Наука и техника
20:22, 7 марта 2012

Копированию не подлежит СМИ узнали об условиях продажи истребителей Су-35 Китаю

Алексей Михалев
Су-35
Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Москва и Пекин ведут переговоры о поставке Китаю партии из 48 новейших многоцелевых истребителей Су-35 на общую сумму четыре миллиарда долларов. По словам источников «Коммерсанта» в оборонно-промышленном комплексе, Китай устраивает цена в 85 миллионов долларов за каждый самолет, однако российская сторона подписывать соглашение не спешит. Основным условием продажи партии Су-35 должны стать гарантии китайской стороны по отказу от копирования российских истребителей.

Слухи о возможной продаже Су-35 Китаю появлялись и ранее. Впервые Пекин выразил заинтересованность в новейшей разработке ОКБ Сухого в ходе авиакосмического салона Airshow China в 2008 году. Стенд компании «Сухой» тогда посетил главком ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян.

Информацию о желании китайской стороны купить Су-35 в феврале 2012 года подтвердил заместитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин. «В 2011 году китайская сторона выразила готовность приобрести определенное количество указанных самолетов и обратилась к нам с соответствующим предложением», — приводит слова Фомина «Интерфакс».

В случае подписания, соглашение о продаже Китаю 48 Су-35 станет крупнейшей сделкой за всю историю сотрудничества России и Китая в области оборонной промышленности. Для Су-35 контракт с китайской стороной, в свою очередь, может стать первой экспортной поставкой в истории самолета (первым иностранным покупателем Су-35 могла бы стать Венесуэла, однако о судьбе поставки самолетов ничего не известно).

В 2008 году сообщалось о планах продать 12-15 Су-35 Ливии в рамках объемной поставки вооружений и техники. Однако из-за начала в стране гражданской войны в 2011 году и введения санкций на поставку вооружений режиму Муаммара Каддафи Россия потеряла с Ливией контрактов на общую сумму до четырех миллиардов долларов.

При обсуждении экспортных перспектив российского Су-35 напрашивается сравнение с многоцелевым истребителем Rafale от французской компании Dassault. Франция приняла Rafale на вооружение в 2000 году, возила его по международным выставкам и всячески нахваливала, однако ни одного экспортного контракта до сих пор заключить не могла.

Из-за невостребованности на внешнем рынке производство Rafale оказалось под угрозой остановки. Но в конце января 2012 года Индия объявила французский самолет победителем своего тендера MMRCA на поставку 126 истребителей. Более того, вскоре заинтересованность в Rafale выразила и Бразилия, приостановившая ранее из-за нехватки средств свой истребительный тендер.

Однако в отличие от Rafale интерес к Су-35 пока что проявляют только китайцы. И ажиотаж от возможности заключить столь крупную сделку несколько омрачается опасением того, что контракт с Китаем может стать не только первой, но и последней экспортной сделкой в истории самолета.

J-11. Фото с сайта airforceworld.com
Lenta.ru

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в российском ОПК, российскую сторону откровенно смущает привычка Китая бесцеремонно копировать иностранные разработки и выпускать по их подобию свою технику. Так, в основе китайских самолетов J-7, H-6, Y-5, Y-7 и Y-8 лежат российские и украинские МиГ-21, Ту-16, Ан-2, Ан-24 и Ан-12 соответственно.

Пожалуй, наиболее ярким примером негативных последствий военного сотрудничества России с Китаем является история с передачей Пекину лицензии на производство 200 самолетов Су-27СК. В договоре российская сторона лишила Китай права на реэкспорт лицензионных самолетов в третьи страны, но китайских инженеров это ничуть не смутило. Выпустив 105 лицензионных Су-27СК, Китай переключился на производство клона российского истребителя — J-11, а от строительства оставшихся 95 лицензионных самолетов фактически отказался.

Неудивительно, что после такой истории Россия навязывает Китаю по сути беспрецедентные по своей строгости условия поставки Су-35. Как пояснил источник «Коммерсанта», российская сторона требует оформления юридических гарантий о праве на интеллектуальную собственность в отдельном соглашении. «Это действительно важное условие», — подчеркнул собеседник издания.

Согласится Китай на требования России или нет — загадывать сложно. 48 самолетов — это достаточно крупная партия, и готовность китайцев заплатить за Су-35 четыре миллиарда долларов явно свидетельствует о решимости потенциальных покупателей. Для сравнения, в 2009 году Пекин хотел купить у Москвы партию палубных истребителей Су-33. В ходе переговоров китайцы заявляли о намерении приобрести несколько десятков российских самолетов, но сперва просили предоставить им 2-3 истребителя на пробу.

При таких условиях и относительно небольших затратах с китайской стороны Россия вполне обоснованно от сделки отказалась, предположив, что все авиакрыло Су-33 заказчику и не нужно. Нескольких самолетов китайским инженерам вполне могло бы хватить для освоения технологии строительства палубных истребителей. Тем более что Су-33 является корабельной модификацией клонированного китайцами ранее Су-27СК.

Стоит отметить, что после отказа России продать Су-33 Китай долгожданную технологию корабельных истребителей все равно получил. По одной из версий, свой палубный истребитель J-15 китайцы спроектировали на базе прототипа Су-33 — Т-10К-3, купленного в первой половине 2000-х у Украины.

В случае покупки 48 Су-35 на условиях российской стороны Китай, конечно, вряд ли удержится от соблазна несколько самолетов разобрать и попробовать чему-нибудь у российской разработки научиться. Однако полностью скопировать самолет китайцам, скорее всего, не удастся.

Дело в том, что большим подспорьем Китаю при клонировании российских и советских самолетов стало наличие поставленных СССР производственных линий, а также чертежей и руководств по сборке-разборке и иному обслуживанию самолетов. В итоге китайцы научились детально воспроизводить все элементы копируемых самолетов. Однако существенным недостатком китайских копий остается низкое качество материалов и короткий межремонтный ресурс основных узлов. Что касается скопированных авиадвигателей, то они и вовсе существенно уступают оригиналам в производительности.

Су-35 же, судя по представленной в СМИ информации, Китай сможет получить только в собранном виде. К тому же, с учетом риторики российской стороны, Пекину вряд ли станут объяснять, как самолеты разбирать или ремонтировать. Для этого Россия вполне может предоставить свои сервисно-технические центры и отечественных специалистов.

Формально Россия и Китай подписали соглашение об охране интеллектуальной собственности в области оборонно-промышленного комплекса еще в 2008 году. Тем не менее, открытым остается вопрос о том, как уличить Китай в нарушении прав на интеллектуальную собственность. Как пояснил в феврале 2011 года директор ФСВТС Михаил Дмитриев, китайские специалисты, копируя российские наработки, вносили в них собственные изменения. «Эти изделия уже не наши, а сделаны с серьезным участием китайской военной промышленности. Китайцы считают их своими. Здесь очень трудно договариваться», — пояснил Дмитриев.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Василий Кашин в интервью «Коммерсанту» версию Дмитриева подтвердил. По его словам, отследить соблюдение запрета на копирование российских самолетов практически невозможно, а судиться с Китаем «едва ли кто-то станет».

Так или иначе, сделка с Китаем — своего рода тест на зрелость для российского ОПК. Либо он его пройдет, принеся «Рособоронэкспорту» четыре миллиарда долларов, либо провалит. Причем если Китай через пару лет все же представит свой «аналог» Су-35, более качественному, но и более дорогому отечественному оригиналу места на экспортном рынке может не остаться.

< Назад в рубрику