Вечером 18 февраля банда грабителей без единого выстрела вывезла из аэропорта Брюсселя алмазы на десятки (если не сотни) миллионов долларов. Преступники проделали дыру в ограждении аэропорта, въехали через нее на двух автомобилях в закрытую зону, забрали драгоценный груз и уехали через ту же дыру в заборе. Брюссельских грабителей за слаженность действий, ювелирную точность в реализации плана и железные нервы уже сравнивают с бандой «Розовая пантера» из бывших югославских военнослужащих, специализирующихся на крупных кражах драгоценностей по всему миру.
Восемь человек на двух автомобилях устроили в брюссельском аэропорту костюмированное шоу. Вооруженные автоматическим оружием и одетые в полицейскую форму, они подъехали к самолету на «Мерседесе» и «Ауди» с включенными полицейскими мигалками. По территории аэропорта, защищенной настоящими полицейскими и охранниками, они передвигались быстро и четко – любое промедление грозило сорвать весь план.
Действия преступников были просчитаны чуть ли не по секундам. Пассажирский рейс швейцарской авиакомпании Helvetic Airways из Брюсселя в Цюрих (LX789) с желанными алмазами должен был отправиться в 20:05 по местному времени (22:05 по московскому времени). За 15 минут до взлета к нему подъехал бронированный фургон охранной компании Brink’s, который вез драгоценные камни из Антверпена. Чтобы свести риск ограбления к минимуму, алмазы обычно грузят в самолет в последнюю очередь за несколько минут до старта. Сотрудники Brink’s действовали четко по правилам, но и представить не могли, что камни украдут буквально у них из рук прямо на взлетно-посадочной полосе.
Когда преступники подъехали к самолету, там находились только сотрудники наземных служб аэропорта, охранники Brink’s и капитан воздушного судна, заканчивавший предвзлетную проверку. Грабители, выйдя из своих автомобилей, сразу нацелили на них оружие. Бельгийские прокуроры утверждают, что банда была вооружена чем-то похожим на автоматы Калашникова. При этом преступники спокойно, а может быть, даже вежливо, попросили служащих аэропорта отойти от самолета.
Пока одни грабители держали на мушке оказавшихся на месте происшествия свидетелей, другие начали быстро и слаженно вынимать упаковки с алмазами из грузового отсека и складывать их в машины. Затем, также без стрельбы и криков, они уехали, оставив экипаж самолета и других сотрудников аэропорта в состоянии оцепенения. Некоторым потом понадобилась помощь медиков, чтобы пережить шок. Пассажиры, под иллюминаторами которых украли груз на миллионы евро, вообще не заметили, что произошло. Можно представить себе их удивление, когда они с минуты на минуту ждали взлета, а услышали вместо этого просьбу покинуть самолет и объявление об отмене рейса.
Бельгийские прокуроры говорят о преступниках чуть ли не с уважением и называют их «очень и очень профессиональными». На кражу 120 упаковок алмазов у них ушло не больше пяти минут. Некоторые говорят, что они уложились в три минуты. Службы безопасности аэропорта оказались вовсе не готовы к такому сценарию. Прокуроры, пытаясь как-то объяснить произошедшее, отталкиваются от того, что у грабителей была инсайдерская информация. Без этого они едва ли смогли бы предусмотреть все до таких мелочей.
По мнению экспертов, на преступления такого масштаба могут решиться только идеально организованные и хорошо подготовленные, в том числе психологически, группировки. Зачастую их осведомленность о внутренней работе аэропортов просто поражает: не исключено, что они знали даже имена сотрудников, обслуживавших рейс.
От полиции теперь ждут активных действий, обысков и арестов, однако идей у правоохранительных органов пока маловато. Единственная улика, которую они нашли, – это белая машина, на которой приехали преступники. Она была брошена недалеко от аэропорта и сожжена. Поможет ли это полиции выйти на след грабителей, неизвестно. Пока никаких зацепок у них нет.
Неизвестна даже точная стоимость украденных алмазов. Бельгийские СМИ утверждают, что она доходит до 465 миллионов долларов, а в антверпенском Международном алмазном центре (World Diamond Centre) ее оценивают только в 50 миллионов долларов. Разница, судя по всему, обусловлена тем, что достоверно неизвестно, сколько необработанных алмазов и сколько бриллиантов находилось в грузе. Но даже те, кто исходит из минимальной стоимости украденных камней в 50 миллионов долларов, называют преступление «одним из крупнейших». При этом необработанные камни гораздо проще сбыть на черном рынке, так как они не имеют сертификата, в отличие от бриллиантов. Так что надежда отыскать груз тает с каждым днем.
Владельцами большинства камней являются индийские компании. Своих денег они не потеряют, так как алмазы были застрахованы. Однако, по мнению специалистов, пропажа такой солидной партии драгоценностей приведет к временному дефициту на индийском рынке.
Ограбление сильно ударило по имиджу аэропорта Брюсселя, ведь именно через этот аэропорт проходят почти ежедневные транзиты драгоценных камней из Антверпена и обратно. С середины 1990-х годов грабителям несколько раз удавалось выкрасть из аэропорта алмазы. Полиция намерена проверить связь нынешнего инцидента с предыдущими случаями, поскольку преступники действуют по похожему плану. В таком случае удивительно, что служба безопасности аэропорта до сих пор не сделала никаких выводов.
За сохранность ценных грузов отвечают аэропорт и охранная компания, которая сопровождает груз из Антверпена до самолета. Представителям аэропорта остается теперь только оправдываться. По их словам, уровень безопасности в аэропорту Брюсселя соответствует международным стандартам, но эти стандарты якобы рассчитаны не на грабительские рейды вооруженных банд, а на предотвращение терактов. Как сработала бы система безопасности аэропорта, если бы на месте грабителей оказались смертники, они не объяснили.
Не меньшим ударом это ограбление стало и для Антверпена, считающегося на данный момент центром номер один в алмазной индустрии. Там находятся почти две тысячи компаний, которые занимаются самыми разными этапами обработки и сбыта драгоценных камней. В 2012 году общая стоимость алмазов, прошедших через Антверпен, составила 51,9 миллиарда долларов. Это 80 процентов мирового объема торговли сырьевыми алмазами и половина оборота обработанных драгоценных камней.
Несмотря на то что Антверпен пока держится в лидерах алмазного бизнеса, он переживает нелегкие времена. Пробелы в безопасности появились очень некстати, так как индустрия до сих пор не может окончательно восстановиться после глобального финансового кризиса 2008 года. Кроме того, на пятки наступают конкуренты из офшорных индийских компаний.
О серьезности проблем в отрасли говорит тот факт, что в 2010 году Международный алмазный центр совместно с бельгийскими властями начал разрабатывать программу ее модернизации. План «Проект 2020» был принят в феврале 2012 года. Одной из задач было улучшение безопасности, в особенности в брюссельском аэропорту, через который идет экспорт драгоценных камней. Однако справиться с этим, судя по последним событиям, так и не удалось.
Теперь власти, похоже, готовы на радикальные меры. Министр транспорта Бельгии Мельшиор Вателе (Melchior Wathelet) заявил, что, возможно, в будущем сопровождать ценный груз до самолета будут полицейские, а не службы безопасности аэропорта. Более того, он подчеркнул, что правительство не исключает введения полного запрета на такого рода перевозки, чтобы не ставить под угрозу жизни пассажиров и сотрудников аэропорта.