Мир
18:09, 25 февраля 2013

«Със стари курви нов бардак не става» Как в Болгарии борются с продажными политиками: репортаж «Ленты.ру»

Алмат Малатов (специально для «Ленты.ру» из Болгарии)
Акция в поддержку Бойко Борисова
Фото: Dimitar Dilkoff / AFP

В феврале 2013 года по всей Болгарии прошли гражданские протесты против резкого роста тарифов на электроэнергию. В результате правительство Бойко Борисова было вынуждено уйти в отставку. Сообщалось о массовых уличных беспорядках и пострадавших со стороны манифестантов и полиции. По сообщениям русскоязычных СМИ, страна оказалась на грани катастрофы. Но это далеко не так.

Болгары более политизированы, чем россияне. Они верят в то, что могут повлиять на будущее страны, и не считают себя бедными. Средний класс положительно оценивает вступление Болгарии в ЕС и полагает, что страна находится на верном пути.

«Протесты происходят раз в пять-шесть лет, после чего кого-то смещают с должности, принимаются какие-то меры. Ничего страшного не происходит. Думаю, протесты утихнут через месяц. Будет ли изменено законодательство? Да, скорее всего. Также, полагаю, произойдет сверка счетов за электроэнергию», — говорит хозяин небольшого кафе Цветан. Ему 51 год, в протесте он пока не участвовал, но поддерживает митингующих и, возможно, выйдет на демонстрацию сам — если появится время.

В Варне, где прошли наиболее масштабные протесты, 17 февраля на улицы вышло более 30 тысяч человек, или почти 10 процентов жителей города. Они считают, что неоправданно высокие счета за электроэнергию были лишь последней каплей. Недовольство работой правительства росло давно — об этом можно было судить по социальным сетям, в частности, по Facebook. Там же происходит и самоорганизация протестующих. К примеру, распространяется список требований с предложением дописать свои.

1. Распустить парламент немедленно.
2. Созвать Великое народное собрание.
3. Уменьшить количество депутатов.
4. Ввести систему прямых мажоритарных выборов.
5. Провести расследование деятельности всех лидеров партий, участвовавших в политике Болгарии за последние 24 года.
6. Ввести персональную ответственность членов парламента.
7. Приравнять максимальную зарплату депутата к средней по стране. Сократить все дополнительные расходы депутатов: никакой охраны и служебных автомобилей.
box#1333807

Схожие требования и на плакатах манифестантов. Часть опрошенных считает, что болгары не хотят возврата к власти социалистов, но и не видят внятной оппозиции. Идеальным вариантом, по их словам, стали бы абсолютно новые лица из народа или признанные обществом интеллектуалы, но где их взять — пока непонятно.

«Пару дней назад провокаторы из заинтересованных партий (а в Болгарии все партии заинтересованы, настолько они жадные) попытались устроить беспорядки среди протестующих, но сами демонстранты их и выгнали», — говорит Александр Петров, 33-летний бизнесмен, несколько лет проживший в России и после вернувшийся на родину.

«'Остерегайся гнева терпеливого' — есть у нас такая пословица. Болгары долго терпели глупость и наглость политиков. Но когда политики опять попытались ограбить народ — мы все как один вышли на улицы. На самом деле цены на электричество никто не поднимал, они просто стали хитрить со счетами — перенос тока туда, перенос тока сюда, потери такие-то, сякие-то, такое электричество, сякое, зеленая энергия такая-то... и счета выросли на 30, 40, а кое-где и на 100 процентов. Все они — воры и лжецы. Как только кто-то из них пытается сказать, что поддерживает нынешние протесты, получить с них политический капитал — он публично предается анафеме. Никакие партийные лидеры протестующим не нужны. Все 240 наглецов-депутатов должны убраться вон — никто из них не будет допущен к следующим выборам. Бедной Болгарию делают именно они, а не Евросоюз — в ЕС их много раз предупреждали, что так управлять страной нельзя, что нельзя воровать у своей страны. И вот они наконец-то попались».

Несмотря на массовые манифестации, в центральных кварталах Варны по-прежнему тихо и спокойно. Иностранец, остановившийся в центре, может и не догадаться о массовых акциях протеста.

«Что происходит? Бардак происходит, как всегда», — говорит 60-летняя варненка Стефка, работающая продавщицей. «Что я думаю об этом? А ничего не думаю, своих забот полно», — она смеется, тушит окурок и идет обратно в магазин.
box#1333819

Болгары, несмотря на балканскую экспрессивность, довольно уравновешенный народ, и акции протеста не повергают страну в хаос. На репортажных снимках с демонстраций много улыбающихся людей; на одном колонну демонстрантов возглавляют два инвалида-колясочника, на другом две смеющиеся дамы респектабельного вида держат транспарант с надписью «Със стари курви нов бардак не става» («Со старыми шлюхами нового борделя не выйдет!»).

Без происшествий тоже не обошлось: кое-где были драки; в Пловдиве сожгли две машины, принадлежащие компаниям-поставщикам электроэнергии; в Варне демонстрант произвел самосожжение.

«Мы не остановимся, пока мэр Варны не покинет свой пост, — говорит 35-летняя Петя Стефанова, директор отдела инвестиций варненской строительной компании. — Нам говорят, что цены на электроэнергию будут снижены на восемь процентов начиная с апреля, но этого недостаточно. Наш друг Пламен Горанов устроил самосожжение, требуя отставки мэра Кирилла Йорданова, и ради него мы доведем наше дело до конца». (Сейчас 36-летний Пламен находится в госпитале в критическом состоянии: обожжено 80 процентов поверхности тела. Добровольцы сдают для него кровь).

Значительных изменений законодательства она не ожидает; но предполагает, что может быть изменен порядок избрания в парламент. Результаты членства Болгарии в ЕС Петя оценивает положительно: дотации Евросоюза в достаточной степени помогли экономике.

«Пожалуйста, не пишите, что мы бедны — это не так. У нас вполне приличные стандарты жизни, у населения высокий уровень образования, многие из нас любят свою работу. Основная проблема нашей страны — безработица в мелких городах и деревнях; множество сел, в которых остались только бедные пенсионеры. Если у сельской молодежи будет работа — она не станет мигрировать в Софию, Варну и Пловдив. Многие болгары, получившие образование в странах Евросоюза, вернулись обратно со знаниями и деньгами; мы хотим строить свою жизнь здесь и боремся за то, чтобы коррупция не вмешивалась ни в нашу жизнь, ни в наш бизнес».
box#1333808

Так же считает 34-летний софиец Йордан Кисимов, генеральный директор сети реселлеров продукции Apple: «Я прожил девять лет в Германии, но решил вернуться. И не жалею об этом. Болгария вовсе не бедная страна: почти у каждого есть в собственности жилье, в отличие от многих других стран. Членство в ЕС способствует появлению класса молодых квалифицированных специалистов, мы на верном пути к лучшему. Однако народ должен иметь больше контроля».

Йордан полагает, что протесты организованы БСП (Болгарской социалистической партией), которой в настоящее время невыгодна неустойчивая и авторитарная политика Борисова; ей нужна стабильная и прозрачная политическая ситуация и протекция бизнеса. Сам Йордан в протестах не участвовал и не связывает их с грядущими выборами — на них он ожидает очередной победы Борисова, так как альтернативные кандидаты еще хуже и скомпрометированы. Он не прогнозирует существенных законодательных изменений и снижения цен на электроэнергию, однако рассчитывает на прозрачное ценообразование и контроль в сфере энергетики. «В Болгарии бывают времена получше и похуже, но в целом все всегда остается в пределах нормы», — говорит Йордан.

Наиболее мрачные прогнозы строят завсегдатаи эмигрантских форумов; при этом чем дольше живет выходец из СССР в Болгарии, тем спокойней он воспринимает происходящее. Катастрофические сценарии — вплоть до обстрела демонстрантов — прогнозируют в основном те, кто не живет в Болгарии постоянно или и вовсе в ней не был, а черпает информацию из русскоязычных СМИ.

Некоторые из тех, кто переехал несколько лет (а то и десятков лет) назад, пишут о своем участии в протестах, но не забывают написать и о том, как купили утварь в новый дом или посетили театр. Вопрос «Не хотите ли вы вернуться в связи с последними событиями?» вызывает недоумение: многие застали два предыдущих служебных правительства и ничего экстраординарного в этом не видят.

За окном по-прежнему слышны только крики чаек и детский смех. Несмотря на политические потрясения, болгары готовятся к древнему празднику Мартенице — началу нового хозяйственного года — и покупают маленькие бело-красные амулеты: в подарок близким и для украшения деревьев.

< Назад в рубрику