Вечером 13 марта из трубы Сикстинской капеллы пошел белый дым: кардиналы избрали нового папу Римского. Вопреки предположениям аналитиков и букмекеров, им не стали ни итальянец Анджело Скола, ни бразилец Одилиу Шерер, ни ганец Питер Терксон. Конклав избрал 266-м понтификом архиепископа Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо. Он стал первым латиноамериканцем на папском престоле, первым иезуитом и первым Франциском. С именем, взятым в честь Франциска Ассизского, и связывают будущее папство Бергольо: от него ждут смирения, внимания к беднякам и возвращения к евангельским истокам.
«Братья и сестры, добрый вечер!», — обратился по-итальянски избранный понтифик к собравшимся у собора святого Петра. Назвав себя «папой почти что с края Земли», Бергольо смиренно попросил паству помолиться сначала за ушедшего на покой Бенедикта XVI, а затем и за себя. До этого он уже успел обратиться к Богу в одиночестве: как отмечает La Repubblica, — впервые в истории новый папа сделал это до появления перед паствой.
Хорхе Марио Бергольо родился 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе в семье итальянских иммигрантов из Пьемонта. В детстве он выучил итальянский, на котором говорили его бабушка с дедушкой. Семья Бергольо (отец — работник железной дороги, мать — домохозяйка) не была бедной, но жила очень скромно: никакого автомобиля, никакого летнего отдыха. С 13 лет по настоянию своего отца, пишет La Stampa, Хорхе Марио пошел работать — сначала уборщиком на чулочной фабрике, а затем, окончив техникум, химиком-лаборантом. В юности у Бергольо была девушка, с которой он ходил на танцы. Избранный папа, как истинный аргентинец, любит танго и футбол: он болеет за аргентинский клуб «Сан-Лоренсо».
Когда Бергольо было 17 лет, он по пути на студенческий праздник зашел в церковь и исповедался. Это произошло 21 сентября 1953 года. Тогда-то он, по собственному признанию, и решил стать священником. Впрочем, в орден иезуитов Хорхе Марио вступил чуть позже: его послушничество началось в 1958 году. Примерно в то же время он серьезно заболел, и во избежание распространения инфекции врачи удалили ему одно легкое. Это не повлияло на способность Бергольо жить полной жизнью: единственная особенность заключается в том, что ему надо принимать больше мер предосторожности против пневмонии, чем всем остальным.
Бергольо стал священником в 33 года, параллельно получив гуманитарное образование и преподавая литературу и психологию в колледже. Через четыре года, в 1973-м, он уже возглавил иезуитов Аргентины и заодно факультет теологии и философии в иезуитском колледже в Сан-Мигеле. Спустя три года в стране произошел военный переворот, и среди узников режима оказались два священника-иезуита. Впоследствии Бергольо будут обвинять в том, что он не выступил открыто против военной хунты, а исключил священников из ордена. Он в свое оправдание будет говорить, что делал все возможное для их освобождения — и в конце концов преуспел в этом.
Бергольо занимал все более и более высокие должности в Буэнос-Айресе: в 1992 году он стал ауксилиарием (вспомогательным епископом), в 1998 году — архиепископом, в 2001 году — кардиналом, а с 2005 по 2011 годы возглавлял конференцию католических епископов Аргентины.
Кандидатура Бергольо перед выборами упоминалась, но вовсе не в числе основных претендентов на Святой престол. Сайт Vatican Insider, например, отказывал аргентинцу в шансах быть избранным из-за его возраста — зато относил к числу «великих старцев», чье мнение может оказаться решающим в выборе папы. Основным кандидатом из Латинской Америки считался 64-летний бразилец немецкого происхождения Петер Шерер, а из Европы — 71-летний архиепископ Милана Анджело Скола. Впрочем, Associated Press включило Бергольо в число 15 основных претендентов. Так же поступил и Business Insider еще в 2012 году, рассуждая о возможных преемниках Бенедикта XVI.
Перед началом конклава СМИ и аналитики высказывали предположение, что католическая церковь с большой вероятностью совершит практически революционный шаг и изберет первого чернокожего папу в истории — кардинала из Ганы Питера Кодво Аппиа Терксона. Но конклав предпочел выбрать первого латиноамериканца (да и то — европейского происхождения).
У Бергольо, согласно распространившемуся убеждению, был шанс стать папой еще восемь лет назад: в 2005 году он якобы занимал стабильное второе место на выборах понтифика, пока не попросил — «чуть не плача», замечает итальянская пресса — не голосовать за него. La Repubblica пишет, что причиной его нежелания становиться папой было слабое здоровье (в таком случае удивительно, что он не повторил свою просьбу восемь лет спустя). Corriere della Sera же утверждает, что в 2005 году Бергольо сказал, что еще не готов быть избранным понтификом.
Среди причин, по которым папой Римским избрали именно аргентинца Хорхе Марио Бергольо, называют несколько основных. Во-первых, его национальность: в Латинской Америке сейчас проживают около 40 процентов католиков всего мира, а «своего» понтифика у них еще не было. Во-вторых, Бергольо далек ото всех скандалов, сотрясавших Ватикан в последние годы, — тут и обвинения в педофилии и ее сокрытии, и суд над папским камердинером, и обнародование секретных документов, получившее название VatiLeaks, и санкции против Ватиканского банка (из-за недостаточной прозрачности его деятельности ЦБ Италии запретил проводить безналичные расчеты на территории Ватикана — и теперь, например, музеи и сувениры там можно оплатить только наличными). В-третьих, Бергольо придерживается консервативных взглядов, в том числе на однополые браки (его родная страна, правда, стала первой в Латинской Америке, где их легализовали), но при этом никогда не высказывался излишне резко — как раз то, что нужно Церкви в нынешний нелегкий момент. Наконец, он привык жить скромно: архиепископ Буэнос-Айреса был известен тем, что довольствовался обычным жилищем вместо роскошной виллы, сам готовил себе еду и, отказавшись от лимузина с шофером, пользовался общественным транспортом. Все это, несомненно, пойдет на пользу имиджу Ватикана, особенно на фоне экономического кризиса.
Журналисты и аналитики пока что не могут прийти к единому мнению о том, решится ли Бергольо на сколько-нибудь серьезные реформы католической церкви. Но определенные ожидания на нового понтифика возлагаются хотя бы в силу выбранного им имени — он первым назвался в честь святого Франциска из Ассизи (XII-XIII вв.). Святой Франциск пришел на помощь католической церкви в трудный для нее период, когда священники и монахи устранились от живого общения с паствой, одновременно смущая ее своим достатком и стремлением к роскоши. Франциск Ассизский, вместе с членами учрежденного им нищенствующего ордена, проповедовал аскетизм и стремился сблизиться с простыми верующими. Францисканцы, наряду с появившимися тогда же доминиканцами, благодаря своему смирению, следованию духу Евангелия и умению убедительно проповедовать слово Божье среди простецов, сумели как минимум на столетие отодвинуть кризис римско-католической церкви, в итоге повлекший за собой Реформацию. Сейчас земные богатства Ватикана не вызывают столь же сильного недовольства, как 800 лет назад, а вот отдаление церкви от верующих — серьезная проблема современности: даже в Латинской Америке многие католики переходят к евангелистам или пятидесятникам. Так что, похоже, от современного Франциска ждут, что он предпримет самые решительные шаги в борьбе за расширение своей паствы и укрепление авторитета католической церкви.
Сможет ли новый папа соответствовать своему имени, станет ясно уже в ближайшие дни: хотя интронизация намечена только на 19 марта, первая встреча с журналистами состоится уже в субботу, 16 марта, а в воскресенье, 17 марта, аргентинец прочитает проповедь и «Ангела Господня» перед паствой в соборе святого Петра. Впрочем, первый поступок Бергольо после избрания достоин Франциска Ассизского: как пишут СМИ, новый папа Римский Франциск отказался от предложенного ему личного автомобиля и поехал в отель на автобусе вместе с остальными кардиналами.