Россия
19:10, 19 февраля 2013

Политбюро: Перезагрузка Эксперты определились с будущим ближнего круга Путина

Светлана Бочарова
Владимир Путин и Сергей Шойгу
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ, архив

Российской элите предстоит перезагрузка, в ходе которой Дмитрий Медведев имеет шансы лишиться и поста премьера, и возможности вновь стать преемником Владимира Путина, считают аналитики холдинга Minchenko Consulting. По мнению экспертов, хорошо известных по работе над рейтингом выживаемости губернаторов, медведевский ресурс может перетечь к Сергею Собянину, Сергею Шойгу или Алексею Кудрину, а в уже начавшейся гонке «преемников» впервые за долгое время имеют шансы поучаствовать губернаторы. Впрочем, правящая коалиция, похоже, готовится продлить полномочия Путина.

Существенное обновление верхнего слоя российской политической элиты прогнозируется в исследовании «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0» холдинга Minchenko Consulting, которое изучила «Лента.ру». По мнению аналитиков (кстати, хорошо зарекомендовавших себя прогнозами скорых отставок глав регионов), правящая элита России сейчас — своего рода аналог Политбюро ЦК КПСС, основная цель которого заключается в поддержании межкланового баланса во власти. Путину в этой политической системе отводится роль арбитра и модератора, разрешающего конфликтные вопросы.

Впервые аналитики назвали окружение Путина аналогом советского Политбюро еще в августе 2012 года. Тогда в него входили восемь человек. В ближайшее окружение Путина в последний год стабильно попадают Игорь Сечин, Сергей Чемезов, Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, Сергей Собянин, Сергей Иванов, Вячеслав Володин и Дмитрий Медведев. Помимо непосредственно членов «Политбюро» аналитики выделяют еще и кандидатов на включение в ближний круг Путина.

Кандидатов исследователи разделили на пять условных групп: силовой блок, бизнес, политический блок, секретариат «ЦК» и группа региональных лидеров. В августовском докладе эксперты оценили численность таких кандидатов в 45 человек. В этот блок, в частности, были включены министры-силовики, крупнейшие российские бизнесмены (Роман Абрамович, Алишер Усманов и другие), политики без очевидных полномочий (Александр Волошин, Анатолий Чубайс, Алексей Кудрин и патриарх Кирилл), а также наиболее известные аппаратчики (как, например, Алексей Громов) и губернаторы-тяжеловесы. Последние замеры позволили расширить блок кандидатов в члены «Политбюро» до 51 человека.

Новый доклад Minchenko Consulting «"Политбюро 2.0" накануне перезагрузки элитных групп» (первая его часть была опубликована в январе 2013 года, вторая вышла 19 февраля) рассказывает как о текущем составе ближнего круга президента, так и о грядущих изменениях в нем. Эти изменения не входят в стратегические планы властей, но станут итогом ряда тактических ходов в ответ на внутренние и внешние вызовы, считают эксперты.

В первой части доклада эксперты обозначили изменения в правящей коалиции, которую они называют «Политбюро 2.0», происшедшие с августа 2012 года. В связи с отставкой и угрозой привлечения к уголовной ответственности эксперты вывели из числа кандидатов в члены путинского «Политбюро» бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. В то же время бывший глава МЧС и теперь уже бывший губернатор Московской области Сергей Шойгу, сменивший Сердюкова на посту главы Минобороны, сразу же оказался в «Политбюро», став девятым его членом.

Своего места в когорте влиятельных региональных лидеров, по мнению экспертов, лишился губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. У Полтавченко дела явно идут не очень хорошо, он все чаще не попадает в унисон с петербургским стилем управления, не исключено, что он не доработает на губернаторском посту до конца срока, объяснил «Ленте.ру» президент Minchenko Consulting Евгений Минченко.

Места Полтавченко и Шойгу заняли полпреды президента в Центральном, Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах — Александр Беглов, Виктор Ишаев и Александр Хлопонин. «Тяжеловесные» полпреды из числа бывших губернаторов и чиновников федерального уровня исполняют роль влиятельных региональных лидеров, так как губернаторы-тяжеловесы в России практически закончились, пояснил Минченко.

В «юридически-силовой блок» кандидатов в члены «Политбюро» эксперты включили главу Службы внешней разведки Михаила Фрадкова. Это связано с очевидным повышением значимости СВР в условиях обострения внешнеполитической ситуации, говорит Минченко. В этом же блоке впервые появились имена глав Верховного суда Вячеслава Лебедева и Высшего арбитражного суда Антона Иванова. Влияние глав высших российских судов повышается из-за явного роста значимости «силовиков», пояснил Минченко. Судейская вертикаль — единственный противовес силовым органам: «Где ломаются те или иные дела? Они ломаются в судах», — отметил эксперт в беседе с «Лентой.ру». Кроме того, Лебедев, по мнению Минченко, решает важную внешнеполитическую функцию для президента Путина. «К примеру, дали приговор [бывшему главе ЮКОСа Михаилу] Ходорковскому, а он [Верховный суд] его отправил на пересмотр. Суд рассмотрел и годик сбросил. И, соответственно, на все разговоры о том, что правосудие у нас какое-то неправильное, можно ответить: "Подождите, вот Верховный суд у нас не согласился, отправил на доработку". И так по многим делам. Так что в этом смысле Лебедев очень крепок», — считает Минченко.

В то же время глава Конституционного суда Валерий Зорькин не упомянут экспертами ни среди членов «Политбюро», ни среди тех, кто в ближайшее время имеет шансы в него войти. Формально Зорькин должен входить в верхушку «Политбюро», так как КС — главный суд в стране, подтвердил Минченко. Однако уровень самостоятельности этого суда эксперт считает минимальным: «Мы видим, что он [Конституционный суд] практически не проявляет активности. Единственное, где он хоть как-то себя проявил, — решение по закону "О митингах". А так, КС, как правило, штампует все решения властей».

Наконец, в бизнес-группу кандидатов в члены «Политбюро» эксперты добавили главу банка ВТБ Андрея Костина. С одной стороны, увеличилась влиятельность Костина, отметил Минченко, с другой стороны, у руководителя ВТБ обнаружилась одна из самых больших групп влияния в Государственной Думе. Это открытие эксперты сделали в ходе закрытого исследования лоббистских возможностей федеральных групп влияния. Публиковать результаты этого исследования они не планируют, сказал Минченко.

Предстоящие изменения в окружении Путина будут вызваны снижением управляемости и скорости принятия решений в громоздкой системе так называемого Большого правительства, выстроенной президентом. Большим правительством Путина (в отличие от органа с таким же названием при Дмитрии Медведеве) эксперты называют собственно правительство России, администрацию президента и Совет безопасности РФ. Кроме того, изменения могут произойти из-за распада «медведевской коалиции» образца 2010-2011 годов. Ее участники — либеральная группа сторонников действующего премьера и так называемая «семейная» группа (речь идет о семье и окружении Бориса Ельцина; по мнению экспертов, к этой группе имеют отношение Александр Волошин, Анатолий Чубайс, Роман Абрамович и Олег Дерипаска), а также часть аппарата — в настоящее время ищут пути политического выживания Медведева в качестве кандидата в президенты в 2018 году, отмечают авторы доклада. Рассматриваются и альтернативные кандидаты на этот пост — Сергей Шойгу, Алексей Кудрин или Михаил Прохоров.

Дополнительными причинами внутриэлитных изменений станет «эрозия существующей партийно-политической системы» и борьба элитных групп за место премьер-министра России. Премьер рассматривается как «автоматический преемник» на случай трагической случайности с Путиным, поясняют авторы исследования.

В настоящее время верхушка российской элиты готова к продлению президентского мандата Владимиру Путину в 2018 году, считают авторы доклада. Однако все политические игроки, включая самого Путина, прорабатывают и альтернативные политические сценарии, отмечают эксперты. Конкурирующие группы будут бороться не только за рентные ресурсы и административное влияние, предсказывают исследователи, а постараются предъявить Путину свой кадровый потенциал и успешные политические проекты. Противоречия на федеральном уровне неизбежно будут проецироваться на региональный уровень. Различные номенклатурные группы будут противостоять друг другу на выборах губернаторов и региональных законодательных собраний.

Не позднее 2014-2015 годов Кремлю придется менять политику и в отношениях с обществом. Линия, избранная им в ответ на протестные выступления 2011-2012 годов, к этому времени исчерпает себя, считают аналитики. В частности, в рамках «консервативно-ценностной мобилизации населения», которую в настоящее время проводит Кремль, невозможно постоянно выводить в топ информационной повестки темы, которые в действительности находятся на периферии проблемного поля населения, считают эксперты. Кроме того, в числе тупиковых тактических ходов Кремля исследователи называют попытку сформировать «альтернативный средний класс» из региональных бюджетников (она наткнется на дефицит бюджетных средств и повредит экономике, снизив мотивацию работников реального сектора экономики) и заигрывание с националистической риторикой в отсутствие реальных шагов (этот ход раскачает националистическую повестку, а националисты разочаруются во власти). Не будет эффективным и «антиатлантизм». «Противоречия с Западом приобрели ценностный характер и не преодолеваются за счет экономического торга», — считают авторы доклада.

В числе внешних факторов, которые могут оказать влияние на внутрироссийскую ситуацию, эксперты, в частности, отмечают вероятность снижения цен на энергоносители из-за «сланцевой революции», возможность второй волны экономического кризиса, нестабильность на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, где может смениться власть. Кроме того, на поведение российских властей повлияет череда выборов за рубежом (в частности, президента Грузии в 2013 году и президента США в 2016 году), а также предстоящие Олимпийские игры в Сочи и чемпионат мира по футболу — 2018, добавляют эксперты.

Стратегия Путина в ближайшие годы экспертам ясна: президент нацелен на удержание территориальной целостности России и сохранение своего места в клубе ведущих мировых лидеров. Кроме того, он стремится обеспечить внутри своего «Политбюро» такой баланс сил, который позволит Путину добиться любого нужного решения «проблемы-2018», включая собственное выдвижение в президенты — или любого преемника. Кроме того, Путин заинтересован в сохранении высокого уровня личной популярности у населения и снижении возможностей для внешнего воздействия на поведение российской элиты.

Понятны и политические технологии, которые Путин будет использовать для достижения этих целей. Вопреки устойчивому представлению о непредсказуемости Путина, он регулярно воспроизводит одни и те же «паттерны», отмечают эксперты. Среди обычных путинских технологий эксперты выделяют, в частности, «заблаговременную победу» (ее применение началось еще с досрочной отставки Бориса Ельцина в 1999 году), «выравнивание элит» (то есть наблюдение за тем, чтобы ни одна из групп не приобрела излишнего влияния), «бесконечное тестирование преемников» (новая гонка уже начата, отмечают эксперты, в нее могут включиться даже некоторые губернаторы), «силовой ответ на угрозу с Юга». При этом эксперты отмечают, что в рамках технологии «оттеснения попутчиков», которую также традиционно применяет Путин, в настоящее время в зоне риска находятся «системные либералы», часть «семейной» группы, которая делала ставку на второй срок Медведева и осталась недовольна проигрышем, и губернаторы «медведевского призыва».

Сейчас внутри путинского «Политбюро» формируются два полюса: на одном сторонники тандемократии (причем не обязательно при участии Медведева), на другом — приверженцы как можно более долгого правления Путина. Интересы второй группы выражает Игорь Сечин, считают эксперты. Медведеву аналитики советуют перестать играть «роль альтернативного политического полюса и фигуры со специфической политической идентификацией, отличной от Путина» — по их мнению, это снижает его шансы остаться на посту премьера до 2018 года.

Если Медведев начнет проигрывать, утерянные им ресурсы внутри «Политбюро» могут перетечь к нынешнему мэру Москвы Сергею Собянину, полагают аналитики. Сейчас группы влияния, не заинтересованные в таком подъеме Собянина, вынуждены делать ставку на лидера партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова, которого эксперты называют «естественным конкурентом» Собянина в Москве. Прохоров также подходит на роль кратковременного антикризисного премьер-министра, призванного проводить непопулярные реформы, отмечают докладчики.

Еще один полюс притяжения «медведевских» элит — экс-министр финансов Алексей Кудрин, отмечают эксперты. У Кудрина есть имиджевые проблемы из-за манеры демонстративно озвучивать непопулярные тезисы (своего поста в правительстве он лишился именно из-за этого, вступив в конфликт с Медведевым), но он был бы оптимальным кандидатом на роль антикризисного премьер-министра в случае провала действующего кабинета, полагают эксперты.

Кадровый взлет Сергея Шойгу осенью 2012 года создал эффект завышенных ожиданий в его отношении. Однако эксперты отмечают три важных фактора, которые действуют против него: он чужой в команде Путина, буддист по корням (православные и мусульмане могут выступить против), а его имидж антикризисного менеджера уязвим. Зато Шойгу может стать таким менеджером для силовых структур, чья растущая самостоятельность может стать опасной для Путина. В таком случае эксперты отводят Шойгу роль профильного вице-премьера. При этом отмечается, что его естественным конкурентом в этой нише будет действующий вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Перезагрузка элит будет проведена посредством перенастройки правительства, полагают эксперты. При этом Дмитрий Медведев может как сохранить пост премьер-министра, так и утратить его. Один из вариантов реформы элит — если в правительство Медведева в ранге вице-премьеров возвратят бывших министров правительства Путина, которые после его избрания на пост главы государства сменили статус на помощников президента. Однако это может создать проблемы внутри путинского «Политбюро»: новые доверенные лица Путина могут перехватить часть неформальных функций действующих членов правящей группы.

Другой вариант перенастройки правительства не предполагает сохранения Медведева в качестве премьера. В таком случае Путиным может быть выбран один из шести типов главы правительства: премьер-технократ (кандидаты: Александр Жуков, Дмитрий Козак или Александр Хлопонин), консервативный премьер (Сергей Чемезов или Сергей Иванов), социальный премьер (Валентина Матвиенко), премьер — либеральный реформатор (Алексей Кудрин или Михаил Прохоров), премьер-чистильщик, задачей которого станет борьба с группами, которые не сможет вытеснить с политического поля Путин (Сергей Шойгу). Наконец, новым премьером может быть назначен выбранный преемник Путина (Сергей Собянин или Сергей Шойгу).

Не исключены варианты досрочных выборов в Госдуму, что помогло бы обосновать отставку Медведева. Путин (точнее, «Единая Россия») может даже проиграть эти выборы, чтобы дать населению выплеснуть негативные эмоции, а затем взять реванш на президентских, говорится в докладе. В этом случае в 2018 году Путин мог бы пойти в президенты от новой коалиции политических сил, как это сделал Медведев в 2008 году (тогда его кандидатуру поддержали не только единоросы, но и, к примеру, «Справедливая Россия».

Инструментами обновления элит также могут быть прямые выборы Совета федерации, конституционная реформа (с пересмотром административно-территориального деления страны, функций правительства, усилением полномочий парламента и введением поста вице-президента под Медведева), говорится в докладе. Обновления элит также удастся добиться за счет создания политического объединения в рамках Евразийского союза, отмечают исследователи. Впрочем, этот вариант эксперты считают самым проблемным. А наиболее осуществимыми — обновление правительства и досрочные выборы в Госдуму.

< Назад в рубрику