Интернет и СМИ
09:04, 15 марта 2013

Долой чтение Памяти Google Reader

Султан Сулейманов

1 июля будет закрыт самый, пожалуй, популярный сервис чтения RSS-лент Google Reader. Решение корпорации отказаться от дальнейшей работы над продуктом оказалось неприятным сюрпризом для его активных пользователей. Многие не стали ограничиваться вздохами и проклятиями в твиттере, а стали активно подписывать петиции с требованием оставить в покое любимый сервис. Но Google, скорее всего, не услышит их призывов: «ридеру» осталось жить три с половиной месяца.

Что вообще такое RSS-читалка? Дрю Оланофф (Drew Olanoff) в колонке на TechCrunch пишет, что видел множество гиков, безуспешно пытавшихся объяснить значение термина нормальным людям. Пожалуй, функциональность RSS проще всего продемонстрировать на примере новостных ресурсов. Скажем, пользователь хочет читать только новости культуры с «Ленты.ру», все заметки «Кольты» и, вдобавок, блог Рустема Адагамова, но при этом не хочет лезть каждый час на каждый из сайтов и проверять обновления. Тогда он подписывается на соответствующие RSS-потоки и читает (обычно в хронологической последовательности — от нового к старому) все записи в отдельном сервисе. Он и называется RSS-читалкой.

Формат RSS появился в конце 1990-х, а уже в 2001 году программист Крис Уэзерелл (Chris Wetherell) сделал первые наброски собственной читалки. Став сотрудником Google, он вернулся к наработкам и в 2005 году выпустил Google Reader. Первые два года он был экспериментальным продуктом и развивался на тестовой площадке Google Labs (из которой вышло множество интересных сервисов корпорации). В 2007 году Reader, наконец, стал самостоятельным продуктом, причем объявлял об этом Кевин Систром (Kevin Systrom), на тот момент менеджер по маркетингу продуктов Google, а впоследствии — создатель фотосервиса Instagram.

К сегодняшнему дню Google Reader подошел в качестве одной из самых популярных (спасибо репутации «материнской» компании) RSS-читалок. Да, у сервиса довольно архаичный дизайн — по сути, просто список материалов или их заголовков (в зависимости от настроек) из потоков, на которые подписался пользователь. Да, функционал у него тоже небогатый: потоки можно разделять на папки, записями можно делиться в соцсетях или по электронной почте. Плюс есть статистика, позволяющая узнать, какие потоки просматриваются активнее остальных, и рекомендации записей и целых каналов. И, наконец, поиск по материалам.

Если быть до конца честными, особой популярностью Google Reader пользовался разве что у журналистов — как отличный инструмент для мониторинга новостей с огромного количества источников, и у тех же гиков, поскольку позволяет читать текст заметок с нужных ресурсов без отвлекающей мишуры, которую называют «дизайном». Тем не менее, армия поклонников сервиса достаточно велика для создания серьезного шума в Сети. Выяснилось это ровно в тот день, когда Google решила «убить» свое детище.

Жизнь интернет-корпорации давно перестала вращаться вокруг одного только поисковика, пусть и самого популярного в мире. Разработчики Google создали сотни крупных и мелких сервисов, на поддержание жизнеспособности которых, естественно, все время необходимо тратить усилия. Поняв, что вечно это продолжаться не может, компания с 2011 года начала устраивать «весенние чистки» (впрочем, проходили они круглый год). Но большинство продуктов, которые «убивал» Google, на момент «уничтожения» либо были известны неприлично узкому кругу пользователей (обычно состоявшему из разработчика, его мамы и его собаки), либо откровенно дышали на ладан. Серьезные претензии вызвал в свое время разве что отказ от Google Wave, но и с ним было очевидно, что сервис вышел не в свое время.

Но Google Reader прежде никто даже не пытался хоронить. Интернет-пользователи разделились на два лагеря — на тех, кто первый раз услышали об этой RSS-читалке, и на тех, кто крайне возмутился ее грядущим отключением. Последние стали создавать онлайн-петиции с требованием оставить в покое Reader, самую популярную из которых подписало более 56 тысяч человек за первые сутки, а еще одну — более 20 тысяч. Кто-то даже оставил заявку на специализированном сайте Белого дома (администрация Барака Обамы должна рассматривать петиции, набравшие более 100 тысяч голосов). Ее, правда, быстро удалили, так как власти не могут влиять на решения частной компании.

На фоне этой волны гнева нашлись и те, кто встретил известие о грядущей кончине Google Reader с радостью. Колумнист TechCrunch Эмджи Сиглер (MG Siegler) в твиттере троллил читателей, утверждая, что RSS давно мертв, поэтому ничего плохого в решении Google нет (правда, он в шутку возмутился назначенным на март удалением плагина Cloud Connect, позволяющего хранить файлы Microsoft Office в «облаке»). Примерно о том же написал в своей заметке для TechCrunch и Дрю Оланофф.

Google объяснила, что «убивает» Reader по двум причинам: во-первых, в последние годы пользователи очень мало им пользуются, а во-вторых, компания хочет сосредоточиться на основных своих проектах. Аргументация, надо сказать, довольно жидкая. Например, BuzzFeed указывает, что RSS-читалка генерирует гораздо больше трафика для сайтов-партнеров издания, чем соцсеть Google+, с которой корпорация возится (по общему впечатлению, безуспешно) уже полтора года. Намного более правдоподобным выглядит такое объяснение: на Google Reader денег толком не заработаешь (сервис существовал без рекламы), а это идет вразрез с бизнес-интересами корпорации.

Какими бы ни были истинные причины отказа от главной RSS-читалки планеты, с этим событием придется смириться. В конце-концов, вокруг много аналогов, на которые можно перейти в несколько кликов. Пусть они не такие удобные, а красивому и «современному» дизайну уделяют больше внимания, чем простоте и скорости использования. Стерпится-слюбится, деваться-то все равно некуда.

< Назад в рубрику