Мир
19:00, 19 февраля 2013

Тоска по «старым добрым дням» В Миссисипи официально отменили рабство

Василий Чепелевский
«Маленький Льюис продан»
Иллюстрация: «Детская книга против рабства»

В воскресенье американские СМИ сообщили, что штат Миссисипи внезапно официально отменил на своей территории рабовладение. Конечно, речь идет не о настоящей «отмене», а о юридическом казусе. Но казус этот довольно занимателен. Несколько лет назад американцы отпраздновали двухсотлетие со дня рождения президента-освободителя Авраама Линкольна; совсем недавно, в январе 2013 года, исполнилось полтора века Прокламации об освобождении рабов — а тут вдруг нашелся такой «отстающий» штат.

Тема рабовладения для американцев очень неудобна. Представьте только, каково это — сознавать и признавать, что страна, считающаяся оплотом демократии и свободы, создавалась рабовладельцами. Тем не менее на фоне громких годовщин за неприятную тему взялись кинематографисты. Тарантино на свой лад продемонстрировал ужасы рабства в сказочном вестерне «Джанго», шокируя зрителей запретным словом на букву «н», а Спилберг снял с претензией на историчность «Линкольна» — не избежав, впрочем, досадных ляпов. Этот второй фильм имеет к случившемуся в Миссисипи прямое отношение.

Доктор Ранджан Батра — уроженец Индии, который в 2008-м благополучно натурализовался в США и преподает сейчас нейробиологию в Медицинском центре Университета Миссисипи. Посмотрев картину Спилберга, он проникся величием главного героя и решил получше узнать историю своей новой малой родины. Изучая в интернете справку на тему тринадцатой конституционной поправки, запретившей рабовладение в США, он увидел возле слова «Миссисипи» звездочку — оказалось, что там ратификация поправки до сих пор не завершена.

Вот как было дело. В конце Гражданской войны, уже после Прокламации Линкольна, законодатели Союза — то есть Севера — разработали конституционную поправку. Она запрещает существование любых форм рабства или «подневольного услужения», за исключением случаев, когда подобное принуждение используется для наказания законным образом осужденных преступников. В апреле 1864 года поправку одобрил Сенат, а в январе — Палата представителей, и после этого начался процесс ее ратификации на уровне штатов.

Война северян с южанами закончилась победой первых весной 1865-го, и воссоединившийся Союз включил тридцать шесть штатов. Север, естественно, ратифицировал отмену рабства оперативно, Юг — менее охотно, однако к декабрю 1865 года поправку одобрили уже две трети штатов — то есть необходимое для ее вступления в силу количество. За ними последовали другие, и в итоге «за бортом» оказались южные Кентукки и Миссисипи, а также северный Делавэр — этот маленький штат во время войны к конфедерации не примкнул, однако был рабовладельческим.

В Делавэре ратификация состоялась в 1901 году, а в строптивом Кентукки — только в 1976-м, то есть лет десять спустя после пика борьбы за права цветного населения. До Миссисипи же очередь дошла лишь в 1995-м: тогда тринадцатую поправку к Конституции США наконец одобрили обе палаты в законодательном собрании штата, однако в Национальных архивах это решение почему-то — как теперь говорят, из-за «канцелярской ошибки» — так и не зарегистрировали.

Об этом-то и узнал после нехитрого исследования доктор Батра и поделился открытием с коллегой — патологоанатомом Кеном Салливаном, который в Медицинском центре работает над программой посмертного донорства. Салливан, уроженец Миссисипи, вспомнил, что еще старшеклассником слышал о ратификации тринадцатой поправки в законодательном собрании штата, и решил прояснить ситуацию непосредственно в Национальных архивах. Там подтвердили, что процесс ратификации пока не завершен.

Здесь снова всплывает «Линкольн» Спилберга как источник вдохновения. Посмотрев фильм с семьей, Салливан не мог сдержать слез и дал себе слово, что исправит позорное отставание родного штата. Резолюцию законодателей от 1995 года патологоанатом представил госсекретарю Миссисипи Делберту Хоусманну, и тот 30 января 2013 года дал ей законный ход. 7 февраля пришел желанный ответ из Национальных архивов: «Настоящим штат Миссисипи ратифицировал тринадцатую поправку к Конституции Соединенных Штатов».

Спросят ли с кого-нибудь за задержку в восемнадцать лет, непонятно. «И надо же было допустить ошибку с оформлением такой поправки, — сокрушается бывший госсекретарь Миссисипи Дик Молпус, которому и надлежало в 1995 году передать резолюцию федеральным властям. — Спасибо Кену Салливану, что он такой хороший гражданин и обратил внимание на это упущение, которое теперь может быть исправлено».

Кое-кто относится к версии канцелярской ошибки скептически — например, все тот же Раджан Батра. «Бюрократические шестеренки вращаются чрезвычайно медленно, но я не могу поверить, что такая „ошибка“ была ненамеренной, — пишет нейробиолог. — Подозреваю также, что до 1995 года этим вопросом не занимались потому, что Миссисипи на глубинном уровне все еще тосковал по „старым добрым дням“».

Действительно, былые деньки в штате помнят. Достаточно взглянуть на его флаг, на котором до сих пор красуется андреевский крест Конфедерации с тринадцатью звездами. Разумеется, это не ускользнуло от внимания правозащитников — они усмотрели в такой символике позорную печать былого рабства. В 2001 году на замену старому разработали новый, политкорректный проект флага, но на референдуме он с треском провалился.

Отношение к знамени конфедератов в Америке вообще неоднозначное. С одной стороны, это действительно напоминание о рабовладельческом прошлом, но для южан это еще и символ родных просторов и традиционного уклада жизни. Уклад этот, конечно, когда-то был с рабовладением неразрывно связан, но сейчас многие скажут, что дело совсем не в этом. Южане воевали под знаменем конфедератов и во Второй мировой войне, а совсем еще недавно его поднимали на официальных зданиях южных штатов.

Где здесь заканчивается уважение к корням и традициям, а где начинается злостный ревизионизм — судить самим американцам. А с рабовладением формально все южные штаты уже распрощались.

< Назад в рубрику