Мэр Москвы Сергей Собянин решил окончательно закрыть столицу для грузовиков. Уже с начала 2013 года тяжелому транзитному транспорту запретят въезд на МКАД в дневные часы. Впоследствии в пределы кольцевой дороги не смогут попасть и более легкие грузовики, чьи двигатели не соответствуют экологическому стандарту "Евро-2".
Первые ограничения для грузовиков в Москве были введены еще в 2004 году при мэре Юрии Лужкове. Тогда въезд грузового транспорта в пределы Третьего транспортного кольца (ТТК) с 7 утра до 10 вечера разрешили только по спецпропускам. Такие разрешения могли получить грузовики, перевозящие продукты питания, лекарства, а также строительные материалы для особо важных объектов. Тем не менее, от введения ограничения количество грузовиков в городе особо не снизилось, поскольку необходимые пропуска, которые выдавала ГИБДД, можно было с легкостью купить неофициально.
С приходом нового мэра Сергея Собянина ситуацию с грузовиками в Москве решили ужесточить. В частности, столичное правительство объявило о передаче обязанностей по оформлению разрешений для грузовиков от ГИБДД городскому департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В итоге эти полномочия перешли входящему в департамент Центру организации дорожного движения (ЦОДД).
Согласно действующим нормативам, в дневное время (с 7 утра до 10 вечера) в пределы Садового кольца не могут попасть грузовики массой свыше 3,5 тонны или грузоподъемностью более тонны. Грузовому транспорту массой более семи тонн или грузоподъемностью более двух тонн проезд закрыт дальше ТТК и малого кольца Московской железной дороги (МЖД).
В июне 2012 года столичный департамент транспорта предложил Собянину ограничить в дневные часы въезд в пределы ТТК автомобилей грузоподъемностью больше тонны и массой свыше 3,5 тонны. По словам главы ведомства Максима Ликсутова, такая мера позволила бы разгрузить московские улицы на четверть: с нынешних 150 тысяч грузовиков в день до 30-50 тысяч. Кроме того, чиновник предложил повысить штраф за нарушение пропускного режима, который сейчас составляет 300 рублей.
Общее число грузовиков в московском регионе Ликсутов оценил в 400 тысяч. При этом большинство машин паркуется неорганизованно, зачастую загромождая проезжую часть дороги, что, свою очередь, приводит к дорожным заторам.
В ответ на идею Ликсутова Собянин предложил ограничить въезд грузовиков на всю территорию Москвы с 2013 года. Кроме того, столичный мэр распорядился проработать с Подмосковьем организацию парковок для грузового транспорта за пределами города. Как рассказал газете "Ведомости" источник в московской мэрии, на магистралях вблизи МКАД создадут грузовые парковки на 10 тысяч мест.
Однако ограничения для въезд грузовиков в пределы МКАД Собянину показалось недостаточно. 19 сентября мэр объявил о закрытии грузового транзита по кольцевой дороге в дневные часы. По словам Собянина, на грузовики приходится около 30 процентов всего автомобильного потока на МКАД. Причем почти половина из них - транзитные, то есть везущие грузы в объезд Москвы.
Как рассказал источник "Ведомостей", ограничение для транзита вступит в силу с 1 февраля 2013 года. Под запрет попадут грузовики максимальной разрешенной массой более 12 тонн: для них с 7 утра до 10 вечера закроется въезд как на саму МКАД, так и за ее пределы. Таким образом, число грузовиков внутри кольцевой дороги уменьшится на 40 тысяч.
С 1 мая в силу вступит новый экологический стандарт для грузового транспорта. В пределы ТТК начнут пускать только грузовики не ниже уровня "Евро-3" (сейчас допускаются грузовики не ниже "Евро-2"). За счет этого число автомобилей в центре Москвы сократится на 80 тысяч. На МКАД же с мая перестанут пускать грузовики ниже "Евро-2", благодаря чему главное московское кольцо станет свободней на 50 тысяч машин.
Как пояснил собеседник газеты, новый запрет коснется почти всей крупной строительной техники, включая краны и бетомешалки. На МКАД с мая можно будет увидеть только легкие грузовики типа "Бычков" и "ГАЗелей". Не коснется ограничение лишь тяжелых ведомственных автомобилей (включая МЧС и Минобороны), а также транспортных средств коммунальных служб и некоторых строительных объектов: такие машины получат специальные пропуска.
Запрет на въезд грузовиков в Москву власти считают взвешенным и обоснованным. Воздух перенаселенного города (по примеру других европейских столиц) стремятся сделать чище, одновременно разгрузив стоящие в пробках московские улицы. Грузовики на МКАД - отдельная история: они коптят воздух и занимают крайние правые полосы, мешая как легковушкам, так и автобусам. Да и техническое их состояние зачастую оставляет желать много лучшего - того и гляди разболтанное колесо массой под 100 килограммов отвалится и прилетит соседнему автомобилю в лобовое стекло.
С ужасом на вводимые Москвой ограничения смотрят владельцы грузовиков: строительные подрядчики, нефтяные компании, автодилеры и им подобные. Для них столичные нововведения в лучшем случае обернутся колоссальными убытками. Транзитный транспорт, привыкший объезжать Москву по МКАД, также ничего хорошего не ожидает. Чтобы обогнуть столицу, транзитникам придется ехать по довольно узкому Московскому малому кольцу (ММК), которое, к слову, не имеет нормальных развязок с основными магистралями. Современную объездную трассу - Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) - на базе ММК планируется построить лишь к 2022 году.
С обывательской точки зрения, "закручивание гаек" в отношении грузового транспорта - дело желательное и необходимое. Только вот для очищения воздуха и устранения пробок в Москве одного лишь запрета на грузовики недостаточно. Во многих городах Европы, с которых Собянин показательно берет пример, подобные ограничения распространяются и на обычные легковушки. Взамен горожане получают комфортный и экологичный общественный транспорт.