Россия
21:55, 26 октября 2012

В гости к министру В квартире соратницы главы Минобороны прошел обыск

Татьяна Зверинцева

25 октября стало известно о возбуждении пяти уголовных дел в отношении сотрудников компании "Оборонсервис". По версии следствия, компания слишком вольно обращалась с недвижимостью и землями Минобороны РФ. Проведен обыск в квартире бывшего руководителя департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой, которая проживает в одном доме с министром Анатолием Сердюковым.

Широкой общественности мало известно про Анатолия Сердюкова - средний россиянин знает лишь, что он когда-то торговал мебелью, а потом внезапно стал министром обороны. Но при желании в открытых источниках можно найти достаточно информации, чтобы понять: торговля мебелью является далеко не самой интересной деталью жизненного пути Сердюкова. Все самое интересное началось позже.

Уроженец Краснодарского края, в 1984 году он окончил Ленинградский институт советской торговли, после чего занимал руководящие должности в одном из магазинов "Ленмебельторга". В 1991 году "Ленмебельторг" преобразовали в ОАО "Санкт-Петербургская промышленная компания", и 29-летний Сердюков стал его генеральным директором. Через год он перешел в АО "Мебель-Маркет", где вскоре тоже дорос до должности генерального директора.

В конце 1990-х годов Сердюков решил получить второе высшее образование и стал заочно учиться на юриста. В вузе он познакомился с Юлией Зубковой - единственной дочерью давнего соратника Владимира Путина Виктора Зубкова (который в ту пору входил в руководство управления министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу). Юлия к тому времени была разведена с первым мужем, сыном первого секретаря Приозерского горкома КПСС Николаем Похлебениным. Знакомые впоследствии рассказывали журналистам, что активная и волевая Юлия работала в банке, а Николай лишь получал деньги от отца. После смерти Похлебенина-старшего последовал развод. Что же касается Сердюкова, то он на момент встречи с Юлией еще был женат первым "студенческим" браком. Но вскоре он развелся, и они с Юлией поженились.

В 2000 году Сердюков перешел на работу в налоговые органы и уже через год стал заместителем своего нового тестя. В 2004 году Зубков возглавил Федеральную службу по финансовому мониторингу, а Сердюков - созданную незадолго до этого Федеральную налоговую службу. В 2007 году Зубков стал премьер-министром, а Сердюков - министром обороны. Руководство страны объяснило это необычное назначение тем, что армии нужен экономист, который наведет порядок в сфере финансирования. Военная академия Генерального штаба разработала для нового министра специальный курс обучения военным наукам, но это, конечно же, не спасло Сердюкова от шквала критики и прозвища "мебельщик".

В 2008 году было объявлено о начале военной реформы, которая предусматривала, в частности, избавление армии от непрофильных активов. Планировалось распродать земли и строения, которые могут эффективнее использоваться гражданскими руководителями. Бюджет должен был получить доходы, а земли и строения (часть из которых попали в распоряжение Минобороны фактически по недоразумению) - новую жизнь. В рамках реформы в сентябре 2008 года был создан холдинг "Оборонсервис", в который вошли девять субхолдингов - "Авиаремонт", "Спецремонт", "Ремвооружение", "Оборонстрой", "Агропром", "Оборонэнерго", "Военторг", "Красная звезда" и "Славянка". Предполагалось, что холдинг займется обслуживанием войск и офицерам уже не придется отвлекаться на "мелочи" вроде ремонта техники или починки водопровода.

Армейская реформа, в отличие, например, от реформы МВД, сравнительно мало освещалась в СМИ. Начальник Генштаба Николай Макаров даже подписал специальную директиву "О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил РФ". До прессы доходили лишь отдельные популистские инициативы, такие как замена дивизий и полков бригадами или введение новой формы "от Юдашкина".

Тем временем люди, непосредственно связанные с армией, быстро заметили, что "Оборонсервис" плохо справляется со своими обязанностями. Вот только один характерный пример. Замглавы администрации Среднинского муниципального образования Иркутской области (военный городок Средний) Евгений Дорофеев пожаловался журналистам, что из 33 жилых домов городка 21 дом по состоянию на 2012 год находится в аварийном состоянии. Даже администрация ютится в аварийном здании бывшего детсада. Есть еще около десяти брошенных зданий, которые не сносят и не ремонтируют.

В Среднем большие сложности с уборкой мусора, 18 штатных дворников не справляются с объемом работы. "Мы постоянно ставим вопрос по дворникам 'Славянке'. Они обращаются в Иркутск, те - в Москву. Ответ обратно до нас не доходит", - рассказал Дорофеев. По его словам, озлобленные жители уже начали жечь мусор в подъездах. Ловить хулиганов некому - на весь военный городок осталась "половина полицейского", то есть участковый, который обслуживает Средний и еще один населенный пункт. Военные патрули, которые обеспечивали порядок до реформы, теперь сняты. Криминогенная обстановка не замедлила ухудшиться.

Евгения Васильева. Фото с сайта Минобороны РФ
Lenta.ru

В котельной Среднего до начала реформы работали 64 кочегара, а сейчас остались 22. Сама котельная требует ремонта. Однако взять и так просто передать все дела "Оборонсервису" не удалось - котельная обогревает не только жилые дома, но и военные объекты, такие как аэродром. С одной стороны, по логике реформы офицеры не должны заниматься обогревом жилых домов. С другой стороны - тонкости обслуживания аэродрома составляют военную тайну, к которой нет допуска у гражданских специалистов. Так котельная зависла меж двух огней, и местные мелкие чиновники (которые тоже живут в этом городке и хотят иметь дома отопление) вынуждены каждую зиму "решать вопрос" на грани законного и разумного.

А посреди города Опочка Псковской области есть военный городок, который был брошен военнослужащими еще в советское время. Городские власти неоднократно предлагали военным что-то сделать со зданиями, когда те еще находились в весьма неплохом состоянии. Однако Минобороны отказывалось расставаться с заброшенной недвижимостью. Постепенно здания превратились в руины, которые представляют опасность для залезающих туда детей. Казалось бы, именно такие проблемы призвана решить реформа. Перестать быть "собакой на сене", передать земли под строительство новых жилых домов, школ или спортивных площадок. Но "Оборонсервис" Опочка почему-то не заинтересовала.

Кроме того, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок говорит, что из-за реформы серьезно подорожал ремонт военной техники. Решение проводить ремонт исключительно через "Оборонсервис" оказалось неэффективным. "Если раньше авиапредприятию ремонт обходился в 12-15 миллионов рублей, то теперь в 15-30 миллионов", - заявил эксперт.

Но вернемся с земли на небеса, то есть к высшим эшелонам власти. По словам источников в Минобороны, Юлия Зубкова - не единственная волевая и хваткая женщина в окружении Сердюкова. Он всегда выделял и поддерживал женщин, которые вскоре получили прозвище "амазонки Сердюкова". Некоторые из них уже успели прославиться, причем не лучшим образом. Гендиректор ООО "Центр правовой поддержки 'Эксперт'" Екатерина Сметанова была задержана за махинации при продаже четырех зданий военторгов в Самаре ("Эксперт" выступал в сделке посредником, а продавцом был "Оборонсервис"). Имя главы холдинга "Агропром" (основного продуктового поставщика Минобороны) Натальи Дыньковой всплыло в скандале с "собачьими консервами" для солдат.

По словам офицеров, "амазонки Сердюкова" не отличаются мягким характером и вежливостью. "Хамят, грубят, унижают, матерятся на полковников и даже генералов", - заявил один из анонимных собеседников журналистов. "Он обычный для наших реалий чиновник, приведший с собой в Минобороны своих придворных вельмож - дамочек с красными ногтями и карманными собачками, которые просто не понимают, что такое армия. А людей в форме они воспринимают как неких 'зеленых человечков', с которыми можно делать, что вздумается", - подтвердил бывший начальник пресс-службы Минобороны Виктор Баранец.

Одной из самых ярких "амазонок" является Евгения Васильева. В конце 1990-х она училась в том самом вузе, где Сердюков и Зубкова получали второе высшее образование. Сердюков обратил внимание на способную девушку, и в дальнейшем это обеспечило ей головокружительную карьеру. После вуза она немного набралась опыта на должности юрисконсульта, а в 2007 году была назначена гендиректором петербургского филиала строительной компании "СУ-155". В том же году она стала советником первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, а в 2009-ом - советником замглавы администрации президента РФ Александра Беглова. В 2010 году Васильеву сначала назначили главой аппарата министра обороны, а потом руководителем департамента имущественных отношений Минобороны (эту должность до нее занимал человек в звании генерал-полковника). Одновременно она работала в "Агропроме" и "Оборонсервисе". В начале 2012 года Васильева уволилась и из Минобороны, и из "Оборонсервиса". Это совпало с проверкой, проведенной в "Оборонсервисе" Счетной палатой.

Согласно опубликованной декларации, за 2010 год 31-летняя Васильева заработала 6,2 миллиона рублей. Она также задекларировала земельный участок площадью 170 квадратных метров, жилой дом, три квартиры, несколько долей в нежилых помещениях, гараж и автомобиль Mercedes-Benz S500. Васильева вошла в тройку самых богатых чиновников Минобороны. Для сравнения, Сердюков за 2010 год заработал 4,7 миллиона рублей, а доход Юлии Зубковой за 2010 год составил 24,9 миллиона.

Васильева живет в Москве в одном доме с Сердюковым. Это элитный жилой комплекс, расположенный в Молочном переулке неподалеку от станции метро "Парк культуры" и храма Христа Спасителя. В пятиэтажном доме, по разным данным, всего шесть или десять квартир. Жильцы и их гости попадают туда через подземный гараж, а домашний персонал проходит в подъезды по пропускам. Служащие дают подписки о неразглашении личной информации нанимателей. Документы жильцов хранятся не в обычном ЕИРЦ "Хамовники", а в ТСЖ, расположенном в том же здании. В доме есть свой фитнес-центр и сауна.

Нельзя сказать, что "амазонки Сердюкова", сомнительные стороны деятельности "Оборонсервиса" и погибающие военные городки вплоть до сегодняшнего дня никого не интересовали. Минобороны давно враждует с Главной военной прокуратурой, многие сотрудники которой в последние годы перешли в главное военное следственное управление Следственного комитета. Прокурорские проверки не раз выявляли различные нарушения, в марте 2012 года на совещании в прокуратуре было дежурно отмечено, что в Минобороны "имеют место неединичные факты выставления на продажу и реализацию объектов недвижимости, которые в силу закона не подлежат отчуждению". Нередко незаконно отчужденную недвижимость и земли возвращали государству через суд. Уголовное дело Сметановой, проверка Счетной палаты в начале 2012 года - все это были достаточно чувствительные удары по сложившейся системе. Но до сих пор борьба была тихой и рутинной, никто не покушался на разрушение системы под корень и не делал откровенных заявлений перед прессой. Как объясняет главный военный прокурор Сергей Фридинский, все попытки всерьез "прижать" Минобороны наталкивались на серьезное аппаратное сопротивление. Некоторых людей даже привлекали к административной ответственности за саботаж требований прокуратуры.

Все изменилось 25 октября, когда было возбуждено сразу пять уголовных дел по факту махинаций с собственностью Минобороны. Сумма ущерба от махинаций только с восемью объектами оценивается в три миллиарда рублей (а общее количество объектов не раскрывается). По версии следствия, "Оборонсервис" регулярно незаконно изымал из федеральной собственности землю и недвижимость, за бюджетный счет возводил там дорогостоящие строения или проводил ремонт, а затем по заниженной цене продавал подконтрольным фирмам. Причем иногда на покупку тратились деньги, якобы украденные у самого "Оборонсервиса". По такой схеме, считают следователи, в конце 2011 года был создан пансионат "Эллада" в Темрюкском районе Краснодарского края. Местные жители говорят, что изначально было объявлено о строительстве обычного пансионата для военнослужащих. Но затем на берегу Азовского моря появилась строго охраняемая элитная база отдыха, с шикарными виллами и вертолетной площадкой. Туда стал часто наведываться сам министр обороны, в связи с чем это заведение и прозвали "дачей Сердюкова".

Дом, в котором находятся квартиры Сердюкова и Васильевой. Фото сервиса "Яндекс-карты"
Lenta.ru

После возбуждения дел следователи провели много обысков, в том числе в квартире Васильевой в Молочном переулке. Такая "наглость", безусловно, являлась нарушением сложившегося порядка вещей. Следователи "посмели" заявиться едва ли не домой к министру обороны. Сердюков лично пришел к соседке и потребовал, чтобы его официально включили в число участников обыска. Анонимные источники рассказали журналистам, что министр был настроен очень агрессивно и фактически не давал следователям работать. Но вскоре ему позвонили на мобильный и сообщили, что в офисе "Оборонсервиса" на Знаменке тоже идет обыск. Сердюков помчался туда, а следователи до вечера оставались в квартире Васильевой. Хозяйка не смогла им помешать, хотя в прошлом, по свидетельству подчиненных, умела кричать и материться на бывалых офицеров, доводя их до слез и бросания мобильников в стену. Из ее квартиры были изъяты три миллиона рублей наличными, драгоценности (одних только колец набралось 120 штук), а также антиквариат и десять картин (впрочем, по заключению экспертов, художественную ценность представляют только две картины).

Сердюков 25 октября должен был явиться на заседание правительства РФ, которое вел премьер-министр Дмитрий Медведев. Пропустить такое мероприятие любой министр может только по очень уважительным причинам, это весьма рискованный шаг. Тем не менее, Сердюков решился послать на заседание своего заместителя. Сам он поехал на встречу к президенту в Ново-Огарево. Встреча продолжалась всего 15 минут, и журналистам о ней известно мало. Сообщается лишь, что Путин поручил министру всячески содействовать следствию. Кроме того, Сердюков зачем-то слетал на Кубань, в тот самый пансионат "Эллада" (не совсем ясно, что было раньше - поездка к Путину или полет "на дачу"). Мимоходом министр успел в беседе с журналистами откреститься от "Оборонсервиса", заявив: "Данный холдинг в соответствии с российским законодательством является самостоятельной коммерческой организацией, имеющей свой устав, регламентирующий ее деятельность по сервисному обслуживанию как в интересах вооруженных сил, так и иных заказчиков". Эти слова выглядят не особенно убедительно, если учесть, что 100 процентов акций "Оборонсервиса" принадлежат Минобороны.

Пресс-секретаря Медведева Наталью Тимакову тем временем осаждали журналисты, заметившие отсутствие министра обороны на заседании правительства. Тимакова растерянно заявила, что он и не должен был приходить. Якобы вместо этого у него была назначена встреча с главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Пресс-секретарь (видимо, еще не введенная в курс событий) даже начала уверять журналистов, что встреча благополучно состоялась. Впоследствии эта информация не была ни подтверждена, ни опровергнута.

До сих пор остается неясным вопрос с подозреваемыми в хищениях. Некоторые СМИ сообщили, что в рамках пяти уголовных дел задержаны два человека. Другие передали, что задержаний пока нет и не планируется. Те и другие ссылаются на анонимные источники, никакой официальной информации по этому поводу пока не поступало. Больше всего, конечно, всех интересует, задержат ли Васильеву или кого-то еще из приближенных Сердюкова - или следователи ограничатся наказанием мелких чиновников.

Безусловно, в СМИ немедленно появились предсказания скорой отставки Сердюкова. С прямым призывом к отставке выступила партия КПРФ, с самого начала не одобрявшая "рыночно ориентированную армию под началом экономиста". "Уверен, если бы на месте Сердюкова был офицер, служивший в армии, он бы посчитал невозможным дальше исполнять обязанности министра обороны", - заявил член фракции коммунистов в Госдуме Анатолий Локоть. Другие аналитики выражаются сдержаннее - по их мнению, для Сердюкова текущие события станут лишь серьезной встряской, но об увольнении речь пока не идет. Некоторые эксперты заявляют даже, что на самом деле стоимость продаваемых объектов занижалась не так сильно, как хочет представить следствие. После повторных экспертиз уголовные дела могут оказаться куда менее серьезными.

Есть и третье мнение - предполагается, что этот скандал не станет причиной отставки министра, но за ним последуют многие другие скандалы и слив компромата. Согласно этой версии, обыск в квартире Васильевой стоит рассматривать как объявление войны, конечная цель которой - смещение Сердюкова. Кроме того, в ходе следственных действий (даже если изначально их предлог был слегка надуман) может быть добыта информация, выставляющая министра не в лучшем виде. "Когда ты приходишь к первому лицу и говоришь: 'Я хочу отставки министра обороны, потому что он мне не нравится', - это одно, а когда ты приходишь и говоришь: 'Вот вы цените министра за то, что он много денег бюджету сэкономил, а на самом деле не так уж и много, а вот и документики имеются, полученные в ходе следственных мероприятий', - это совсем другое", - пояснил политолог Павел Салин.

К сожалению, вряд ли стоит надеяться, что войну Сердюкову объявили защитники полуразрушенных военных городков и накормленных собачьими консервами солдат. Иначе информационная кампания против Сердюкова была бы окрашена не так "экономически" и основные действия разворачивались бы не в элитном московском доме, а где-нибудь в военном городке Средний.

< Назад в рубрику