Чужих любят все. На первый взгляд это кажется странным — и действительно, за что? То ли ящерицы, то ли насекомые, две челюсти — одна другой страшнее, эта вечная слизь. Но с лица, как известно, воду не пить, и чужих все любят — вот уже 30 с лишним лет, с момента выхода на экраны знаменитого фильма Ридли Скотта.
Разработчики видеоигр — не исключение, они тоже любят агрессивных зубастых ксеноморфов. Первая игра с участием чужих была выпущена еще в начале 1980-х и была похожа на Pac-Man и Frogger, но никак не на фильм Скотта (сиквел «Чужие», поставленный Джеймсом Кэмероном, тогда еще не вышел на экраны). В дальнейшем ксеноморфам везло еще меньше — они обычно становились героями унылых шутеров (реже — не менее унылых платформеров).
Но ведь ни одна из этих игр не находилась в разработке пять с лишним лет. Ни над одной из них не работала студия Gearbox, создавшая заслуженно расхваленную серию Borderlands. Так что новая игра Aliens: Colonial Marines должна была стать тем случаем, когда с чужими наконец-то поступили бы так, как они того заслуживают. Но этого, увы, не случилось.
Colonial Marines формально является продолжением фильма «Чужие» Кэмерона (разработчики даже храбро заявляют, что компания 20th Century Fox признала сюжет игры частью канона). Через несколько месяцев после событий киноленты космические десантники, находящиеся на борту корабля Sephora, получают сигнал бедствия с Sulaco (это, напомним, то самое судно, которое фигурировало в «Чужих»). Прибыв на место, десантники выясняют, что корабль Sulaco превратился в гнездо ксеноморфов. Кроме всего прочего, злобная корпорация Weyland Yutani, давно мечтавшая о том, чтобы доставить хотя бы одного чужого на Землю, продолжает строить козни. В общем, сюжет, конечно, не назовешь оригинальным, но зацепиться тут вроде бы есть за что.
Иллюзия того, что все не так плохо, сохраняется и на протяжении нескольких первых минут игры. Оказавшись на брошенном Sulaco, главный герой обследует темные комнаты. Напряженно пищит радар (этот звук помнит каждый, кто смотрел «Чужих»), ксеноморфы, очевидно, где-то совсем рядом, но прячутся. Качество текстур, конечно, вызывает вопросы, да и модели десантников кажутся, скажем так, не вполне современными, но на это поначалу можно закрыть глаза — ведь атмосфера же воссоздана, оружие, кажется, ровно такое же, которое было в фильме, да и вообще, Gearbox — заслуженная компания, в нее хочется верить.
А потом чужие выскакивают из темных углов — и все ломается. Ксеноморфы — существа страшные или как минимум отталкивающие — в Colonial Marines выглядят прежде всего убогими. Уродливые модели и слабая анимация идут в комплекте с полным отсутствием хотя бы зачаточного интеллекта. Любимая тактика чужого — подбежать к герою или его напарнику и начать размахивать клешнями. Если напарник оказался на пути ксеноморфа, две модели могут «зацепиться» друг за друга и некоторое время совершать конвульсивные бессмысленные движения. Хочется отметить, справедливости ради, что наблюдать за этим довольно забавно — по крайней мере первое время.
Напарники героя, кстати, тоже не шибко умны. Они застревают в дверных проемах и отказываются отбиваться от атак чужих, подобравшихся на расстояние в три метра. Отсутствие мозгов компенсируется некоторыми сверхспособностями. В частности, отставший напарник может внезапно использовать телепортацию и очутиться прямо перед героем (причем управляемые компьютером коллеги-пехотинцы очень любят кричать что-то в духе «Следуй за мной!» и «Не отставай!» — видимо, для усиления эффекта).
Что еще хуже, разработчики на некоторых уровнях вообще лишают игрока возможности пострелять по чужим. Вместо этого приходится вступить в бой с наемниками Weyland Yutani — и вот тут-то становится совсем скучно. А когда игроку скучно, он, разумеется, пристальнее разглядывает модели текстуры и находит в них все больше огрехов.
Локализованная версия игры добавляет поводов для огорчения. Актеры, кажется, считали, что озвучивают не солдат, оказавшихся в невероятно опасной ситуации, а персонажей игры про зомби. Причем не оставшихся в живых, а тех, которые померли, но были реанимированы в результате некой эпидемии (или что там еще оживляет мертвяков). Грамматические ошибки в тексте и оборванные на полуслове реплики («Они под!») прилагаются. Впрочем, есть вероятность того, что незавершенные фразы — это не вина команды локализаторов, а очередной баг самой игры.
Напоследок хочется сказать, что Aliens: Colonial Marines — игра не настолько плохая, как можно подумать, начитавшись отзывов обиженных геймеров в интернете. Тут все объяснимо: потенциальных покупателей в каком-то смысле надули, демо-версия шутера, представленная публике задолго до релиза, оказалась симпатичнее готового продукта. Тем не менее в Colonial Marines есть два десятка видов огнестрельного оружия, разбросанные по уровням предметы для коллекционирования (солдатские жетоны и какие-то документы), боссы, многопользовательский режим и система набора опыта/повышения уровня персонажа. Последняя, впрочем, носит по большей части косметический характер — хотя к ней также подвязана возможность модификации пушек.
В общем, игра Aliens: Colonial Marines могла бы считаться проходным, пускай и довольно уродливым шутером, если бы на ее разработку талантливые люди не потратили пять лет. (Разбираться, какую именно часть от этого срока потратили на эффективную разработку, не хочется, но говорят, что около девяти месяцев.) Но если уж вы так любите чужих — будьте добры, постарайтесь в следующий раз вложить всю эту любовь в вашу игру. Может быть, получится что-то действительно стоящее.