Россия
17:18, 16 февраля 2013

Пластик против космоса Как челябинцы пережили падение болида: репортаж «Ленты.ру»

Полина Никольская
Жители Челябинска около цинкового завода
Фото: Константин Саломатин / «Лента.ру»

Челябинцы срочно покупают пластиковые окна, магазины в Челябинске, заделав разбитые витрины фанерой, продолжают работать, а драмтеатр уже в воскресенье покажет спектакль. Увидев в пятницу вспышку на небе и услышав последовавшие после нее взрывы, уральцы решили, что на город упал самолет, случился теракт или взорвался какой-то военный объект. Но, как выяснила «Лента.ру», после сообщений, что над областью пролетел метеорит, успокоились.

Два здания Челябинского колледжа промышленной автоматики стоят рядом, но одно после полета метеорита выглядит новым, другое — заброшенным. Учебный корпус от метеорита не пострадал, потому что старые окна в нем заменили на пластиковые. В стоящем рядом общежитии стекла выбиты.

Преимущества пластика над деревом обсуждал после полета метеорита весь Челябинск. «Старые вылетели, а вот девять пластиковых евроокон стоят, хотя были со стороны ударной волны. У нас же театр снаружи из стекол одних», — отметил главный инженер Челябинского театра драмы Владимир Карпов достоинства новых окон. Тротуар вокруг театра драмы, стоящего рядом с центральной площадью Революции, усыпан осколками. В пятницу в театре пришлось отменить пьесу по произведению Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», а в субботу – спектакль по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва». В 9:20 в пятницу по местному времени, когда над Уралом взорвался метеорит, в театре никого не было, потому что репетиции начинаются только в 11:00. Пришедшие на работу сотрудники увидели, что от высоких окон остались осколки. «У нас же декорации, поэтому запасной материал для них всегда есть. Достали фанеру, что-то докупили и поставили вместо окон пока», — говорит Карпов. В субботу театр прибрали, и в воскресенье артисты выйдут на сцену, хоть в коридорах местами и видны фанерные вставки.

«Положительно оцениваю работу на первых этапах ЧС», — заявил в пятницу вечером министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков на рабочем совещании с областными чиновниками. Он лично прилетел в Челябинск осматривать последствия падения метеорита, о котором говорила вся страна, и общая обстановка ему понравилась: областные министры отчитались, что погибших нет, пострадавшим оказывается необходимая помощь, школы и детсады, где ударная волна выбила стекла, начнут работать с понедельника, и даже не придется объединять классы, перебоев с водоснабжением нет, подача газа идет в штатном режиме.

Министр Пучков встречался с руководством Челябинской области у крытого ледового дворца «Уральская молния», где в 2005 году проводился чемпионат России по конькобежному спорту. Здание, по словам местных властей, пострадало от метеорита больше всего. В центр ледового поля упала одна из балок, поддерживающих крышу, еще одна балка сильно прогнулась. Во дворце утром каталась детская секция, и балка чудом никого не задела. С южной стороны дворца, построенного только в 2004 году, оторвало часть стены, обитой сайдингом, ударная волна прогнула белые боковые панели ледовой арены. Каток закрыт на неопределенный срок. «В диагностическом центре у нас потолки частично разрушились, оборвало провода, — отчитывался о других разрушениях губернатор Михаил Юревич министру. – А жильцы в домах все сами восстановили почти». Из Тюмени и Екатеринбурга вызваны бригады стекольщиков, которые помогают челябинцам застеклить окна. Министр Пучков спрашивал чиновников областного правительства, на что нужно выделить федеральную помощь, но они отмалчивались.

«Двое из пострадавших находятся в реанимации. Одному из них вылетевшая рама повредила позвоночник, у другого контузия мозга», – отчиталась министр здравоохранения области Марина Москвичева. Но их состояние стабильное. У остальных больных врачи зафиксировали ранения и черепно-мозговые травмы.

Заседание рабочей группы подходило к концу, когда за спинами министров раздалось: «Нам нужна федеральная помощь». Ректор научно-исследовательского Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) Александр Шестаков решил напомнить министрам, что кроме школ и детских садов в Челябинске есть еще и вузы. Но, как заметил отчитывающийся о спокойной обстановке в области губернатор, ЮУрГУ – вуз федеральный и дать ему денег область не может.

Главный корпус ЮУрГУ, сделанный под высотку МГУ на Воробьевых горах, похож на шахматную доску: в одном окне стекла есть, а соседнее заклеено черным полиэтиленом. Стеклянные двери в третьем корпусе через дорогу обвалились, а тротуар по периметру здания был усыпан осколками. Их в пятницу убирали студенты-добровольцы. «Мы сидели на паре в главном корпусе на втором этаже, слушали преподавателя. Сначала была вспышка, и мы подумали, что это какой-то прожектор. А через минуту раздался первый хлопок, все стекла из окон вылетели сразу, потом второй, третий, четвертый взрыв», — рассказывает студентка механико-технологического факультета ЮУрГУ Екатерина. В аудиторию влетели деревянные рамы, студентов быстро эвакуировали на улицу. «У одного мальчика у нас нос поцарапан только, нам повезло, а вот у некоторых охранников лицо в крови было, — говорит Екатерина. — Первая мысль была, что это теракт: стекол на втором, третьем этажах не было вовсе».

Ректор на вопрос федерального министра Пучкова, смогут ли студенты в понедельник продолжить занятия, замялся и смог ответить только, что окна в университете «заделали хило». Оробел и министр. «Нужно вам посчитать ущерб и сделать проект, — посоветовал Пучков. — Если уж ремонтировать вуз, то делать это по всем европейским стандартам». Ректор научно-исследовательского вуза Шестаков кивнул. На следующий день перед главным корпусом он ждал губернатора Юревича, чтобы показать ему пострадавшие здания. Как и советовал министр, ректорат национально-исследовательского университета успел подсчитать предварительный ущерб от пролета космического тела — это 52 миллиона рублей. «1690 окон, восемь тысяч квадратных метров потолков: навесные удара не выдержали и обрушились. Нужно восстанавливать систему сигнализации», — успел перечислить мне Шестаков, садясь в белую «Волгу», на которой уехал на встречу к губернатору.

Еще один крупный областной вуз — Челябинский государственный университет (ЧелГУ) — пострадал от метеорита меньше. В его третьем корпусе почти все окна восстановили своими силами. Те, на которые стекол из запасов не хватило, затянули пленкой. «Сначала было сильное освещение, а потом звук взрыва, стекла вот здесь повылетали», — показывает на коридор перед раздевалкой охранник третьего корпуса ЧелГУ Федор. — Сначала мы думали, что самолет взорвался, упал и загорелся. Студенты сразу катапультировались на улицу». Сейчас коридоры третьего корпуса убраны, в помещении тепло. О том, что занятия в выходные отменили, охранник Федор не знал и всем подходившим к нему в пятницу студентам говорил приходить в субботу, как обычно, на лекции.

«Реально как в фильмах все было. Как вот показывают полет кометы, так и было, — поделился впечатлениями начальник управления по связям с общественностью ЧелГУ Александр Королев, которого метеорит застал на совещании с руководством в главном корпусе. — Сначала большой взрыв, потом много-много маленьких. Все падают на землю, женские крики в коридоре. Сотовой связи три часа потом по всему городу не было. Городской телефон, правда, работал. Никогда в жизни столько по городскому не говорил!»

«Отделались на самом деле испугом, — подытожила, в свою очередь, дежурный администратор Дорожной клинической больницы, подведомственной РЖД. — У нас только один пациент-дедушка упал. Окна в одном из корпусов выбило, но мы не муниципальное учреждение, а подведомственное: у нас другая ситуация. Все быстро восстановили».

Татьяна Кузьмина
Фото: Константин Саломатин / «Лента.ру»

Одна из пострадавших, 25-летняя Татьяна Кузьмина говорила со мной из областной больницы. Из-за метеорита она лишилась на руке большого пальца. «Я работаю продавщицей и вышла из магазина выбросить мусор. Когда входила обратно, все и началось. Задрожали стекла, а мне дверью прищемило руку. Я думала, что на наш продуктовый напали, как раньше скинхеды нападали. Когда смогла оттолкнуть дверь, смотрю — а палец висит», — Татьяна вспоминала события спокойно. Ей сразу же вызвали «скорую помощь» и в больнице пришили палец, но приживется он или нет, пока неясно. О том, что такую серьезную травму она получила из-за метеорита, а не нападения скинхедов, Татьяна узнала позже.

Метеорит жители путали с террористами, упавшими самолетами, началом бомбардировки. Капитан челябинского МЧС признался, что «грешил на военных». Впрочем, не все в Челябинске паниковали. Астрофизик, доцент кафедры теоретической физики ЧелГУ Сергей Замоздра увидел вспышку со своего рабочего места и сразу понял, что перед ним редкое природное явление, о котором он рассказывал студентам. «Сомнений не было, что это болид. Это было видно по протяженности, по размеру облака, по скорости полета: она была намного больше, чем у самолета», — пояснил ученый. Паниковать, ложиться на пол он не стал, а побежал к другим окнам в комнате наблюдать за метеоритом. «Я стал всем сообщать, что это болид, и он, скорее всего, упадет в районе озера Чебаркуля. У меня, наоборот, было приподнятое настроение, что я стал свидетелем такого редкого явления».

В субботу утром после редкого явления почти на всех подъездах Челябинска была расклеена реклама пластиковых окон, в некоторых домах блестели новые чистые стекла. «Петрович, люди ищут, у кого окна выбило, у тебя стекол нет!» — подвела меня одна из жительниц улицы Комарова к группе выпивающих у подъезда мужчин. «Нет, это папарацци, — оглядел пострадавший фотокорреспондента «Ленты.ру». — Им рассказывать ничего нельзя». Соседка Петровича по подъезду Валентина Дородина в пятницу, как и другие жители Челябинска, сначала увидела свечение. Через пару минут в ее квартире выбило окна, однако она не связала эти происшествия между собой. Не успели стихнуть взрывы, Дородина позвонила в ЖЭК спросить, что теперь ей делать, ведь стекло вылетело не по ее вине. В ЖЭКе обещали перезвонить. Про метеорит она узнала от соседки.

В 133-й гимназии на улице Худякова в кабинете, где занимается 1 «Б», выбило даже пластиковые окна. В спортзале ударная волна вывернула рамы. Днем в субботу в школе пока стекла не сменили, родители и спасатели продолжали убирать с пола осколки. В центре напротив площади Революции у магазинов «Adidas» и «Манго» выбило по одной стеклянной витрине. В магазине «New Yorker» ударная волна выбила все стекла вместе с железными рамами. Металлические конструкции упали на манекены. Вместо больших стеклянных витрин сейчас в бутике стоят фанерные листы. Московский офис сообщил, что убытки магазину возместит страховая компания, рассказала администратор. Правда, манекены, скорее всего, придется покупать самим.

После полета метеорита во всей области чиновники нашли трещины, повреждения или не увидели стекол в окнах 3724 домов, 670 школ, 235 учреждений здравоохранения, 69 объектов культуры и творчества, десятков детских садов.

По предварительным данным, область понесла ущерб в миллиард рублей. Такие данные привел губернатор Юревич в субботу утром. Про некоторые здания по городу ходят легенды. Один из чиновников рассказал мне, что ударная волна полностью разрушила торговый центр «Синегорье». Он построен в виде пирамиды, сделанной из синего стекла. Но здание в пятницу вечером стояло без видимых разрушений. Жители были уверены, что крышу цинкового челябинского завода разрушил кусок метеорита. Но на предприятии это категорически опровергают. Корреспонденты одного из федеральных каналов, уезжая с брифинга губернатора, рассуждали, где им взять для эфира кусок метеорита. На брифинге министр Пучков заявил, что пока обломков летающего объекта специалисты нигде не нашли. Водолазы обследовали предполагаемое место падения — озеро Чебаркуль, в котором после ударной волны появилась большая полынья, но из воды ничего не достали. В итоге журналисты решили «на крайняк» показать просто «камень с кулак»: «Знающие люди будут смеяться, а остальным, по сути, все равно».

< Назад в рубрику