Культура
13:20, 25 февраля 2013

Я себя люблю Американская киноакадемия раздала «Оскары»

Сергей Оболонков
Бен Аффлек на церемонии награждения
Фото: Mario Anzuoni / Reuters

На 85-й церемонии вручения «Оскаров», состоявшейся в Лос-Анджелесе вечером в воскресенье, 24 февраля, американские киноакадемики показали, что главное в кино — это любовь. Прежде всего — любовь к самому себе. Лента Бена Аффлека «Операция „Арго“», у которой в номинации «Лучший фильм» были более чем серьезные конкуренты, стала лауреатом, кажется, просто по той причине, что показывает, насколько Голливуд важен в масштабах даже не Америки, а всего мира.

«Операция „Арго“» (в которой сам Аффлек исполнил главную роль) рассказывает об операции ЦРУ, в ходе которой были спасены сотрудники американского консульства в Тегеране, ставшие заложниками конфликта между США и Ираном. Сотрудники управления заручились поддержкой кинематографистов и прибыли в Иран под видом съемочной группы, работающей над фантастическим фильмом. То есть «Операция „Арго“» — это лента буквально о том, как кинематограф служит высшим целям и спасает жизни. Именно поэтому в том, что работа Аффлека победит, не сомневался практически никто. (Тут стоит напомнить, что год назад главный «Оскар» достался еще одной ленте, посвященной Голливуду, — «Артисту» Мишеля Хазанавичуса.)

Квентин Тарантино
Фото: Mike Blake / Reuters

Вручение главного «Оскара» Аффлеку и продюсерам фильма было весьма торжественным. Для начала на сцену поднялся заслуженный актер Джек Николсон. Он представил публике специального гостя — первую леди США Мишель Обаму. Та находилась в Белом доме и общалась с Николсоном и зрителями с помощью видеотрансляции. Обама, однако, не стала сразу называть победителя, а рассказала примерно о том, что кино является важнейшим из искусств, и затем передала слово Николсону. Тот, в свою очередь, зачитал список номинантов и вернул слово Обаме. И только после этого первая леди наконец раскрыла «секрет»: лучшим фильмом признали «Операцию „Арго“». Такой сеанс игры в пинг-понг, видимо, должен был показать зрителям, что вручение «Оскара» Аффлеку и продюсерам — это дело не только голливудской, но и государственной важности.

Любопытно, что незадолго до завершения церемонии какие-то весельчаки затроллили страницу «Оскара» на wikipedia.org. Примерно за полчаса до объявления главного лауреата в соответствующей графе в «Википедии» значился другой фильм — «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино.

Впрочем, «Джанго» и Тарантино без наград тоже не остались. Картину, в частности, отметили премией в номинации «Лучший оригинальный сценарий» — и это решение академиков кажется в одинаковой степени предсказуемым и удивительным. Предсказуемым, потому что Тарантино для Голливуда — непослушный, но любимый ребенок, это хорошо известно. (Нелюбимого ребенка за чрезмерное использование слова «ниггер» пожурили бы, а любимому очень даже можно.) Удивительным — по той причине, что сценарий «Джанго» — это примерно то же самое, что и сценарий предыдущей ленты Тарантино «Бесславные ублюдки», только слабее и в других декорациях.

Еще одной награды — на этот раз в номинации «Лучший актер второго плана» — удостоился снявшийся в «Джанго» Кристоф Вальц. За него и Энн Хэтэуэй («Отверженные», награда за лучшую женскую роль второго плана) немного обидно. Оба они очень хорошие актеры — но «Оскары» каждому достались за роли в посредственных фильмах. С другой стороны, можно сказать, что награды были розданы вполне справедливо: Вальц — это действительно лучшее, что есть в «Джанго», а Хэтэуэй хоть как-то оправдывает существование «Отверженных».

Лучшим актером первого плана стал Дэниел Дэй-Льюис, причем до церемонии сомнений в его победе было так же мало, как и сомнений в том, что «Арго» Аффлека признают лучшим фильмом. Дэй-Льюис действительно фантастически сыграл президента США в фильме Стивена Спилберга «Линкольн». В результате он стал первым артистом за историю «Оскара», кто сумел трижды получить награду за главные роли (ранее его отмечали премиями за «Нефть» и «Мою левую ногу»).

Кстати, именно «Линкольн» Спилберга был одним из основных конкурентов «Операции „Арго“» в номинации «Лучший фильм». Серьезным соперником также считалась лента Кэтрин Бигелоу «Цель номер один». Бигелоу, однако, ушла практически ни с чем. Ее картине досталось лишь полпремии за звук («Оскар» в соответствующей номинации неожиданно поделили между «Целью номер один» и «Скайфоллом»).

Немного о приятном: лучшей актрисой первого плана благодаря роли в фильме «Мой парень — псих» (оригинальное название — «Silver Linings Playbook») признали Дженнифер Лоуренс. В той же номинации упоминались самая юная (Квенжане Уоллис, 9 лет, «Звери дикого Юга») и самая пожилая (Эммануэль Рива, 86 лет, «Любовь») актрисы в истории «Оскара». Критики в большинстве своем считают, что «Любовь» и «Звери дикого Юга» — ленты сильные, а вот «Мой парень — псих» — картина всего лишь милая. Тем не менее Американская киноакадемия выбрала последнюю — то есть предпочла крайностям безопасный промежуточный вариант. Но за Лоуренс все равно радостно — тем более что она одинаково хорошо держится и на экране, и на сцене. Поднимаясь за «Оскаром», актриса споткнулась, но это ее не смутило: речь Дженнифер получилась в меру эмоциональной и — самое главное — короткой. Кроме того, Лоуренс не забыла поздравить с днем рождения коллегу и конкурентку Эммануэль Риву, которой ровно в день церемонии исполнилось 86 лет.

Еще две важные награды — в номинациях «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший режиссер» — достались Крису Террио за «Операцию „Арго“» и Энгу Ли за «Жизнь Пи». В общем, буквально про каждый «Оскар» в этом году можно сказать что-то вроде «мы так и знали» (или по крайней мере «можно было предположить»).

Предсказуемым на этот раз оказался не только список лауреатов, но и сам процесс вручения «Оскаров». Да, на сцене пели чуть больше, чем обычно (причем все кому не лень, от Адель, Ширли Бэйси и Барбры Стрейзанд до Дэниела Рэдклиффа и ведущего церемонии Сета Макфарлейна). Но год назад, например, на аналогичном мероприятии неожиданную самостоятельность проявила нога Анджелины Джоли, что дало зрителям массу поводов для радости. На этот раз поводов для веселья было немного. Если что-то и станет мемом, так это Сандра Буллок, открывающая конверт с именем победителя в номинации «Лучший монтаж», или песня Макфарлейна про сиськи: в тексте этого произведения перечисляются фильмы, в которых у зрителей есть возможность увидеть обнаженные груди различных известных актрис.

Сразу же после музыкального номера Макфарлейна в интернете начали появляться отзывы разгневанных пользователей. Дескать, вести церемонию вручения главной в мире кинопремии позвали пошляка и сексиста. Можно подумать, что недовольные не смотрели ни одной серии мультфильма «Гриффины». Довольно очевидно, что Макфарлейна позвали для того, чтобы он шутил — и разрешили шутить именно так. В конце концов Макфарлейн только совсем недавно снял блокбастер, он теперь в Голливуде свой человек. А свой человек, понятное дело, насмешничает с любовью.

< Назад в рубрику