Россия
18:07, 21 февраля 2013

Древний кавказский обычай В Петербурге 30 человек подрались из-за похищенной невесты

Татьяна Зверинцева
Кадр: телеканал «Россия 24»

19 февраля в петербургском районе Купчино произошла массовая драка между уроженцами Азербайджана. На следующий день было объявлено, что причиной конфликта стала кража невесты. Диаспора назвала это единичным случаем и пообещала усилить воспитательную работу с земляками. Однако все-таки нельзя не вспомнить о том, что азербайджанцы имеют большое влияние в преступном мире Петербурга, а сейчас внутри диаспоры идет криминальная «война».

К черту кодекс

Купчино является историческим центром Фрунзенского района. У этой территории не очень хорошая репутация в Петербурге. В 2011 году местные власти попытались переломить ситуацию, выпустив «Кодекс жителя Купчино». Сопроводительный текст, написанный пресс-службой администрации, звучал емко и, надо сказать, довольно реалистично: «Существует мнение, что если человек живет в Купчино, то он ходит в спортивном костюме, пьет пиво, непристойно выражается, дерется и прочее».

Жители района, опрошенные журналистами, с этим мнением согласились. В частности, петербурженка по имени Анастасия сказала: «Я очень плохо представляю себе ситуацию, когда буду просить ребят, которые регулярно сидят на скамейке у парадной моего дома, перестать курить и пить. Даже просить пьяных молодых людей выбрасывать за собой мусор как-то боязно». Другая местная жительница по имени Мария пожаловалась на валяющиеся повсюду осколки, которыми она распорола обувь.

Однако, как полагают чиновники, на самом деле все это не соответствует действительности. «По статистике ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, Фрунзенский район — самый безопасный в городе», — заявили в пресс-службе администрации. Чиновники особо подчеркивают, что именно в Купчино родился и провел детство нынешний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Согласно кодексу, «истинный» житель Купчино не пьет и не курит в общественных местах, не сквернословит и вообще является образцом хорошего поведения.

В 2012 году купчинские власти расширили проект: кодекс был переведен на таджикский, узбекский и азербайджанский языки, выпущен в виде листовок и распространен на Пражской и Будапештской улицах, где компактно проживают мигранты.

О том, как благие намерения властей повлияли на мировоззрение приезжих, можно судить по событиям, развернувшимся в Купчино 19 февраля 2013 года. В этот день у кафе «Чистые пруды» на улице Димитрова подрались около тридцати азербайджанцев. Драка была серьезной, участники пустили в ход пистолеты, ножи и бейсбольные биты, а также гонялись друг за другом на автомобилях. В итоге 26-летний Зафар Аллахвердиев был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии с проникающим ранением грудной клетки, 55-летний и 26-летний мужчины по фамилиям Атакишнев и Мамедов получили непроникающие огнестрельные ранения, еще один 26-летний мужчина госпитализирован с травмой головы, а 52-летний — с резаной раной брюшной полости. Кроме того, легкие травмы получили девушка и мужчина, просто проходившие мимо. Им помощь оказана амбулаторно.

Сразу после драки были задержаны 15 человек, затем число задержанных возросло до 28 человек. Но фигурантами уголовного дела о покушении на убийство пока стали только двое — 32-летний Физули Тагиев и его 35-летний родственник Вугар Тагиев.

Изначально причиной драки называли бизнес-разногласия. Но затем было объявлено, что причиной конфликта между двумя (или даже тремя) семьями стало похищение невесты. Якобы некий юноша влюбился в 16-летнюю девушку, недавно привезенную в Петербург из Азербайджана. По национальным обычаям он похитил возлюбленную (возбуждалось ли по этому поводу уголовное дело, не уточняется). Оказалось, что ни сама девушка, ни ее родственники не одобряют этот поступок. Более того, девушке нравится другой молодой человек. В итоге возник конфликт между семьями девушки и ее избранника с одной стороны и похитителя — с другой стороны. Этот конфликт и вылился в драку на улице Димитрова.

Причем, как оказалось, события развивались не только в Петербурге, но и на родине враждующих кланов. Азербайджанские правоохранительные органы опасались, что члены семей могут сойтись в драке и в своем родном селе Ермашлы Шамкирского района Азербайджана. Но в итоге силовикам и старейшинам удалось уговорить семьи разрешить конфликт миром.

В СМИ существуют две прямо противоположные версии касательно глубинных причин произошедшего. По мнению анонимного автора издания «Мой район», юный похититель недавно прибыл в Петербург, еще не прочитал «кодекс жителя Купчино» и не понял, что в этом городе подобные действия не одобряются. Однако журналист Евгений Вышенков (заместитель директора Агентства журналистских расследований, бывший сотрудник милиции, а также, если верить утверждению недоброжелателей, «бывший рэкетир» и «зять криминального авторитета»), побеседовавший с консулом Азербайджана в Санкт-Петербурге, сделал иной вывод: возможно, юноша вспомнил народные традиции как раз потому, что слишком давно живет вдали от родины. Осмаев утверждает, что в Азербайджане невест сейчас почти не крадут. По мнению консула, это связано с тем, что Азербайджан стал европейской страной. Между тем, по мнению Вышенкова, в родном городе или селе поведение азербайджанцев достаточно жестко контролируют старейшины.

В Петербурге попытки контроля также предпринимаются: в частности, после драки в Купчино председатель «Азербайджанской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга» Вагиф Мамишев пообещал в срочном порядке усилить воспитательную работу с земляками.

На войне как на войне

Азербайджанская диаспора в Петербурге возникла в начале XIX века, когда Северный Азербайджан был присоединен к Российской империи. В настоящее время диаспора является очень влиятельной. Она заботливо фиксирует свою историю, ведет списки знаменитых представителей. В нее входит множество организаций, чиновники из Азербайджана и Петербурга регулярно ездят друг к другу «в гости» на различные мероприятия. Естественно, диаспора старается всячески демонстрировать свою солидность и миролюбивость.

Однако порой даже азербайджанцы, связанные с самыми влиятельными этническими организациями, становятся фигурантами криминальных сводок. Так, в октябре при сопротивлении полицейским был застрелен один из лидеров общественной организации содействия предпринимателям и инвесторам «Азербайджан — Санкт-Петербург» Афган Расулов. Полиции стало известно, что в квартире брата Афгана, Акифа, заперта изнасилованная женщина. Когда полицейские стали ломать дверь, Афган вошел в подъезд и открыл по ним огонь из травматического пистолета. Ответными выстрелами он был убит.

Братья Расуловы, к слову, проживали не в Купчино или ином спальном районе. Они были богаты и жили на широкую ногу. Драма со стрельбой разыгралась в подъезде дома на Таврической улице, где проживал Акиф, а у Афгана была квартира на Невском проспекте.

К тому же азербайджанцы в настоящее время имеют достаточно большой вес и в мире петербургской организованной преступности. По оценке Евгения Вышенкова, они вместе с армянами удерживают лидерство по таким серьезным и профессиональным преступлениям, как заказные убийства. Разбойные нападения, вымогательства и похищения земляков с целью выкупа характерны для уроженцев Северного Кавказа — хотя в последнее время их активнейшим образом вытесняют с этого «рынка» выходцы из Средней Азии. Славяне же занимаются в основном угонами транспорта, которые считаются «высокоинтеллектуальным» видом криминальной деятельности.

Осенью 2012 года СМИ констатировали, что в Санкт-Петербурге началась криминальная «война» внутри азербайджанской диаспоры. 8 октября сразу пять азербайджанцев обратились в больницу с огнестрельными ранениями. Об обстоятельствах происшествия они рассказали очень мало: якобы какие-то незнакомые люди напали на них в Невском лесопарке. Максимум, чего удалось добиться следователям от самых разговорчивых членов диаспоры, — это неясная фраза о «внутренних делах». А уже 11 октября в кафе в Первом Рабфаковском переулке был застрелен другой азербайджанец. Расследование этого дела также было не особенно успешным. Отметим, что участники обоих инцидентов были уроженцами Шамкирского района Азербайджана, а в Петербурге жили по соседству.

В декабре 2012 года в этой «войне» чуть было не открылся «второй фронт»: СМИ объявили о конфликте петербургских азербайджанцев с чеченцами. В кафе Music bar 11 был застрелен уроженец Чечни, в момент ссоры в заведении присутствовали «решальщик в сфере азербайджанского бизнеса» Салий Кузьгов (особенно авторитетный среди выходцев из все того же Шамкирского района) и бывший член «тамбовской» группировки Леонид Христофоров. Чеченцы собирались мстить азербайджанцам, те, как нетрудно спрогнозировать, не остались бы в долгу. Но в итоге конфликт удалось уладить на уровне переговоров между авторитетными представителями диаспор.

Осталось напомнить, что именно из Шамкирского района приехали семьи, вовлеченные в последний громкий конфликт из-за похищения невесты. Хотя, вполне возможно, это всего лишь совпадение.

< Назад в рубрику