Мир
19:34, 21 февраля 2013

Бэтмен: конец Болгария осталась без скандального премьер-министра

Валентин Маков
Бойко Борисов
Фото: Baz Ratner / Reuters

В среду со своего поста ушел болгарский премьер Бойко Борисов. Отставка произошла по итогам полутора недель непрекращающихся акций протеста, участники которых требовали улучшения экономических условий. Уходя, Борисов отмежевался от действий правительства, раскритиковав его за жестокость к манифестантам. Впрочем, эксперты сомневаются, что премьером, имеющим весьма скандальную репутацию, двигал альтруизм.

Первые акции протеста в Болгарии начались 10 февраля. Поводом к ним стало получение жителями январских счетов за электроэнергию, которые оказались в два-три раза больше, чем декабрьские. Многим болгарам выставленная сумма оказалась не по силам. Особенно чувствительно счета ударили по пожилым людям. По словам пенсионерки Пенки Славовой, она должна энергетикам 175 левов (3580 рублей), в то время как ее пенсия составляет всего 155 левов (3170 рублей). Правда, женщина утверждает, что столько с нее сняли за декабрь, то есть еще до прихода рекордных квитанций. Однако ошиблась она или нет, значения не имеет — соотношение двух сумм говорит само за себя.

Главными виновниками своего несчастья манифестанты назначили три иностранных компании, которым принадлежит практически весь рынок распределительных сетей Болгарии: чешские CEZ и Energo-Pro и австрийскую EVN (сети достались им в результате приватизации, начатой в 2004 году). Энергетики попытались оправдаться: по их словам, счета за январь оказались столь высокими в основном из-за декабрьских праздников, которые были включены в январский отчетный период. Кроме того, сказалось повышенное энергопотребление из-за холодов.

Однако на возмущенных болгар это объяснение не произвело ровно никакого впечатления — как и то, что львиная доля выплат досталась вовсе не операторам распределительных сетей, а государству в лице Национальной электрической компании (НЭК), владельца магистральных сетей. Потребовав снизить тарифы, манифестанты вскоре выставили новый ультиматум: отставка правительства. По словам болгар, премьер и его подчиненные подвели народ: уровень зарплат в Болгарии остается самым низким во всем Евросоюзе — 400 евро в месяц (около 16 тысяч рублей) против средних по ЕС 2200 евро (около 89 тысяч).

В воскресенье, 17 февраля, на улицы 33 болгарских городов вышли более ста тысяч жителей. По оценке экспертов, это стало самой масштабной акцией протеста с 1997 года, которая привела к падению правительства социалистов. Наибольшее скопление митингующих наблюдалось в Варне — там собралось около 20 тысяч митингующих. Одной из их главных целей стала штаб-квартира Energo-Pro. Полиции удалось сдержать напор толпы, однако окна в здании все же побили. Столкновения и аресты происходили и в Софии, где собрались шесть тысяч человек. Их целью стал офис CEZ. Не остался без внимания разгневанных болгар и EVN — на штурм его здания пошли жители Пловдива (всего там на манифестации вышли десять тысяч человек).

На следующий день Борисов отчасти выполнил требования толпы, уволив министра финансов — вице-премьера Симеона Дянкова. Правда, рост счетов за электричество стал не единственной причиной его отставки: по словам премьера, его заместитель отказался выполнить государственные обязательства по выплате фермерам субсидий. Так или иначе, эта жертва лишь еще больше раззадорила болгар, которые и не подумали расходиться по домам.

Во вторник, 19 февраля, премьер выступил с обращением, в котором пообещал добиться удешевления электричества. Он также потребовал отобрать лицензию у CEZ, которая контролирует более 40 процентов распределительных сетей в Болгарии, обвинил компанию в неких нарушениях и заявил, что ее деятельность станет предметом расследования. Однако и эти слова (как и заверения со стороны самих энергетиков о готовности выплатить компенсации) не подействовали: в ночь на среду манифестанты осадили парламент, что обернулось арестом 11 человек.

На следующий день Борисов сдался и объявил о своей отставке, не удержавшись при этом от пафосных слов. «Каждая капля крови лежит на нашей совести», — заявил бывший премьер, который в пух и прах раскритиковал своих коллег за жестокий разгон демонстрантов. Он также с негодованием отверг идею о том, чтобы остаться в качестве исполняющего обязанности главы кабинета. «Я не желаю работать в правительстве, ответственном за избиение людей», — гневно отрезал политик.

Человеколюбивые заявления бывшего премьера вызвали у многих его оппонентов (да и у прежних коллег) удивление и даже негодование. В его адрес зазвучали обвинения в популизме и предательстве. По словам критиков, отставка Борисова стала не более чем позорным бегством с тонущего корабля, а его заступничество за демонстрантов — попыткой сохранить хорошую мину при плохой игре.

В склонности к сантиментам бывшего болгарского премьера действительно заподозрить довольно сложно. Вряд ли мягкосердечный человек решился бы стать личным телохранителем Тодора Живкова — правда, за охрану бывшего болгарского диктатора Борисов взялся уже после свержения советского строя. Позже еще одним клиентом его агентства стал премьер Симеон Сакскобургготский, он же бывший царь Болгарии Симеон II.

Бойко Борисов на футбольном поле
Фото: Олег Попов / Reuters

Фигура Бойко Борисова примечательна и в других отношениях. Многие годы он занимается каратэ и является обладателем седьмого дана — одного из самых высоких уровней владения боевым искусством, достичь которого удается далеко не всем. Он возглавляет национальную федерацию каратэ, а в прошлом тренировал болгарскую команду и выступал в качестве судьи на соревнованиях. Борисов также увлекается игрой в футбол, регулярно выступая за ФК «Витоша Бистрица» — клуб третьего, любительского дивизиона. В 2011 году он даже был удостоен звания «футболист года», присуждаемого по итогам голосования болельщиков. Правда, принять этот титул премьер все же отказался, скромно предположив, что фанаты просто захотели отомстить разочаровавшему их игроку «Манчестер Юнайтед» Димитру Бербатову. Наконец, примечательно, что одно время бывший премьер был известен среди соотечественников как Бэтмен — за крутой нрав и исходящее от него ощущение физической силы.

Ходят о Борисове и нехорошие слухи — якобы он связан с организованной преступностью: об этом свидетельствуют доклад, составленный в 2006 году бывшими сотрудниками правоохранительных органов из США, а также секретные американские депеши, попавшие к WikiLeaks. В последних говорится и о склонности бывшего премьера к давлению на журналистов, которых он заставлял создавать ему благоприятный имидж. В депешах, автором которых указан бывший посол США в Болгарии Джон Байерли (John Beyrle), также упоминаются сомнительные связи Борисова с российским «Лукойлом» — точнее с руководителем его болгарского представительства Валентином Златевым. В частности, там говорится, что россиянин якобы выполнял роль посредника между будущим премьером (в 2006 году, к которому относятся документы, Борисов занимал пост мэра Софии) и российскими властными структурами, которые держали его на коротком поводке.

Впрочем, как утверждается в материалах WikiLeaks, Борисов — не тот человек, который согласится действовать под диктовку. По мнению автора депеш, он якобы вел двойную политическую игру, тесно сотрудничая и с Москвой, и с Вашингтоном. Более того, можно предположить, что Америка в его восприятии оказалась весомее, чем Россия. В отчете Байерли рассказывается, как Борисов быстро отказался от антиамериканской риторики после одного только окрика из Госдепартамента. Между тем с Кремлем он решился на открытую конфронтацию, когда в 2012 году отказался от контракта на строительства АЭС «Белене» и пригрозил застопорить проект «Южный поток».

Сам Бойко Борисов на изложенные в секретной переписке материалы отреагировал без особого интереса, отметив, что «не читает WikiLeaks и таблоиды». Впрочем, не относиться к документам серьезно журналистов призвали и в Брюсселе, отметив, что источники американских дипломатов не всегда бывали надежными. Тем не менее существование такого большого числа слухов про бывшего премьера настораживает.

Что же до внезапного демарша Борисова, то его, вероятно, сможет объяснить сочетание черт, подмеченных американским послом: «уличная смекалка и политическая наивность».

< Назад в рубрику