Экономика
18:49, 20 февраля 2013

Торжественно клянусь Как миллиардеры объясняют свою тягу к благотворительности

Ирина Рябова
Билл Гейтс и Уоррен Баффет
Фото: Mike Segar / Reuters, архив

В середине февраля в полку состоятельных бизнесменов, присоединившихся к благотворительной инициативе The Giving Pledge, организованной инвестором Уорреном Баффетом и основателем Microsoft Биллом Гейтсом, прибыло — поддержать идею решили еще 12 человек. В связи с этим «Лента.ру» решила собрать высказывания некоторых участников The Giving Pledge, проясняющих их взгляды на богатство и благотворительность.

19 февраля среди участников The Giving Pledge появился первый миллиардер из России — Владимир Потанин; кроме него, пожертвовать свои капиталы согласились украинский миллиардер Виктор Пинчук, основатель корпорации Virgin Ричард Брэнсон и его жена Джоан, а также бизнесмены из Австралии, ЮАР, Германии, Индии и Великобритании.

Уоррен Баффет, инвестор, один из организаторов The Giving Pledge, состояние — 54,4 миллиарда долларов

«Почти все мое состояние будет потрачено на благотворительные цели как при моей жизни, так и после смерти. <...> Это решение никак не скажется ни на моем образе жизни, ни на образе жизни моих детей. Если бы мы потратили на свои нужды всего один процент капитала Berkshire Hathaway, ни благосостояние, ни счастливая личная жизнь нашей семьи никак не изменились бы. Зато оставшиеся 99 процентов могут существенно повлиять на жизнь других людей», — из обращения Баффета на сайте The Giving Pledge.

«Представьте звезду бейсбола Алекса Родригеса: он может смазать две трети ударов, но зато треть отобьет на славу. Так же и в благотворительности: вас не должен беспокоить тот факт, что одна из пяти, две из пяти или даже четыре из пяти задумок не сработали так, как вы ожидали. Если сработает одна и вы измените жизнь миллионов, вы будете чувствовать себя очень хорошо», — из выступления на саммите филантропов, организованном Forbes, сентябрь 2012 года.

«Я хочу, чтобы у моих детей было достаточно денег для того, чтобы они могли заниматься чем захотят, но не настолько много, чтобы они вообще ничем не занимались», — из высказываний Баффета, которые журнал Fortune приводил в сентябре 1986 года.

Билл Гейтс, основатель Microsoft, один из организаторов The Giving Pledge, состояние — 66,5 миллиарда долларов

«Судьба наградила нас значительным состоянием, и мы этому безмерно благодарны. Но большой дар влечет за собой и большую ответственность в его использовании. Поэтому мы с женой решили пожертвовать наши средства на благотворительность», — из обращения Гейтса на сайте The Giving Pledge.

Владимир Потанин, президент холдинга «Интеррос», состояние — 15,7 миллиарда долларов

«За годы работы в бизнесе я четко понял, что большие деньги — это, прежде всего, большие соблазны, большое испытание, тяжелое бремя для наследников. Они находятся в тени известного и богатого отца, у них мало стимулов и мотивов в жизни — ведь все уже вроде бы есть… Поэтому я твердо придерживаюсь взгляда, что нельзя оставлять детям такие состояния, которые демотивируют. Если вы хотите сделать ребенка счастливым, дайте ему миллион, но если хотите погубить — дайте миллиард», — из колонки, написанной Потаниным для Forbes, ноябрь 2012 года.

«Мой капитал должен работать на благо общества. Мои дети растут, их отец — миллиардер, известный человек. <...> Какие у них стимулы для того, чтобы чего-то в жизни добиваться? В этом смысле, я считаю очень правильным ходом передать капитал на службу обществу, не передавая его по наследству. Я намерен последовать примеру Гейтса и Баффета», — из интервью Потанина The Financial Times, февраль 2010 года.

Виктор Пинчук, украинский миллиардер, основатель группы EastOne, состояние — 3,74 миллиарда долларов

«Филантропия — очень важная часть моей жизни. В XXI веке отвечающий на вызовы современности бизнесмен не может получать прибыль без стремления разрешить глобальные проблемы», — из сообщения Forbes о том, что Пинчук и еще ряд миллиардеров из развивающихся стран присоединились к инициативе The Giving Pledge, февраль 2013 года.

«Я инвестирую в новое поколение — в тех, кому предстоит строить Украину и мир завтрашнего дня. Я чувствую особую ответственность перед своей страной и обществом. Постсоветская трансформация прошла очень болезненно для Украины и других стран региона. Некоторые из нас использовали появлявшиеся возможности, чтобы заработать свои состояния. Сегодня пришло время вкладывать в благотворительность, чтобы как можно больше граждан смогли получить пользу от этих инвестиций», — из комментариев Пинчука по поводу присоединения к The Giving Pledge, февраль 2013 года.

Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin, состояние — 4,2 миллиарда долларов

«Деньги никогда не сделают вас по-настоящему счастливым. Семья, друзья, здоровье и удовлетворение от своей работы — вот что имеет значение. <...> Еще в молодости я никогда не ставил своей целью разбогатеть; я старался создавать что-то, чем могу гордиться. <...> Когда-то мы с женой жили на яхте, и вот однажды она затонула. В итоге мы больше всего скучали по альбомам с семейными фотографиями», — из обращения Брэнсона на сайте The Giving Pledge.

Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка, состояние — 25 миллиардов долларов

«Большой капитал означает, что ты не сможешь потратить его, и не сможешь унести с собой в могилу. <...> Если хочешь жить полноценной жизнью — делись. Если хочешь сделать что-то для своих детей и выразить свою любовь к ним, лучше всего поддерживать организации, которые делают мир для тебя и твоих детей лучше. Становясь благотворителями, мы вдохновляем других делиться», — из обращения Блумберга на сайте The Giving Pledge.

Марк Цукерберг, основатель Facebook, состояние — 14,2 миллиарда долларов

«Люди обычно начинают делать пожертвования ближе к финалу собственной карьеры. Однако зачем ждать, когда уже сейчас можно многое сделать? У поколения молодых бизнесменов, процветающих благодаря успеху созданных ими компаний, есть возможность заняться благотворительностью раньше и видеть результаты своих усилий», — из пресс-релиза The Giving Pledge, декабрь 2010 года.

Джордж Лукас, режиссер, создатель «Звездных войн», состояние — 3,3 миллиарда долларов

«Я жертвую большую часть своих капиталов на развитие образования: его я считаю ключом к развитию человечества. Нам нужно думать о нашем общем будущем, и первый шаг к этому — социальные, психологические и интеллектуальные возможности, которые мы можем обеспечить нашим детям», — из обращения Лукаса на сайте The Giving Pledge.

Дэвид Рокфеллер, нынешний глава династии и внук основателя Standard Oil, состояние — 2,5 миллиарда долларов

«Я убежден, что вещи могут сделать существование человека приятнее, но по большому счету, если у вас нет хороших друзей и родственников, жизнь станет по-настоящему пустой и печальной. И никакие вещи уже будут не важны», — из высказываний Рокфеллера на ток-шоу Чарли Роуза, июнь 2009 года.

< Назад в рубрику