В конце февраля польская группа CEDC, являющаяся крупнейшим производителем водки в России, предложила свои акции кредиторам в обмен на списание долга. В противном случае, отметили в компании, ей придется подать на банкротство. За последние несколько лет, в течение которых продажи CEDC падают, компания подешевела в 125 раз. Однако на горизонте уже появились структуры бизнесмена Михаила Фридмана в роли «белого рыцаря», готового сделать щедрое предложение.
Польская компания Central European Distribution Company (CEDC) более пятнадцати лет специализировалась исключительно на дистрибуции алкоголя. В портфеле созданной в 1990 году компании было около 700 алкогольных брендов, а сама CEDC входила в число крупнейших распространителей спиртной продукции в мире. Однако во второй половине 2000-х дистрибутор решил превратиться в ведущего производителя алкоголя, и здесь у компании начались трудности.
На российский рынок в качестве производителя водки CEDC вышла в 2008 году, купив «Парламент групп», известную благодаря бренду Parliament. А в 2009-2010 годах поляки выкупили группу компаний «Русский алкоголь», производящую «Зеленую марку» и «Журавли». Вскоре CEDC продала свои дистрибуторские активы компании Eurocash: в польском алкогольном концерне заявили, что намерены сосредоточиться на производстве и импорте продукции и отказаться от дистрибуции.
Покупка «Парламента», «Журавлей» и «Зеленой марки» позволила CEDC занять первое место по производству водки в России, а ее доля рынка превысила 10 процентов. Кроме того, компании удалось сохранить позиции крупнейшего импортера алкоголя на территории России, Польши и Венгрии. К 2010 году CEDC стала крупнейшим производителем водки в мире. Однако с этого момента ее продажи начали постепенно снижаться, а вслед за финансовыми результатами стала падать и капитализация. Сыграли свою роль также споры между крупнейшими акционерами польской группы.
В ноябре 2011 года «Русский стандарт» Рустама Тарико приобрел на открытом рынке около 10 процентов CEDC, потратив на выкуп 25,35 миллиона долларов. С самого начала в компании заявляли, что рассматривают инвестиции в производителя «Зеленой марки» как стратегические. Было очевидно, что группа Тарико, которая кроме страховых и банковских активов включает и производство одноименной водки класса люкс, скорее решила существенно расширить свои позиции на алкогольном рынке, нежели заработать за счет роста акций CEDC.
«Русский стандарт» при этом демонстрировал положительные финансовые показатели, в то время как состояние Central European Distribution в 2011 году ухудшилось. С января по ноябрь капитализация компании из-за негативных финансовых отчетов упала почти в шесть раз: с 1,8 миллиарда до 230 миллионов долларов. Убыток в 2010 году составил более 90 миллионов долларов. В этих условиях можно было предполагать, что новый акционер будет бороться за влияние в компании. Так и произошло.
В декабре того же года «Русский стандарт» предложил CEDC стратегическое партнерство, выполнение условий которого сделало бы российскую компанию крупнейшим акционером польской. Структуры Тарико предложили CEDC кредитование в обмен на дополнительную эмиссию акций; польской компании средства были необходимы, чтобы погасить задолженность перед кредиторами. В течение 2012 года соглашение неоднократно корректировалось, и доля, обещанная «Русскому стандарту», только росла.
В течение 2012 года «Русский стандарт» сделал несколько решительных шагов по укреплению своих позиций: компания увеличила свою долю в CEDC до 19,5 процента, а сам Тарико занял пост председателя совета директоров и получил в управление бизнес компании за пределами Польши. В феврале текущего года структуры российского бизнесмена предложили польской компании новый план реструктуризации долгов — после его реализации «Русский стандарт» в обмен на погашение части долга CEDC получил бы почти 85 процентов ее капитала.
Однако попытки Тарико расширить свое влияние в крупнейшем производителе водки в России натолкнулись на противодействие других акционеров. Так, Марк Кауфман, владеющий 9,4 процента акций CEDC и известный как создатель российского алкогольного дистрибутора Whitehall (впоследстии продан CEDC), в феврале предложил польской компании финансовую помощь в 75 миллионов долларов. Он выразил сомнение в том, что соглашение с «Русским стандартом» было подписано в интересах CEDC и что компании удастся избежать банкротства с помощью структур Тарико.
Крайним сроком, до которого CEDC так или иначе придется уладить все противоречия между акционерами и разобраться со своими кредитами, является 15 марта 2013 года. К тому времени компании будет необходимо погасить задолженность по облигациям на сумму почти в 300 миллионов долларов. Еще один транш облигаций должен быть погашен в 2016 году, сумма выплат составит почти миллиард долларов. В конце февраля в компании признали, что средств на погашение долга нет.
В CEDC предложили план по реструктуризации задолженности. Суть его сводится к тому, что кредиторы компании должны стать ее владельцами. Предполагается, что держатели облигаций с погашением в 2016 году получат 65 процентов акций компании, а владельцы долговых бумаг с погашением в 2013 году — еще 10 процентов. В итоге владельцам долговых бумаг отойдет три четверти акций CEDC, а доли действующих акционеров размоются. Возможно, такой выход из ситуации устроил бы кого-то из менеджеров, но никак не самих акционеров. Неудивительно, что накануне опубликования данной оферты ценные бумаги CEDC подешевели в два раза.
При этом в запасе у польской компании остаются два предложения — от Кауфмана и от Тарико. А 4 марта стало известно еще и о третьем варианте. Газета «Коммерсантъ» написала, что руководитель компании A1, отвечающий за инвестиционную деятельность в рамках «Альфа-групп» Михаила Фридмана, собирает консорциум инвесторов, чтобы выкупить долги CEDC. Предложение поучаствовать в консорциуме получили и Кауфман, и Тарико.
Предполагается, что новые инвесторы вложат в компанию 250 миллионов долларов. Структуры Фридмана решили выступить в этом случае в роли так называемого белого рыцаря — претендента на участие в сделке, чье предложение будет лучше, чем у остальных. По данным издания, Кауфман согласился вложить уже упомянутые 75 миллионов долларов в консорциум, в то время как Тарико ответа еще не дал. Источники в A1 сообщили изданию, что даже если владелец «Русского стандарта» откажется от участия, на его место может быть приглашена группа SPI предпринимателя Юрия Шефлера.
Структуры Фридмана уже работали в алкогольном бизнесе (в 2000-х годах A1 имела долю в производителе водки «Смирновъ»), однако вряд ли A1 движет желание вернуться на этот рынок. История CEDC прекрасно демонстрирует то, что компания может обладать реальными и ликвидными активами и при этом стоить на бирже очень мало. В настоящее время ценные бумаги компании торгуются на Nasdaq по 0,6 доллара за штуку, что в 125 раз меньше результатов 2008 года, когда одна ценная бумага CEDC стоила 75 долларов. При этом CEDC владеет в России четырьмя заводами, а ее доля на рынке крепкого алкоголя в стране составляет 12 процентов. Очевидно, что в таком случае число желающих поучаствовать в спасении компании будет велико.