Мир
20:59, 18 февраля 2013

Без суда и имени В Израиле разгорелся скандал вокруг загадочной жизни и смерти агента «Моссада»

Иван Яковина
Могила Бена Зигира
Фото: Brandon Malone / Reuters

Гражданин Австралии и Израиля Бен Зигир умер в израильской тюрьме еще в 2010 году. Однако только сейчас тайная история жизни и смерти «Заключенного Икс» начала прорастать сквозь бетон израильской военной цензуры. Начинаясь, как лихой шпионский роман, она завершается в стиле антиутопии о всемогущей государственной машине, крушащей людей во имя «высших целей». При этом конец многолетней эпопеи все еще может выйти если не счастливым (главный герой уже на том свете), то справедливым: злодеи уже засуетились, предчувствуя грядущее воздаяние.

Бен Зигир родился в Мельбурне жарким декабрем 1976 года в обеспеченной еврейской семье. Отец и мать новорожденного уже тогда занимали высокие посты в местных еврейских организациях, благодаря чему были достаточно известными людьми. Они позаботились о том, чтобы с самого детства Бен не забывал о своих корнях — его отправили в престижную еврейскую школу, где мальчик изучал иврит, традиции и историю своего народа.

После окончания школы Зигир выучился на юриста в одном из лучших университетов Австралии, где добился впечатляющих успехов. Вообще, все, кто его знал, говорят, что будущий «Заключенный Икс» был смышленым, начитанным, добродушным, веселым и располагающим к себе человеком с активной жизненной позицией. Он, например, принимал деятельное участие в работе нескольких организаций сионистской направленности, помогая перебираться на историческую родину австралийским евреям. При этом он и сам чувствовал некоторые обязательства перед Израилем. В 1994 году он добровольно оставил беззаботную и лишенную серьезных неприятностей жизнь в Мельбурне и отправился работать в ничем не примечательный израильский кибуц. Получив на новой родине паспорт, он пошел служить простым солдатом в ЦАХАЛ.

Именно к этому периоду большинство наблюдателей и относят начало его шпионской карьеры. Израильскую разведку не мог не заинтересовать молодой, умный, образованный обладатель австралийского паспорта, очевидно лояльный еврейскому государству. Более того, Зигир был голубоглазым блондином нейтральной европейской внешности, что для израильской разведки также играет существенную роль: в потенциальном агенте ничто не должно выдавать его еврейского происхождения.

Бен Зигир
Кадр: телеканал BBC

Неудивительно, что австралийские спецслужбы в конце концов заинтересовались непоседливым гражданином, вроде как проживающим в Израиле, разъезжающим по всему Ближнему Востоку и чуть ли не ежегодно меняющим имена. Австралийский журналист по имени Тревор Борман выяснил, что первый контакт Австралийской организации разведки и безопасности (ОАРБ) с Зигиром случился в 2008 году. Пока остается неясным, какая из сторон стала инициатором разговора и что именно обсуждалось, однако известно, что диалог состоялся. Австралийские СМИ предполагают, что Зигир вполне мог рассказать своим собеседникам о том, что, где и как делают агенты «Моссада», перебравшиеся в Израиль из Австралии и других западных стран.

В числе прочего Борман выяснил, что в Австралии Зигир получил итальянскую рабочую визу, после чего организовал в Италии подставную фирму, через которую наладил «серый» экспорт телекоммуникационного оборудования в Иран. Конечно, бывший солдат ЦАХАЛа с австралийским паспортом может и самостоятельно подработать тайной продажей иранцам электроники из Италии. И совсем не обязательно его фирма должна быть прикрытием для секретных операций в Иране. Однако соответствующие подозрения как минимум обоснованы.

Тут надо подчеркнуть одно важное обстоятельство. Как и за что израильтяне посадили Зигира — до сих пор точно неизвестно. Наиболее популярная на Западе версия звучит примерно так: в «Моссаде» узнали, что их агент регулярно встречается с австралийскими коллегами и выбалтывает им секреты. Получив соответствующую информацию, израильтяне дождались приезда Зигира на историческую родину, арестовали его и отправили за решетку. Неясно, однако, отчего в этом деле установили настолько суровую секретность. От кого или от чего Зигира прятали столь тщательно, что имени заключенного не знали даже охранявшие его тюремщики?

Махмуд аль-Мабух был ликвидирован группой израильских агентов в январе 2010 года в своем гостиничном номере в Дубае. Известно, что израильтяне, принимавшие участие в операции, пользовались как поддельными, так и настоящими паспортами ряда западных стран, включая Австралию. Обстоятельства этого дела также до сих пор окончательно неясны, но наблюдатели были поражены, насколько быстро и полно местная полиция восстановила картину и участников преступления. Следователи выяснили, что боевика обездвижили при помощи сукцинилхолина — нервно-мышечного релаксанта, а потом задушили подушкой. Полицейские даже узнали, почему был избран именно такой способ. Смерть Мабуха должна была выглядеть как остановка сердца: никаких следов борьбы, просто умер — и все.

Западные источники кувейтской прессы пояснили, что эффективность работы следователей была вызвана не внезапным озарением, а подробными показаниями Зигира. То ли он попался, то ли сам решил рассказать о произошедшем, но якобы агент «Моссада» начал сотрудничать со спецслужбами ОАЭ в обмен на защиту от своих бывших коллег. Правда арабы, согласно этим данным, Зигира не уберегли — его все равно выкрали и вывезли в Израиль.

В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что Зигира действительно арестовали спустя месяц после убийства Мабуха. При этом, где именно он был схвачен, до сих пор неизвестно. Теоретически его могли вывезти из Дубая — в прошлом «Моссад» уже не раз проводил подобные операции. Однако вызывает сомнение, что вся полиция эмирата не смогла уберечь источник информации невероятной ценности, особенно зная, что на него наверняка начнется охота.

В этой связи можно предположить, что арест и заточение Зигира стали комбинацией двух историй. Он действительно мог участвовать в обеспечении операции в Дубае, используя свой паспорт. Однако личности всех участников операции были раскрыты, после чего агенты ОАРБ утвердились в своих подозрениях относительно Зигира. Австралийцы взялись допрашивать его по-серьезному. Чего он наговорил, сейчас никто не скажет, однако Австралия почти сразу после убийства Мабуха отозвала своего посла из Иерусалима, а также выразила Израилю очень решительный протест. Аналогично поступили и британцы, чьи паспорта также использовались убийцами Мабуха. Отношения стран осложнились до предела. Цель израильской операции — устранение одного из лидеров ХАМАСа — была достигнута, но очень дорогой ценой: весь мир узнал о методах работы «Моссада», а целый ряд стран Запада всерьез ополчились против Израиля.

Кому бы ни стал Зигир рассказывать израильские секреты, от него не отстали бы прежде, чем он расскажет все, что знает. «Моссаду» совершенно ни к чему было появление в прессе подробностей его операций в Иране, Сирии и Ливане. Именно поэтому разболтавшегося агента тайно доставили в Израиль, арестовали и отправили за решетку.

Тут начинается вторая, еще более темная часть истории Бена Зигира. Что бы он ни сделал и/или рассказал, это было очень и очень болезненно воспринято «Моссадом». Руководство Израиля приняло решение уничтожить саму память о бывшем агенте. Прессе запретили писать о его аресте и суде, при этом в сам суд Петах-Тиквы его привозили завернутым в одеяло, чтобы ни один лишний глаз не смог увидеть подсудимого. К процессу были допущены только судья, прокуроры и адвокаты, причем каждый из них дал строжайшую подписку о неразглашении каких-либо сведений о процессе, включая имя подсудимого. Он стал «Заключенным Икс».

Надо отметить, что приговор ему так и не был вынесен. Адвокаты заявляют, что при посещениях Зигира обсуждали возможность заключения сделки со следствием. При этом он был весьма решительно настроен защищать себя во время процесса и не собирался сдаваться. Более того, уже когда он находился в тюрьме, его жена родила второго ребенка. Однако увидеть его «Заключенный Икс» так и не сумел. Согласно официальным данным, 15 декабря 2010 года Зигир повесился в своей камере. Новость о том, что в тюрьме покончил с собой некий заключенный, была распространена некоторыми израильскими СМИ, однако почти сразу же удалена по настоянию властей. Смерть его стала не менее загадочной, чем жизнь.

Между судебными заседаниями Зигира содержали в отдельной камере тюрьмы высочайшей строгости режима — «Аялоне» . Его камера была специально построена для Игаля Амира — убийцы премьер-министра страны Ицхака Рабина. Для предупреждения самоубийства заключенного камера находилась под постоянным видеонаблюдением. Даже в туалете и душевой находились специальные датчики дыхания и движения, которые поднимали тревогу, если там становилось слишком тихо. Ни малейшего шанса остаться наедине с самим собой у Зигира не было. Можно смело утверждать, что «Заключенный Икс» содержался в самом охраняемом и безопасном месте Израиля. Каким образом он сумел смастерить веревку, набросить ее себе на шею и удавиться — решительно непонятно. Да и очевидных мотивов заканчивать жизнь подобным образом у него тоже не было.

Для израильских властей, однако, его смерть стала большим облегчением. В ходе процесса о том, что, как и где делает «Моссад», узнали бы еще несколько человек, принимавших в нем участие. С гибелью подсудимого эта проблема отпала сама собой. Кроме того, разведки всего мира зачастую используют приемы, которые не очень согласуются с общепринятыми понятиями о законности. Еще неизвестно, как отреагировала бы судья (кстати, это была женщина) на рассказы о проделках рыцарей плаща и кинжала. Маловероятно, но вдруг они и в Израиле занимаются чем-то не вполне законным? В общем, вмешивать суд во внутренние дела разведки никто не хотел.

Судья, впрочем, и сама, похоже, испытала облегчение. Во всяком случае она моментально признала смерть заключенного несчастным случаем. У всех участников едва начавшегося процесса взяли обязательство ничего о нем не сообщать. Власти даже нашли способ убедить семью погибшего не вспоминать о нем без особой нужды. Дело, казалось, было полностью закрыто. Про Зигира — «Заключенного Икс» — долгое время действительно никто не вспоминал.

Как выяснилось, Канберра с самого начала была в курсе ареста Зигира, однако не стала предпринимать никаких действий в его защиту. Чем объясняется скромность австралийского МИДа в этой ситуации, пока неясно: тогдашний глава австралийской дипломатии Кевин Радд наотрез отказался обсуждать эту тему и фактически начал скрываться от СМИ. Такое поведение можно объяснить только одним: экс-министру, очевидно, есть что скрывать. Прочие руководители предыдущего правительства также держат глухую оборону, не желая даже вспоминать о произошедшем. Возможно, правда, их память освежит уже начатое официальное расследование, призванное выяснить, почему австралийское правительство бросило на произвол судьбы своего гражданина. Скандал обещает стать очень громким.

Одновременно с этим Канберра потребовала, чтобы израильтяне обнародовали все обстоятельства гибели «Заключенного Икс». Поскольку его камера была нашпигована различными датчиками и камерами, момент самоубийства должен был быть записан. Теперь, когда существование Бена Зигира секретом не является, ничто не должно помешать израильтянам продемонстрировать эти записи.

Израильская судья, поспешно признавшая заключенного самоубийцей, также объявила, что желает еще раз рассмотреть дело о его гибели. Поскольку она выразила желание на этот раз посмотреть видеозаписи из камеры, можно сделать предположение, что в 2010 году руки до этого у нее не дошли.

Еще интереснее реакция израильского правительства. Сначала оно пыталось запретить местным СМИ перепечатывать информацию австралийцев о загадочном заключенном. Потом, понимая абсурдность такого шага в век интернета и спутникового телевидения, нехотя признало: да, был такой, но умер сам, безо всякого вмешательства. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу, который возглавлял правительство и в 2010 году, выступил с проникновенной речью о том, что Израиль — страна особая, безопасность ее вечно под угрозой, поэтому и методы работы спецслужб довольно суровые, а свобода СМИ иногда ограничивается военной цензурой.

Это все, конечно, правда. Израиль — страна особая. Но Нетаниягу в своем выступлении отнюдь не развеял подозрения в том, что Зигира попросту уморили в тюрьме — либо в качестве мести, либо чтобы облегчить жизнь «Моссаду». Положение премьера усугубляется тем, что политические оппоненты и журналисты все громче требуют не морочить им голову: всех интересует не почему Зигир оказался в тюрьме, а как он погиб. Если в первом случае секретность действительно не позволяет рассказать всей правды, то вот обстоятельства смерти заключенного могут представлять собой секрет, только если на тот свет он отправился с чьей-то помощью.

Если главный враг государства (по версии властей) действительно повесился, то это можно расценить как вопиющую халатность со стороны тюремной администрации. Кто-то обязательно должен был быть наказан, причем очень сурово. Если выяснится, что правительство Нетаниягу в 2010 году никого не наказало за смерть повесившегося заключенного, это фактически будет укрывательством преступления. Ни в конце 2010-го, ни в начале 2011 года никаких процессов против руководителей израильского Тюремного управления не было.

Если же выяснится, что Зигира убили, скандал будет еще громче. Фактически это уголовная статья, причем под подозрением окажутся и бывший глава «Моссада» Меир Даган, и бывший руководитель Тюремного управления Бенни Канияк, да и сам Нетаниягу. Кстати, интересная деталь: Даган и Канияк вскоре после смерти Зигира (5 января и 17 апреля 2011 года соответственно) ушли на почетную пенсию.

Надо отметить еще одно измерение дела Зигира. Для действующего главы правительства вся эта история всплыла как нельзя некстати. Вот уже месяц, прошедший после январских выборов, Нетаниягу мучительно пытается сколотить в Кнессете коалицию, чтобы стать полноправным премьер-министром, а не исполняющим обязанности, как сейчас. Возможная причастность к гибели заключенного может существенно затруднить и без того тяжелые переговоры. Потенциальные (особенно колеблющиеся) партнеры по коалиции наверняка потребуют полной ясности в этом вопросе до формального подписания коалиционного соглашения. Внеочередные выборы в Кнессет, о которых много говорили сразу после публикации итогов январского голосования, становятся еще более вероятными.

Как бы то ни было, ответы на большинство вопросов в деле «Заключенного Икс» будут получены только после завершения работы австралийской и израильской комиссий. Однако все идет к тому, что даже из могилы Бен Зигир, которому все-таки вернули имя, сумеет расквитаться с теми, кто отправил его за решетку и, возможно, на тот свет.

< Назад в рубрику