В конце февраля генеральный директор Yahoo! Марисса Майер ввела в компании запрет на удаленную работу и призвала всех сотрудников с 1 июня выйти на работу в ближайший офис или написать заявление об уходе. Инициативу Майер, которая заняла свой пост только в середине прошлого года, бурно раскритиковали другие участники рынка. Однако некоторые бывшие сотрудники Yahoo! признались, что в решении Майер «приструнить» обленившийся на дистанционной работе персонал есть смысл.
Марисса Майер (Marissa Mayer) возглавила Yahoo! в июле 2012 года, сменив на этой должности Скотта Томпсона. Последний пробыл гендиректором поисковика всего полгода и был вынужден уволиться после скандала. Выяснилось, что у Томпсона нет ученой степени в области компьютерных технологий, указанной при этом в его документах и биографии.
Майер закончила Стэнфордский университет и до прихода в Yahoo! в течение более чем десяти лет работала в Google. В 1999 году она стала первой женщиной-инженером в Google, затем занимала различные руководящие посты в интернет-гиганте, а перед самым уходом работала над картографическими продуктами Google Maps, Google Earth, Street View и связанными сервисами. О квалификации и авторитете будущей главы Yahoo! говорит хотя бы то, что журнал Fortune четырежды включал ее в список 50 самых влиятельных женщин в бизнесе.
Приход Майер в Yahoo! и среди акционеров компании, и в интернет-сообществе был воспринят весьма положительно: обаятельная женщина, успешный профессионал и — совершенно очевидно — трудоголик. Сразу после назначения все узнали, что Майер находится на шестом месяце беременности. 30 сентября она родила мальчика и вернулась к работе всего после двух недель (!) отпуска.
На новом посту Майер активно взялась за дело и порадовала сотрудников, предложив им, в частности, бесплатные обеды (для работающих полный рабочий день) и смартфоны. Кроме того, в октябре Майер привлекла в Yahoo! еще одного топ-менеджера из Google — Энрике де Кастро (Henrique de Castro), а в феврале обнародовала обновленную страницу портала, которая оказалась более динамичной по сравнению с предыдущим дизайном.
Как видно из графика стоимости акций Yahoo!, после назначения Майер гендиректором котировки компании постепенно начали подниматься. В конце ноября ценные бумаги корпорации выросли до максимума за последние четыре года, к концу января они стоили на 30 процентов дороже, чем до назначения Майер.
Однако в феврале гендиректор Yahoo! напомнила подчиненным, что умеет не только раздавать пряники, но и пользоваться кнутом. 22 февраля блог AllThingsDigital опубликовал внутреннее письмо директора Yahoo! по персоналу Джеки Резес (Jackie Reses), разосланное по инициативе Майер. В нем говорилось, что компании нужно быть «одной Yahoo!», а для этого сотрудникам необходимо «физически» работать рядом. Отмечалось, что при работе удаленно в жертву часто приносится производительность труда и скорость. Поэтому, как гласил текст письма, с 1 июня всем, кто трудится удаленно, предлагается перейти на работу в офисе, а тем, кто откажется, — написать заявления об уходе. Хорошо подумать и сделать выбор, руководствуясь в первую очередь интересами компании, посоветовали даже тем, кто на денек остается дома, чтобы дождаться телевизионного мастера.
В самой Yahoo! отказались давать комментарии по поводу внутренних дел корпорации, однако в СМИ и блогах инициатива Майер вызвала бурю негодования. Недовольными запретом на удаленную работу остались, в частности, торговые представители Yahoo!, а также многие частично занятые сотрудники, выполняющие свою работу в течение одного-двух дней в неделю.
Идея отказа от дистанционной работы особенно сильно возмутила работающих мам. Они напомнили, что, вообще-то, не у всех есть возможность, как у Майер, разместить няню с ребенком в соседнем кабинете, чтобы полноценно трудиться в офисе, а не удаленно. Многие расценили трудоголизм новой начальницы и ее выход на работу через две недели после рождения ребенка как определенный сигнал о том, что от других работающих женщин ожидается примерно такое же поведение и снижаться «планка» не будет.
Предложение Майер раскритиковал даже британский миллиардер, основатель корпорации Virgin Ричард Брэнсон. В своем твиттере он указал, что если людям дать свободу выбирать, откуда работать, то отдача от их деятельности будет гораздо выше. Брэнсон подчеркнул, что работа сейчас не означает пребывание в офисе с 9 до 5, а те компании, которые этого не понимают, теряют преимущества на рынке.
По данным, приведенным в блоге AllThingsDigital, в других крупных интернет-компаниях идею запрета на удаленную работу, в отличие от Yahoo!, не поддерживают. Так, например, в Google поощряют сотрудников работать удаленно, чтобы не отвлекаться на офисную суету. Гибкие условия готовы предоставлять (и предоставляют) своим сотрудникам Twitter, Facebook, LinkedIn, Cisco, Microsoft, AOL, Hewlett-Packard, IBM и многие другие.
Во многих СМИ высказывалось мнение, что решение менеджмента Yahoo! может негативно сказаться на производительности труда работников, то есть вызвать эффект, прямо противоположный ожидаемому. Сообщалось даже, что решение Майер сведет на нет все ее усилия по повышению конкурентоспособности компании.
Однако сторонники у инициативы Майер все же нашлись. В частности, Business Insider опубликовал признания ряда бывших сотрудников Yahoo!, из которых стало ясно, что запрет работать удаленно — самое что ни на есть правильное решение руководства. Один из ранее работавших в компании инженеров заявил, что дистанционные работники часто избегают выходить на связь с руководителями и тратят время на проекты, никак не связанные с компанией.
Кроме того, источники издания рассказали, что в Yahoo! удаленно работает огромное количество людей, которые не приносят компании почти никакой пользы, зато зарплату получать не забывают. Таким образом, ограничения, введенные Майер, приведут к «чистке» персонала без массовых увольнений. По словам собеседника BI, «компания за последние 15 лет разжирела и обленилась, а Майер просто пытается привести ее в форму».
Наконец, в издании ZDNet призвали задуматься о том, что решение руководства в итоге обойдется компании в десятки миллионов долларов, поскольку придется обустраивать дополнительные рабочие места. Так что если бы у Yahoo! не имелось никаких проблем, связанных с сотрудниками на удаленной работе, то и Майер тоже вряд ли пошла бы на такой непопулярный у подчиненных шаг.