14 марта 25-летний житель Астрахани Александр Купцов решил привлечь к себе внимание. Он ворвался в колледж, где училась его девушка, и стал угрожать взорвать здание. Но, пожалуй, столько внимания Купцов все же не ожидал: к колледжу прибыли губернатор Астраханской области и руководство силовых ведомств, в районе объявили режим КТО. Растерянный «террорист» даже не знал, чего потребовать. Сначала он попросил пиццу и напиток, потом — валерьянку, а затем выдвинул нерешительные требования о джипе и 50 тысячах рублей... Тут-то его и задержали.
Купцов в прошлом служил в спецназе снайпером. После демобилизации получил небольшой срок за кражу. Примерно год назад он познакомился с 16-летней Татьяной Лихобадиной, учившейся в Волго-Каспийском морском рыбопромышленном колледже. Молодой человек предложил девушке уехать из города и вместе начать новую жизнь. Но Лихобадину эта романтическая идея не впечатлила. Волго-Каспийский колледж считается в Астрахани довольно-таки перспективным учебным заведением. Выпущенные из его стен технологи пищевой продукции, ихтиологи, бухгалтеры, судоводители и механики находят работу не только в родном городе, но и во всех рыбопромысловых бассейнах страны, а также за рубежом. Лихобадину ожидало не блестящее, но довольно благополучное и гарантированное будущее. Отказываться от него ради любовных приключений девушка не собиралась.
Как и многие романтики, Купцов не отнесся к отказу серьезно. Молодой человек решил, что должен просто проявить больше настойчивости. Он продолжал звонить Лихобадиной по телефону, а 14 марта решился на поступок, который, по его мнению, должен был возвысить его в глазах возлюбленной. Купцов взял игрушечный пистолет, прикрутил к деревянной коробке антенну и отправился в колледж. На входе он пригрозил пистолетом вахтерше Жанне Корошевой и потребовал отвести его в аудиторию английского языка, где, по его сведениям, в это время находилась Лихобадина. Вахтерша провела «террориста» на третий этаж и показала аудиторию. Купцов позволил покинуть помещение всем, кроме Корошевой, Лихобадиной, ее подруги Александры Половенковой и преподавателя Людмилы Шапошниковой. Их он объявил своими заложницами. Купцов соврал, что может взорвать коробку в любой момент.
Когда к колледжу прибыли полицейские, молодой человек выдвинул требования: он попросил привезти ему пиццу и напиток (по одним данным, «Пепси-колу», по другим данным — энергетик, по третьей версии — энергетик и две бутылки минеральной воды). Требование было выполнено: в колледж привезли пиццу и «Спрайт». В обмен Купцов отпустил пожилую Шапошникову. Остальные заложницы остались с ним.
Тем временем около здания колледжа происходило нечто невообразимое. Астрахань, к счастью, довольно-таки тихий город. Однако нельзя сказать, что тема терроризма астраханцев совсем не волнует: в 2011 году там был предотвращен достаточно серьезный теракт. Что это означает? Местные власти и силовые структуры активно готовятся отражать террористическую угрозу, но на практике им никак не удается проверить свои навыки. Понятно, что предложение Купцова «поиграться в войнушку» было воспринято на ура.
К рыбопромышленному колледжу подогнали БТР и вертолет. Территорию оцепил спецназ. Людей из колледжа эвакуировали (впрочем, не всех: по свидетельству журналистов, некоторые педагоги не восприняли ситуацию серьезно, отказались покидать учебную часть и спокойно отвечали на телефонные звонки в разгар событий). В Кировском районе Астрахани объявили режим контртеррористической операции. На место происшествия прибыли губернатор Астраханской области Александр Жилкин, областной министр образования Виталий Гутман, руководство региональных управлений МВД, прокуратуры, ФСБ и Следственного комитета, представители мэрии Астрахани, оперативная группа МЧС, расчеты двух городских пожарных частей и машины скорой помощи. Переговоры с террористом по телефону одной из заложниц вел лично глава УМВД Астрахани. Пресс-служба МВД оперативно отчитывалась о ходе операции и публиковала множество фотографий.
Резко оживились городские политики: «шеиниты» (то есть поклонники депутата Олега Шеина) и «антишеиниты», сторонники и противники «Единой России», другие малые и большие группы. Они начали яростно обвинять друг друга; хвалить Купцова за «проверку боеготовности силовиков»; выражать сожаление, что вместо колледжа не захватили мэрию; ругать тех, кто требует захвата мэрии. Даже, казалось бы, столь далекий от Астрахани уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов не мог промолчать — ведь заложницам Лихобадиной и Половенковой по 17 лет, а значит, они еще в течение года будут считаться подопечными Астахова. Омбудсмен постарался первым опубликовать подробности о возрасте и национальности преступника.
Конечно, журналисты и блогеры тоже восприняли новость о захвате колледжа как «тему дня». Да и простые астраханцы отнеслись к происходящему с большим интересом: у колледжа быстро собралась толпа, которую не очень волновал режим КТО.
В ходе поедания пиццы Купцов оценил сложившуюся ситуацию и выдвинул следующее требование: молодому человеку срочно потребовалась валерьянка. «Он был бледный, руки тряслись», — рассказал журналистам источник в правоохранительных органах. Затем «террорист» попытался обеспечить себе пути отхода. Купцов потребовал, чтобы ему предоставили джип, 50 тысяч рублей и возможность покинуть город.
Тем временем свои требования выдвинули заложницы. Лихобадина и Половенкова заявили, что хотят в туалет. Это была последняя капля для нервной системы Купцова. Когда он начал метаться у двери, пытаясь что-то придумать с туалетом, на него бросились спецназовцы. В этот момент нервы не выдержали уже у Лихобадиной. Она начала вести себя странно, что насторожило силовиков (в условиях, приближенных к боевым, банальная девичья истерика выглядит не так уж невинно). В СМИ попала видеозапись, на которой видно, как девушка (одетая не особенно строго) вырывается из рук озадаченных спецназовцев. Наконец их вывел из ступора чей-то крик: «Что стоим, вяжем ее!» После этого девушку повалили на пол и надели наручники.
Купцова увезли в Следственный комитет. Лихобадину, судя по другой видеозаписи, никуда не повезли. С плачущей девушки сняли наручники в одной из аудиторий колледжа, приказав: «Сиди!» В итоге она получила в уголовном деле статус свидетеля.
Дело возбуждено по пунктам «г», «д», «ж» 206-й статьи УК РФ (захват двух и более заложников, в том числе несовершеннолетних, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия). Купцову грозит от шести до пятнадцати лет колонии. Такова позиция Следственного комитета. В МВД к молодому человеку отнеслись снисходительнее. Полицейские в неофициальных беседах с журналистами предлагают не воспринимать всерьез отчаянные выкрики Купцова о джипе и 50 тысячах рублей. По мнению полицейских, поскольку настоящих требований выдвинуто не было, дело можно переквалифицировать на 127-ю статью УК (незаконное лишение свободы). Наказание по этой статье (даже с учетом несовершеннолетия девушек и применения муляжей оружия) — лишение свободы на срок от трех до пяти лет либо принудительные работы.
В общем и целом все закончилось хорошо. Никто из заложников не пострадал. Губернатор Жилкин похвалил силовиков за хорошую работу, а глава регионального УМВД Григорий Кулик пообещал ходатайствовать о награждении участников спецоперации.
Что же касается самого «террориста»... По его собственному признанию, он затеял все это, потому что не мог больше оставаться в городе. При задержании молодой человек кричал, что «просто хотел выбраться из Астрахани». Если это правда — тогда его мечту можно считать исполненной. Как минимум на несколько лет.