Российские власти решили провести самый значительный пересмотр Кодекса об административных правонарушениях с 2007 года ─ «Единая Россия» предложила Госдуме увеличить штрафные санкции практически за все виды нарушений правил дорожного движения. Формально поводом для этого стало ежегодное увеличение аварийности на дорогах, однако косвенно новая инициатива по закручиванию гаек может свидетельствовать о том, что власти по-прежнему не видят более эффективных мер по борьбе с нарушителями, чем карательные, и фактически из последних сил пытаются удержать автомобилистов под контролем.
Статистика количества аварий на дорогах России в последние годы всегда колебалась, плавно снижаясь после принятия тех или иных поправок к Кодексу об административных правонарушениях и повышаясь через несколько лет после этого. Последние масштабные изменения в КоАП власти России внесли в 2007 году, стремясь снизить количество ДТП, происходящих по вине нетрезвых водителей или лихачей. На время такая мера привела к улучшению ситуации.
По данным ГИБДД, в 2006 году было зафиксировано 187,5 тысячи ДТП, а по итогам 2007 года этот показатель увеличился до 195,5 тысячи. После пересмотра КоАП в 2008 году количество ДТП составило 183,3 тысячи, в 2009-м ─ 173,3 тысячи, а в 2010-м ─ 169,4 тысячи. Впрочем, уже в 2011 году водители адаптировались к новым условиям и график аварийности вновь пошел вверх: 170,8 тысячи ДТП в 2011 году и 177,5 тысячи ─ в 2012-м.
Одновременно с ростом количества дорожно-транспортных происшествий начало увеличиваться и количество погибших на дорогах. Если в 2010-м году этот показатель составил 26,56 тысячи человек, то в 2011-м он увеличился до 27,95, а в 2012-м ─ до 27,99 тысячи человек. По данным думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, стало расти число ДТП с участием нетрезвых водителей, уменьшавшееся с 2004-го по 2010 год (21,5 и 11,8 тысячи соответственно). Так, в 2011 году произошло 12,2 тысячи «пьяных» ДТП, а в первые девять месяцев 2012-го ─ 9,3 тысячи таких происшествий. Статистика комитета совпадает с данными ГИБДД России, по оценке которой всего в прошлом году произошло 12,8 тысячи ДТП с участием нетрезвых водителей.
Статистику роста «пьяных» ДТП комитет приводит, чтобы обосновать необходимость нового законопроекта. Однако это официальная позиция комитета, а есть и другие, «неофициальные» оценки. «До 2010 года, когда существовал допустимый порог содержания алкоголя в крови в 0,3 промилле, наблюдался абсолютно четкий тренд по снижению числа ДТП с участием пьяных. И даже после того, как этот порог отменили и число пьяных автоматически должно было бы вырасти на 20 процентов за счет тех, у кого нашли менее 0,3 промилле, статистика все равно идет вниз. У нас в подавляющем большинстве абсолютно ответственные люди, а число тех, кто пьет за рулем, десятые, если не сотые доли процента», — рассказал заместитель председателя того же самого думского комитета Вячеслав Лысаков, выступающий за отмену нулевого промилле, в интервью «Газете.ru» 18 февраля 2013 года.
В комитете Госдумы по конституционному законодательству уверены, что рост аварийности на российских дорогах связан с тем, что «к ранее принятым мерам люди уже адаптировались, культура вождения за это время не повысилась, а даже наоборот, снизилось количество сотрудников ГИБДД (из-за реформы полиции в 2011 году ─ примечание "Ленты.ру"), возникло неоднозначное понимание состояния опьянения, и все началось сначала». Такой текст содержится в пояснительной записке к новому законопроекту, представленному тем же Лысаковым на рассмотрение Госдумы.
Новый законопроект вполне соответствует духу других законодательных инициатив в области борьбы с дорожными нарушениями, которые также предусматривают увеличение штрафных санкций, но за отдельные, так сказать, насущные виды нарушений. Например, с конца 2012 года Госдума рассматривает законопроект об ужесточении наказания за пьяное вождение вплоть до реального 15-летнего тюремного срока и конфискации автомобиля. Новый документ, внесенный Лысаковым, органично дополняет этот законопроект.
Несмотря на большое количество поправок, предлагаемых депутатами, действительно глобальных изменений внесенный на рассмотрение Госдумы законопроект предусматривает всего три: увеличение срока давности административного правонарушения, возможность применения разных видов наказания за одно и то же нарушение и введение балльной системы оценки нарушений водителем. Впрочем, сами депутаты утверждают, что в первую очередь законопроект ориентирован не на среднестатистического водителя (плюс минус два мелких нарушения в год), а на злостных нарушителей.
Возможность применения сразу нескольких видов наказания за одно и то же нарушение должно дать в руки судьям более эффективный инструмент борьбы со злостными нарушителями. Так, если сейчас суд может либо оштрафовать автовладельца, либо лишить его водительских прав, то, согласно новому законопроекту, он сможет сделать и то, и другое. В частности, предлагаемые Госдуме поправки предполагают штраф в размере 50 тысяч рублей и лишение прав сроком на три года за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
В случае если автомобилем управлял водитель в состоянии наркотического опьянения, штраф также составит 50 тысяч рублей, но срок лишения прав увеличится до пяти лет. Передача управления автомобилем нетрезвому водителю будет караться 50-тысячным штрафом и лишением прав сроком на три года. При управлении автомобилем уже будучи лишенным прав водитель будет оштрафован на 50 тысяч рублей и арестован на срок до 15 суток. В настоящее время управление автомобилем в состоянии опьянения карается лишением прав сроком до трех лет (без штрафа), а вождение без прав ─ арестом до 15 суток.
Для удобства выявления злостных нарушителей депутаты предложили увеличить срок давности административного наказания, внеся изменения в статью 4.6 КоАП. Согласно действующим положениям этой статьи, нарушение считается повторным, если оно совершено в течение года после исполнения наказания за первое такое же. Ключевое слово здесь — «после». Именно его собираются устранить в новом законопроекте, потому что оно порой приводит к абсурдной трактовке закона.
Например, выезд на встречную полосу, согласно действующему КоАП, карается лишением прав сроком от четырех до шести месяцев. За первое такое нарушение водителя лишают прав сроком на четыре месяца. При этом если водителя, лишенного прав, инспекторы ГИБДД поймают за выездом на встречку в течение этого четырехмесячного периода, то ему будет грозить лишь до 15 суток ареста — собственно, за езду без прав. Срок же лишения прав, наложенный на него ранее, увеличен не будет, так как он еще не отбыл наказание за предыдущую «встречку». Новый законопроект предлагает включать в «зачет» весь период действия административного наказания плюс еще один год. Это означает, что если того же водителя поймают за выездом на встречку в четырехмесячный период лишения прав, нарушение будет сочтено повторным и автолюбителя накажут дополнительными шестью месяцами лишения прав вдобавок к уже имеющимся четырем.
Новая редакция срока давности повлияет и на размер штрафа за повторное нарушение, выявленное в течение года после исполнения наказания по такому же нарушению. Например, если в первый раз за превышение разрешенной скорости более чем на 60 километров в час водитель может быть оштрафован на пять тысяч рублей (если нарушение зафиксировали камеры), то во второй ─ уже на десять тысяч рублей.
Новый законопроект по большинству серьезных повторных нарушений (выезд на встречную полосу или проезд на красный) предполагает двукратное увеличение санкций по сравнению с первым. Следует отметить, что тут депутатам, по-видимому, не хватило смелости или фантазии прописать вместо «первого правонарушения» «предыдущее». Это означало бы, что третье по счету за год серьезное превышение скорости каралось бы уже штрафом в 20 тысяч рублей, что гораздо полнее соответствовало бы общей законодательной политике российских властей.
Между тем предлагается и несколько доработать систему наказания за превышение скорости. По оценке Лысакова, штрафные санкции к нарушителям необходимо применять только при превышении разрешенной скорости более чем на 20 километров в час. Любое превышение разрешенной скорости в этих пределах ложится в рамки погрешностей измерительных приборов. В настоящее время градация штрафов за превышение скорости ведется в диапазонах 10-20, 20-40, 40-60 и более 60 километров в час. Соответственно и штрафы выписываются по возрастающей от 100 до пяти тысяч рублей. В последнем случае, если нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД, водитель будет лишен прав на четыре-шесть месяцев (но не оштрафован).
Согласно измененной системе, предлагаемой депутатами, появится новое правонарушение ─ превышение разрешенной скорости более чем на 80 километров в час. В этом случае водитель должен будет заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей и лишиться водительских прав сроком на шесть месяцев. При этом повторное нарушение будет караться штрафом в двойном размере и лишением прав сроком на год. На этот же срок водитель будет лишен прав, если повторно превысит скорость более чем на 60 километров в час и его на этом поймают сотрудники ГИБДД.
Положение о сроке давности напрямую влияет на еще одно и, пожалуй, важнейшее из всех нововведение законопроекта ─ задействование балльной системы оценки водителя, аналогичной той, что работала в СССР (тогда применялось правило трех проколов ─ после третьей отметки в правах автовладелец лишался права на управление транспортным средством). Если вкратце, она предполагает начисление водителю одного балла за каждые сто рублей штрафа. Если в течение года автолюбитель накопит 200 штрафных баллов (совокупный размер санкций ─ 20 тысяч рублей), он автоматически лишится прав сроком на год.
«На лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим кодексом не может применяться лишение права управления транспортными средствами, а равно на собственников транспортных средств, являющихся юридическими лицами», лишение прав не будет распространяться. Их предполагается штрафовать на сумму в десять тысяч рублей. Не слишком суровое наказание, если учесть, что тот же законопроект предполагает штраф в размере 5-15 тысяч рублей за управление автомобилем без прав.
Если новые поправки к КоАП будут одобрены и вступят в силу, водителям, чтобы лишиться прав, достаточно будет в течение года, например, три раза проехать на красный сигнал светофора (сейчас штраф составляет тысячу рублей, его предполагается увеличить до пяти тысяч, а за повторное нарушение ─ до десяти тысяч рублей), или три раза превысить разрешенную скорость на 60 (но не более 80) километров в час, или семь раз проехать мимо сотрудника ГИБДД, разговаривая за рулем по телефону (новый штраф увеличится с трехсот до трех тысяч рублей).
При этом, вероятно, балльная система будет применяться не только к водителям, но и к пешеходам. Правда, до конца не понятно, как это будет реализовано. По данным ГИБДД России, в 2012 году в стране было зафиксировано 46,3 миллиона нарушений правил дорожного движения, из которых 3,7 миллиона нарушений пришлись на пешеходов. По сравнению с 2011 годом этот показатель снизился на 16,2 процента, притом что общее число нарушений (водителями и пешеходами) увеличилось на 1,4 процента (водители стали игнорировать ПДД на 12,3 процента чаще). Впрочем, административных наказаний для пешеходов касается совсем другая законодательная инициатива.
Какая судьба ждет новый законопроект, пока непонятно. Комитет по конституционному законодательству ожидает отзывов, предложений и замечаний по документу до 22 марта 2013 года (первое чтение запланировано на март текущего года). Пока же никаких отзывов на него нет. Существует вероятность, что законодательная инициатива, представленная Лысаковым, претерпит значительные изменения во время чтений, а возможно, и вовсе будет отклонена. Дело в том, что многие законы сегодня принимаются с благословения правительства, а с ним у Лысакова есть несколько неразрешенных разногласий.
Так, зампред думского комитета является ярым сторонником отмены законодательной нормы о нулевом промилле. Лысаков полагает, что в КоАП необходимо вернуть допустимую норму содержания алкоголя в крови, при которой не будет наступать административной ответственности. Законопроект об отмене нулевого промилле внесен «Справедливой Россией» на рассмотрение Госдумы в середине февраля. В пользу этого документа Лысаков выступает уже больше года, однако пока ничего не добился.
Фактически, представив новый законопроект, депутаты доказали, что никаких комплексных подходов к решению сложных задач они не приемлют и единственным выходом считают лишь все более и более тугое закручивание гаек. 1 июля 2012 года вступили в силу очередные поправки к КоАП, ужесточающие наказание за нарушение правил парковки и выезд на полосы, выделенные для движения общественного транспорта. Однако к существенному снижению числа нарушений это не привело, поскольку властям не удалось отладить механизм контроля за исполнением законодательства.
Новый законопроект вобрал в себя все законодательные инициативы различных думских фракций и ГИБДД за последние пять лет. Ожидается, что документ может вступить в силу уже 1 июля. Можно предположить, что эффекта от введения новых положений КоАП снова хватит только на четыре-пять лет, после чего люди опять «адаптируются», а «культура вождения не повысится». «И повторится все, как встарь».