1 марта 2013 года вступил в силу закон о запрете проезда транзитного грузового транспорта по Московской кольцевой автодороге, призванный, по мнению правительства Москвы, значительно уменьшить пробки и снизить транспортную нагрузку. 28 февраля завершилась установка информационных табличек и дорожных знаков, которые должны уведомить водителей грузовиков о действующем запрете. Впрочем, радоваться простым автовладельцам пока рано ─ с введением запрета количество грузовиков на МКАД если и уменьшится, то незначительно, поскольку многим перевозчикам будет выгоднее заплатить небольшой штраф, чем задержать на несколько часов доставку груза стоимостью несколько миллионов рублей.
Зимой 2012-2013 годов (впрочем, как и в предыдущие годы) из-за обильных снегопадов и гололедицы в Москве и особенно на Московской кольцевой автодороге (десятиполосной магистрали протяженностью около 109 километров, опоясывающей столицу) образовывались многокилометровые пробки. В числе причин, приводящих к транспортным коллапсам, власти назвали большегрузный транспорт, буксующий на подъеме, и халатное отношение водителей к замене летней резины на зимнюю. Затруднение дорожного движения на основных магистралях отчасти и послужило причиной принятия закона об ограничении перемещения грузового транспорта по МКАД.
Запрет на выезд транзитного грузового транспорта с разрешенной максимальной массой более 12 тонн на московское кольцо, как и ряд других автомобильных законодательных инициатив московских властей, призван уменьшить количество пробок как вокруг, так и внутри Москвы. В частности, по оценке мэра Москвы Сергея Собянина, на транзитный грузовой транспорт на МКАД приходится примерно 30 процентов от общего автомобильного потока, или около 40 тысяч машин. Вступивший в силу с 1 марта запрет закрыл дорогу транзитному транспорту не только на МКАД, но и в пределы кольцевой дороги. Штраф за нарушение новых правил, за соблюдением которых следят сотрудники ГИБДД и дорожные камеры, составляет 300 рублей.
Согласно новому запрету, транзитному грузовому транспорту не разрешается выезжать на МКАД с 6:00 до 22:00. Закон также предусматривает увеличение этого временного промежутка с 6:00 до полуночи в дачный сезон ─ с 1 мая по 1 октября. Спустя два месяца, 1 мая 2013 года, в силу вступит еще один запрет, который вообще закроет дорогу на МКАД и в Москву всем грузовикам с разрешенной максимальной массой более 12 тонн. Благодаря этой мере, как ожидается, столица станет свободнее на 70-80 тысяч машин. Реально это число окажется меньше, поскольку власти Москвы и Московской области договорились о выдаче специальных зеленых пропусков грузовикам, везущим важные грузы.
Выдача таких пропусков началась уже в конце февраля 2013 года. Специальные документы выдает Центр безопасности дорожного движения Московской области и департамент транспорта Москвы. Для получения разрешения на выезд на МКАД и въезд в его пределы транспортным компаниям необходимо подать соответствующую заявку, а также собрать пакет документов, подтверждающих необходимость перевозки грузов по запрещенным дорогам в дневное время. Пропуска выдаются бесплатно. Формально на получение заветной зеленой бумажки нужно не более 14 дней, однако, например, в Москве в конце февраля такие пропуска департамент транспорта выдавал в течение двух-трех дней. Оформить заявку возможно и через интернет.
Согласно достигнутой договоренности, Московская область имеет право выдать не более 12 тысяч пропусков для грузового транспорта; для Москвы таких ограничений нет. Новые пропуска позволят грузовикам въезжать на МКАД и в пределы Москвы и после ужесточения запрета с 1 мая 2013 года. Правда, российские перевозчики, работающие в столичном регионе, получать заветные документы пока не спешат. 26 февраля заявки на получение пропусков в Центр безопасности дорожного движения Подмосковья подали 14 перевозчиков, а 27 февраля ─ семь (в общей сложности на 800 грузовиков). Им обещали выдать необходимые разрешения до 12 марта 2013 года, а до того времени грузовикам придется ждать ночи.
Между тем выдача бумажного пропуска на выезд на МКАД не гарантирует, что перевозчику не будет выписан штраф за нарушение режима. Разрешающий документ потребуется только при проверке грузового транспорта сотрудниками ГИБДД. Однако важно также, чтобы информация о регистрационном номере грузовика с пометкой о выданном разрешении была внесена и в базу данных ГИБДД ─ это необходимо для автоматических устройств фиксации нарушений Правил дорожного движения. Без разрешающей пометки в базе данных Госавтоинспекции (даже при наличии бумажного пропуска) перевозчики все равно будут получать квитанции о штрафе. Их, конечно, можно будет оспорить, но этот процесс традиционно требует много времени.
Со временем власти намерены полностью отказаться от выдачи бумажных пропусков; проверка выданных разрешений будет производиться по базе данных ГИБДД. Первые десять дней, то есть до 10 марта 2013 года включительно, нарушителям будут рассылаться лишь предупреждающие штрафные квитанции. В таких постановлениях о штрафе будет указываться нулевая сумма. По данным московских властей, это сделано для того, чтобы водители грузовиков привыкли к новому запрету. Кроме того, такие «нулевые» штрафные постановления дают своего рода фору перевозчикам, которые по тем или иным причинам подали необходимые документы, но не успели получить разрешение на выезд на МКАД.
Эффективность введенного запрета пока неясна, поскольку какую-либо однозначную статистику собрать за столь короткий период невозможно. Но уже понятно одно: простым автомобилистам, ежедневно пользующимся МКАД, радоваться рано. На кольцевой дороге число грузовиков, может, и уменьшится, но не настолько, чтобы почувствовался какой-то ощутимый эффект. А все дело в неэффективном законодательстве: оно оставляет транспортным компаниям сомнительные лазейки, позволяющие все-таки доставлять грузы адресатам в дневное время с минимальными финансовыми потерями. Кроме того, может увеличиться и число небольших грузовиков массой менее 12 тонн.
В конце февраля 2013 года Комиссия по безопасности Московской городской думы отказалась поддержать законопроект об ужесточении ответственности водителей грузового транспорта, нарушающих требования дорожных знаков и разметки. Власти предлагали увеличить штрафы за такое нарушение с нынешних 300 до десяти тысяч рублей. В частности, в законопроекте речь шла о выезде на дороги, по которым запрещено или временно ограничено движение грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн. Речь идет в том числе и о выезде на МКАД во временной промежуток с 6:00 до 22:00 (до полуночи в дачный сезон).
Этот же законопроект предлагал лишать водителя грузовика прав, если по его вине на дороге образовалась пробка. По мнению заместителя начальника 1-го отдела управления ГИБДД Москвы Александра Капунова, реализовать положения нового законопроекта на практике было бы сложно. Во-первых, в Кодексе об административных правонарушениях ответственность водителей грузового и легкового транспорта не различается (хотя последствия таких нарушений совершенно разные). А во-вторых, практически невозможно доказать виновность водителя грузовика в образовании пробки, поскольку само понятие «затор» законодательно нигде не прописано.
Последствия отказа от такого законопроекта могут быть неожиданными. Так, лидер межрегионального профсоюза профессиональных водителей Александр Котов полагает, что действующие сейчас штрафы не заставят водителей грузового транспорта отказаться от выезда на МКАД ─ в большинстве маршрутов это самый удобный путь, связывающий между собой шоссе разных направлений. По большому счету, транспортным компаниям будет проще «откупаться» от ГИБДД 300-рублевыми штрафами за каждого своего водителя, чем, скажем, выплачивать неустойку за задержку в доставке грузов стоимостью несколько миллионов рублей.
Эффективным способом борьбы с такими нарушениями может стать введение балльной системы. Соответствующий законопроект 20 февраля 2013 года на рассмотрение Госдумы внесла «Единая Россия». Помимо увеличения штрафных санкций практически за все предусмотренные КоАП нарушения, документ предусматривает и начисление водителю по одному баллу за каждые сто рублей штрафа. Автовладельца, собравшего 200 штрафных баллов (сумма санкций за один год должна для этого составить минимум 20 тысяч рублей), предлагается лишать прав сроком на год. То есть водителю грузовика нужно будет в течение года выехать на МКАД в запрещенное время не менее 67 раз.
Будет ли новый законопроект об ужесточении ответственности за нарушения ПДД принят Госдумой России, пока неясно. Если он когда-нибудь и вступит в силу, до той поры транспортные компании смогут значительно пополнить московскую казну выплаченными за нарушение режима штрафами. При этом потери перевозчиков в сравнении с прибылью будут незначительны. В конце концов, никто не запретит перевозчикам в договоре с заказчиком включить эти самые штрафы за выезд на МКАД в графу «Издержки»; некоторые компании готовы мириться с такими издержками, лишь бы получить нужный груз вовремя.
Следует также учитывать, что действие нового запрета, на самом деле призванного снизить транспортную нагрузку на МКАД и Москву, может дать диаметрально противоположный эффект. Дело в том, что большегрузный транспорт далеко не всегда занимается перевозкой негабаритных грузов, так что перевозчиков смогут выручить банальные «Газели» ─ запрет на них не распространяется сейчас и не станет распространяться с 1 мая. Соответственно, для партии груза (скажем, овощей и фруктов), с которой сейчас справляется один большегруз, но в ночное время, перевозчики вполне могут задействовать десяток «Газелей», «Тойот» и другого коммерческого транспорта ─ и перевезти ту же партию уже днем.
Наконец, не следует забывать о коррупции и мошенниках. Уже сейчас в интернете появились фирмы, которые за небольшое вознаграждение готовы максимально облегчить клиенту получение заветного пропуска в столицу.