В ночь на среду, 6 марта, в Вильнюсе был убит один из лидеров белорусской диаспоры Литвы Роман Войницкий. По имеющимся данным, перед смертью его подвергли пыткам. Мотив убийства пока неизвестен. Одна из знакомых погибшего, впрочем, уже обвинила в причастности к его гибели белорусскую оппозицию, представители которой ранее критиковали Войницкого, поддержавшего руководство Белоруссии в конфликте с ЕС. На форумах строят догадки, что убийство было совершено из-за денег. А в литовском парламенте заявили, что Войницкий мог быть помехой для России, пытающейся якобы использовать национальные диаспоры против Литвы.
Роман Войницкий был найден мертвым в подвале дома, в котором находилась его квартира. Тело обнаружила жена погибшего Полина. По ее словам, накануне вечером, 5 марта, муж был дома, а утром, проснувшись, она обнаружила, что в квартире его нет. Документы, телефон, ключи от машины были на месте. Не оказалось только ключа от подвала.
«Я у соседей взяла ключ, открыла подвал, света нет, — рассказывает она. — Спустилась... смотрю, Роман лежит лицом вниз. И замотанный скотчем рот, руки назад заведены, скручены скотчем, и ноги скручены». На теле погибшего, по информации Delfi.lt, были обнаружены следы пыток. Жена Войницкого заявила также, что рядом с телом «висел электропровод» и что ее мужа «пытали током».
Собственных версий по поводу убийства, как отмечает белорусская служба «Радио Свобода» (корреспондент которой побеседовал с женщиной), у Полины нет. О каких-либо угрозах, по ее словам, муж ничего не рассказывал.
Знакомые Войницкого между тем говорят, что угрозы были. Как рассказала Галина Сиволова, директор школы имени Франциска Скорины, в которой работал погибший, неизвестные угрожали ему по телефону, а недавно какие-то люди даже подсели к нему в машину. «В последнее время он был в панике, боялся», — отмечает она. По словам Сиволовой, утром в среду Войницкому кто-то позвонил (откуда она получила такую информацию, неясно): «Явно знакомые, вызвали его в подвал — и все».
Нечто подобное сообщил и руководитель Общества белорусской культуры в Литве Федор Нюнька. По его словам, он беседовал с Войницким незадолго до его смерти, и тот рассказал, что ему угрожают убийством.
Роман Войницкий был президентом Ассоциации белорусских организаций Литвы, работал также заместителем директора в белорусской школе имени Франциска Скорины, находящейся в Вильнюсе (в 2011 году она была признана лучшей среди школ национальных меньшинств Литвы). Сравнительно недавно он занял еще и должность вице-председателя Совета национальных общин (при литовском министерстве культуры).
Знакомые говорят о нем как о доброжелательном, неконфликтном человеке. «Он очень ответственный, толерантный человек, умел примирить стороны, — отмечает глава Совета национальных общин Лючия Барткене. — Если он что-то сказал, то обязательно выполнит. Очень сожалею, что его не стало». Тепло о погибшем отзываются и в гимназии, где он работал.
Пару лет назад, правда, президент ассоциации оказался замешан в небольшом скандале. После президентских выборов 2010 года в Белоруссии, последовавших за ними митингов оппозиции (разогнанных властями) и ответных санкций Евросоюза он фактически выразил солидарность с белорусским руководством, раскритиковав при этом оппозицию (он обвинил ее в провокациях) и европейских политиков (их он обвинил в давлении на Белоруссию и использовании риторики времен «холодной войны»). При этом Войницкий подчеркивал, что белорусы Литвы санкции, наложенные на Белоруссию, не поддерживают.
Оппозиционно настроенная (по отношению к руководству Белоруссии) часть диаспоры немедленно обрушилась на Войницкого с упреками. Президенту ассоциации заявили, что он не представляет живущих в Литве белорусов и ретранслирует пропаганду, распространяемую официальным Минском. «Его речь мало чем отличается от выступлений самого диктатора и по содержанию выдает опытную руку отдела пропаганды и агитации режима», — клеймила Войницкого организация под названием Совет объединения белорусской молодежи Виленщины.
От Войницкого даже потребовали публичных извинений — за «необоснованные обвинения в адрес демократических сил Беларуси».
Впрочем, как отмечал позднее глава Общества белорусской культуры Федор Нюнька (представляющий оппозиционно настроенную часть диаспоры), сам Войницкий предпочитал не идти на конфликт. «Это был единственный такой активист из, так сказать, противоположного лагеря, с которым можно было разговаривать, — вспоминает он. — При прежних лидерах этой ассоциации, которая объединяет преимущественно послушные белорусскому посольству общины, не было и речи, чтобы устраивать сообща День Воли (годовщину образования Белорусской народной республики — прим. «Ленты.ру») или еще что. А с Романом можно было разговаривать... не было такого, чтобы вел себя высокомерно, всегда старался находить общий язык».
О том, что Войницкого убила якобы «белорусская оппозиция», заявила знавшая его Валентина Пискунова — глава Союза белорусов Латвии, также поддерживающая действующую в Белоруссии власть. Она не пояснила, на каком основании пришла к такому заключению, заявив лишь, что «надо проверить все его звонки» (Пискунова также подтвердила, что погибший ранее получил угрозы).
Пока что даже на версию такое предположение не тянет. Как, впрочем, и заявление литовского депутата Арвидаса Анушкаускаса о том, что Войницкий мог каким-то образом не угодить России. Анушкаускас, являющийся членом парламентского комитета по обороне, заявил, что Россия пытается настроить национальные меньшинства Литвы против принимаемых в республике законов, касающихся культуры и образования. «Цель — объединить все организации нацменьшинств против якобы плохих литовских законов. Но со стороны Войницкого была ясно выражена позиция против такой деятельности», — утверждает депутат.
«Радио Свобода» отмечает, что Войницкий действительно выступал против того, чтобы белорусская диаспора присоединялась к такого рода протестам (в частности, протесты против закона об образовании, увеличивающего объем преподавания литовского языка в школах национальных меньшинств, ранее устраивали представители польской общины). Сомнительно, впрочем, чтобы это могло стать основанием для убийства.
Неофициально высказываются предположения, что убийство могло быть совершено и из-за корыстных мотивов. На сайте TUT.BY, в частности, комментаторы делятся друг с другом догадками типа «Судя по фактам за долги. Заказ выполнили отморозки» и «Кое-кто присмотрел территорию белорусской гимназии».
Знакомые Войницкого, заметим, отзываются о нем как о небогатом человеке. Однако оппозиционный сайт UDF.BY, комментируя убийство, сообщал, что погибший среди прочего «занимался распределением денег на проекты национальных меньшинств».
От полиции сведений о возможных причинах убийства и каких-либо результатах расследования пока не поступало.