«Почему падение метеорита в России засняли с разных ракурсов, а у нас нет ни одной записи падения самолета на Пентагон? У них установка видеорегистраторов обязательна законодательно?» ─ вопрошали иностранные пользователи интернета после того, как в сети стали распространяться записи челябинского события с автомобильных регистраторов. Нет, законов, требующих обязательно иметь в машине видеорегистраторы, в России пока нет, но, выражаясь словами Остапа Бендера, «жизнь диктует нам свои суровые законы». Видеорегистраторы сегодня считаются пусть ничтожным, но все же шансом одержать победу в противостоянии с коррупцией полицейских, несовершенством страховой системы и дорожными подставами.
На протяжении последних 20 лет езда по российским дорогам напоминает игру в русскую рулетку: если не встретятся профессиональные автоподставщики, то жди беды от нечистого на руку инспектора ГИБДД. Примеров тому множество.
Человек едет по своим делам, неожиданно видавшая виды иномарка резко выполняет на дороге перед ним маневр перестроения и тут же тормозит. Водитель остановиться не успевает и бьет ее в задний бампер. Из иномарки выходят крепкие бритоголовые парни и начинают популярно объяснять «нарушителю», кто прав, а кто виноват в этой ситуации и кто кому сколько теперь должен. Автовладельцам, встретившим за рулем лихие 90-е, да и первую половину 2000-х, такая ситуация настолько знакома, что она даже стала темой множества легенд и анекдотов. И хотя не всегда все было так страшно, как рисует водительский фольклор, у каждого наверняка найдется хотя бы один знакомый, побывавший жертвой дорожной подставы.
Нередко бывало, что картину усугубляли инспекторы ГИБДД, тогда еще милиции. Пользуясь тем, что не каждый водитель досконально знает положения Кодекса об административных правонарушениях и Правил дорожного движения, они зачастую вымогали немалые суммы за пустяковые по сути нарушения. И водители, как правило, шли на уступки, предпочитая «дать на лапу», чем впоследствии доказывать свою невиновность в суде, где авторитет и беспристрастность инспектора по умолчанию ставились и ставятся выше слов автолюбителя. Практически в каждом судебном постановлении обязательно есть строчка: «У суда нет оснований ставить под сомнение показания инспектора имярек».
Реклама первых видеорегистраторов, просочившихся на российский рынок, упирала именно на возможность обезопасить себя от дорожных подстав и нечистых на руку сотрудников полиции. Она рисовала радужный мир победившей справедливости, в котором бритоголовые крепыши из 20-летнего «мерседеса», узнав о наличии у «жертвы» видеорегистратора, тут же расплачивались с ней и униженно уезжали на своей битой иномарке в сторону заката. А сотрудники ГИБДД, смущенно прикрываясь от народа заскорузлой ладошкой, четко и без задержек называли свои фамилию, имя, звание и причину для остановки транспортного средства. Стремление российского автолюбителя к подобной дорожной справедливости и обеспечило видеорегистраторам самую широкую популярность.
Отчетливой статистики о количестве регистраторов на одного автовладельца в России пока не существует ─ рынок таких устройств в стране еще только формируется. Однако плотность средств видеофиксации на дорогах уже достигла уровня, когда многие редкие по своей природе события попадают в объектив автомобильной камеры. По оценке аналитической группы SmartMarketing, в 2011 году в России было продано 1,5 миллиона видеорегистраторов, прогноз этой же компании на 2012 год также превышал миллион единиц. При этом, по данным ГИБДД, к 1 января 2013 года автомобильный парк России составил 50,5 миллиона машин. По самым скромным подсчетам, сегодня в России видеорегистратором может быть оборудован каждый пятый автомобиль.
Автомобильных устройств видеофиксации на рынке представлено огромное множество, фактически под любые требования. Они умеют записывать то, что происходит перед автомобилем и в салоне. Есть даже модели, способные записывать и происходящее по бокам от машины. Появились и совмещенные устройства ─ навигатор, мультимедийный плеер и видеорегистратор. Стоимость таких приборов начинается от полутора тысяч рублей (этим объясняются миллионные ежегодные продажи и повсеместное распространение) и, несмотря на простоту аппаратуры ─ матрица, электронная плата обработки сигнала и карта памяти, устремляется в бесконечность. Казалось бы, теперь «не надо бояться человека с ружьем».
Однако использование видеорегистратора в России имеет свои особенности. Законодательно использование видеозаписи с такого устройства в качестве доказательства в суде не закреплено. Формально судья имеет право отказать в приобщении записи к делу, сославшись, например, на техническое несоответствие устройства или невыполнение владельцем каких-либо требований. Например, при оформлении ДТП автовладелец обязан передать карту памяти с видеорегистратора сотруднику ГИБДД под расписку, а в сопроводительной бумаге указать модель видеорегистратора и серийный номер карты памяти (а в идеальном случае вообще сдать видеорегистратор вместе с картой памяти). Но и тогда видеозапись может быть сочтена доказательством только по усмотрению судьи.
Видеорегистраторы ведут запись в цифровом виде, благодаря чему значительно упрощается публикация видео на различных интернет-сервисах вроде YouTube. Именно благодаря такой возможности видеозаписи с регистраторов со временем превратились в своего рода жанр документальной любительской журналистики. Этот жанр открыл зрителям доступ к суровой правде жизни, не попадающей на экраны телевизоров: тут, помимо потоков отборной брани, на любой вкус имеются и драма, и трагедия, и триллер, и комедия. В ЖЖ появились целые сообщества, аккумулирующие дорожные записи.
Теперь, сделав буквально пару кликов, любой желающий может полюбоваться на пролет фронтового бомбардировщика или многоцелевого вертолета на предельно малой высоте над шоссе, пересечение проезжей части основным боевым танком и даже кражу видеорегистратора из припаркованного автомобиля. Любое относительно редкое явление или событие в современной России с большой долей вероятности попадает в объектив того или иного фиксирующего устройства. Например, видеозапись падения Ту-204 во Внуково 29 декабря 2012 года была опубликована в интернете уже спустя несколько часов. Записи падения метеорита в Челябинской области тоже появились в Сети достаточно оперативно.
Колоссальные потоки видеоинформации с регистраторов, заполняющие различные сервисы, наподобие YouTube, по своему объему, пожалуй, способны тягаться с информационной выдачей всех американских разведывательных беспилотников вместе взятых. Режиссеры-любители, причем не только из России, уже составляют разнообразные развлекательные ролики-компиляции из видеозаписей российских автомобилистов, удивляя иностранного зрителя. Судя по комментариям к статьям о падении метеорита в Челябинской области на зарубежных информационных сайтах, самой обсуждаемой темой у заграничной аудитории стал даже не факт падения болида, а именно популярность в России автомобильных устройств видеофиксации.
Так, один из читателей британской The Daily Telegraph в комментарии к статье о метеорите написал: «За недели до этого события NASA просила у правительства больше денег на слежение за этими маленькими штучками (болидами ─ примечание "Ленты.ру"), как вдруг одна из таких штуковин взрывается над страной видеорегистраторов». Вот другой комментарий с американского форума: «Русские знали, где упадет метеорит, и засняли его с разных ракурсов. Их ПРО превосходит наше на несколько десятков лет». И еще: «Почему все самое крутое всегда происходит в России?». На самом деле ответ прост: все самое крутое происходит в любой стране мира, но в России очень много автомобильных видеорегистраторов.
В настоящее время правительство России рассматривает возможность увеличения лимита страховых выплат по ОСАГО при ДТП. При этом рассматривается возможность полностью убрать в Москве и Санкт-Петербурге лимит страховых выплат при оформлении европротокола (когда автовладельцы без сотрудников ГИБДД оформляют протоколы, разъезжаются и отдают эти документы страховщикам), который сейчас составляет 25 тысяч рублей. Страховые компании с таким предложением согласны, но при условии, что автомобили должны быть обязательно оборудованы видеорегистраторами. Так что если такой закон будет принят, роликов о происшествиях на российских дорогах в интернете станет еще больше.