороны, бюллетень, где больше 30 партий, конечно, неформатный для КОИБов, поэтому здесь нужно было бы решать по-другому эту проблему», — заявила РИА Новости глава ассоциации «Голос», член президентского Совета по правам человека Лилия Шибанова. По ее мнению, лучше бы вносить в бюллетень аббревиатуру с брендовым знаком партии (тогда бы его размер стал в несколько раз меньше). Это позволило бы сохранить КОИБы, которые, по мнению исполнительного директора ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Георгия Федорова, обеспечивают «довольно серьезный уровень доверия к выборам». К тому же именно после сообщений о фальсификациях на выборах в Думу в 2011 году на улицы российских городов вышли на митинги протеста сотни тысяч человек.
Нежелание правозащитников отказываться от КОИБов вполне понятно — проблемы на участках в основном возникают в ходе процедуры подсчета голосов. И от того, стеклянные будут урны для голосования или деревянные, по сути ничего не меняется. Главное, что собственно подсчет голосов будет не электронным, поэтому и легитимности выборам подобные нововведения не прибавят. Технические сложности с отказом от КОИБов также никуда не исчезнут. На данный момент даже неясно, сколько времени может занять подсчет голосов в случае, если в выборах примут участие десятки партий. Из-за размера бюллетеня и количества представленных в нем партий времени на голосование у избирателя уйдет гораздо больше, как и времени на подсчет голосов. Увеличится и стоимость изготовления бюллетеня, тем более что в национальных республиках, где бюллетени должны отпечатываться на двух языках, размер этого документа может оказаться попросту фантастическим.
Ясности по вопросу о том, как будет выглядеть бюллетень, нет никакой, между тем Центризбирком должен принять все нормативные документы по Единому дню голосования к 30 мая. Специалисты ЦИКа вовсю ломают голову над тем, какую форму придать бюллетеню, а некоторые из разрабатываемых вариантов уже демонстрировались в Думе. В частности, избирателю предлагалось выдавать целую брошюру с отрывной последней страницей, которая и должна была служить собственно бюллетенем. Предполагалось, что, полистав брошюру и выбрав понравившуюся партию, избиратель запишет ее название на отрывном листке и опустит его в урну. Тем не менее пока варианта, который бы удовлетворял всех, не выработано.
Резкое расширение спектра политической конкуренции уже стоило бюджету 1,1 миллиарда рублей, потраченных на закупку КОИБов. Но не только выброшенные на ветер деньги волнуют экспертов. Все чаще звучат призывы внести новые поправки в избирательное законодательство, которые бы привели в чувство излишне «либеральную» норму о минимальной численности политических партий. Повышение данного порога с 500 до 5 (10) тысяч человек, как по мнению ряда правозащитников, так и по мнению действующих партийных функционеров, позволило бы остановить процесс бесконтрольного размножения партий, сохранить бюджетные средства и не отказываться от КОИБов.
«Мы насоздавали партии собутыльников, а теперь надо признать ошибку и принять (другой) закон», — цитировал «Интерфакс» представителя фракции ЛДПР Сергея Иванова. К тому же перспектива участия в выборах большого количества партий грозит не только сложностями с оформлением бюллетеней. «Это еще и количество наблюдателей — оно увеличится автоматически», — отмечает первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков. Значительно увеличится и партийная агитация.
Хотя Дума и предлагает рассмотреть вопрос о возможности голосовать по интернету, похоже, что пока российские выборы обойдутся без достижений технического прогресса. Скорее, напротив, правительство РФ и ЦИК решатся на «вынужденный регресс» — установку на участках прозрачных урн — ради сохранения «прогрессивного» закона о партиях. В противном случае премьеру Дмитрию Медведеву, инициировавшему либерализацию избирательного законодательства под занавес своего срока в Кремле, придется пережить пару неприятных моментов, пока избирательное законодательство будут зачищать в угоду привередливой электронике.