Экономика
12:56, 15 марта 2013

Вторая жизнь Как будут реформированы пенсионные накопления россиян

Кирилл Сугробов
Пенсионеры получают пенсию на почте
Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ

В рамках большой пенсионной реформы в России власти решили изменить правила формирования пенсионных накоплений граждан. Необходимость мини-реформы связана с тем, что более чем за десять лет своего существования система пенсионных накоплений показала себя не очень хорошо — по крайней мере если судить по доходам будущих пенсионеров. Насколько к новым изменения готовы рынок и сами власти, пока непонятно.

Самым обсуждаемым «пенсионным» вопросом прошлого года стало сокращения обязательного накопительного компонента, введенного в 2002 году. Поскольку самой главной целью идущей в России пенсионной реформы является уменьшение дефицита пенсионного фонда, накопительный компонент оказался удобной мишенью. Опубликованная в октябре прошлого года стратегия развития пенсионной системы предполагала, что накопительный компонент сократят в три раза.

Против такого шага выступили банки, негосударственные пенсионные фонды, часть предпринимателей, ученых и экспертов. В итоге накопительные пенсии удалось отстоять: в конце 2012 года президент Владимир Путин заявил, что у граждан должно быть право в течение 2013 года выбрать, хотят ли они сохранить за собой накопительную часть. В январе он добавил, что такое право должно сохраниться и в будущем. 15 февраля в Министерстве труда, ответственном за пенсионную реформу, заявили, что намерены выделить обязательный накопительный компонент в отдельную пенсию. Другими словами, чиновники предложили россиянам получать две пенсии вместо одной: накопительную и солидарную.

В настоящее время оба компонента объединены в одну пенсию. Работодатели обязаны начислять на зарплаты россиян 22 процента, которые направляются в Пенсионный фонд. 16 процентов из них тратятся на текущие выплаты пенсионерам и формируют пенсионный капитал работающих граждан. После выхода россиянина на пенсию от размера этого капитала будут зависеть уже его пенсионные выплаты. Так работает солидарная часть. Накопительная часть, формирующаяся за счет оставшихся в пенсионном фонде шести процентов, размещается на персональных счетах. Граждане могут передать ее в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании, чтобы увеличить ее размер. Выплачиваются накопленные средства после выхода на пенсию; кроме того, граждане могут передавать их по наследству. Именно эту накопительную часть изначально предлагалось сократить с шести до двух процентов.

В декабре 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев объяснял сокращение накопительного компонента тем, что в большинстве стран (он привел в пример Германию) обязательной является только солидарная часть, а на прибавку к пенсии граждане копят самостоятельно. Это не единственное объяснение. Так, в Минтруда обращали внимание, что за 10 лет выплаты по солидарной части росли быстрее накопительного компонента (в первую очередь, это связано с тем, что доходность накоплений оказалась ниже темпов роста зарплат у населения). Хотя в итоге и было принято решение о сохранении накопительного компонента для тех, кто захочет остаться в системе, правила его формирования не изменились. И в начале 2013 года правительство, похоже, решило их поправить.

Маленький процент

В изменениях заинтересованы не только чиновники, но и сами участники рынка. В четверг, 14 марта, в Москве состоялась конференция под названием «Пенсионные накопления — стратегический ресурс для развития российской экономики», организованная Национальной ассоциацией НПФ. С президиума участники говорили о том, что у российской накопительной системы откроется «второе дыхание», правда, в кулуарах констатировали, что пока слишком многие правила игры непонятны.

У российской накопительной системы два недостатка, которые сразу бросаются в глаза: небольшое количество активных участников и ее низкая доходность, которая при относительно высокой (по сравнению с развитыми странами) инфляции сильно снижает желание россиян откладывать на пенсию. В 2012 году объем пенсионных средств в ВЭБе составлял 1,63 триллиона против 600 миллиардов у НПФ. На начало 2013 года своими пенсионными накоплениями активно распорядился (перевел в НПФ или управляющие компании) только 21 миллион человек, что составляет всего четверть от всех участников пенсионной системы РФ. Остальные остались так называемыми «молчунами». Правда, только за прошлый год их число сократилось почти на семь миллионов человек.

Средствами «молчунов» управляет госкорпорация ВЭБ, которая инвестирует их в консервативные инструменты, в первую очередь в государственные долговые бумаги. С самого начала подобная деятельность ВЭБа планировалась как временная до тех пор, пока подавляющее большинство россиян не переведут средства в НПФ. Но последние годы показали, что вложения в НПФ далеко не всегда дают больший доход, притом что они являются более рисковыми.

Так, по итогам 2012 года доходность инвестированных в ВЭБе пенсионных накоплений составила 9,1 процента, что в 1,4 раза больше прошлогодней инфляции. Данных за 2012 год по негосударственным пенсионным фондам пока нет, так как они традиционно раскрывают свои результаты позже ВЭБа. В настоящее время раскрыта доходность только девяти фондов, и в среднем она составляет около шести процентов, в полтора раза ниже, чем у ВЭБа. По данным Investfunds на сентябрь прошлого года, порог в девять процентов (результат ВЭБа) смогли перешагнуть только 16 фондов из 58-ми. Лучший показатель — 12,82 процента.

В то же время сама по себе накопительная система имеет ряд преимуществ перед солидарной. Во-первых, если солидарная система — это ничем не подкрепленные обязательства государства, то накопительная представляет из себя реальные активы (ценные бумаги или депозиты в банках). В условиях, когда численность пенсионеров стремительно приближается к числу работающих граждан, солидарная система становится слишком обременительной (о том, к чему приведет старение населения в России, «Лента.ру» подробно уже писала).

Профессор ВШЭ и бывший сенатор Александр Починок, выступая на конференции 14 марта, обратил внимание еще на одну причину возможного коллапса солидарной пенсионной системы. По его мнению, многие граждане современных государств вообще выпадают из пенсионных структур, так как предпочитают неформальную занятость. Таким образом, страны теряют миллионы налогоплательщиков и участников пенсионных систем; следовательно, солидарную систему становится все тяжелее содержать. Очевидно, что в таких условиях роль накопительной пенсии растет.

По аналогии с банками

Первый шаг, который намерено предпринять правительство для модернизации накопительного компонента, — его страхование от убыточности. Поскольку НПФ инвестируют пенсионные средства в ценные бумаги, которые иногда имеют свойство падать в цене, результаты вложений могут быть отрицательными. Предполагается, что этим займется Агентство по страхованию вкладов, которое уже ведет похожую деятельность с банковскими депозитами.

В рамках АСВ планируется создать специальный страховой фонд. Если после выхода гражданина на пенсию окажется, что за трудовую деятельность он внес в накопительную часть больше, чем стало в результате инвестирования, разница будет компенсирована из гарантийного фонда. Как пояснил в ходе конференции замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ростислав Кокорев, фонд планируется наполнять за счет накоплений самих граждан. По расчетам ведомства, речь идет о сумме в 0,025-0,05 процента от всех пенсионных накоплений. Кокорев добавил, что в идеале государство должно гарантировать определенную доходность, но на начальном этапе планируется хотя бы «гарантировать ноль».

Кроме того, государство решило «закрепить» россиян за пенсионными фондами. Пакет законопроектов, изменяющий правила работы НПФ, Министерство финансов опубликовало еще 1 марта. Сейчас граждане могут менять управляющую компанию для своих пенсионных накоплений не чаще раза в год, что, по мнению чиновников, порождает мошенничество и убытки НПФ. Поэтому участникам накопительной системы разрешат менять НПФ раз в пять лет. Следовательно, если средства в одном фонде по итогам года показали хороший доход, то сразу же «зафиксировать прибыль» и перевести деньги в более консервативный НПФ будет нельзя.

Тот же пакет документов предусматривает, что наряду с НПФ управлять пенсионными накоплениями смогут страховые компании. Им будет необходимо получать лицензию и вступать в саморегулируемые организации. Банки, которым также обещали часть пенсионных накоплений, участвовать в системе не смогут. Тем не менее они остаются потенциальными конкурентами НПФ. Кокорев обращает внимание, что в настоящее время в портфелях НПФ все большую долю занимают банковские депозиты. «Это путь в никуда. Вскоре таким образом у государства может появиться вопрос, а зачем нужны НПФ, если можно вменить обязанность брать накопления граждан и выплачивать в пенсии. Поэтому НПФ должны инвестировать в другие инструменты», — отмечает Кокорев.

Пенсия в виде шпал

Еще одна инновация, с помощью которой власти планируют улучшить управление пенсионными накоплениями, — расширение инструментов для вложений пенсионных денег. В настоящее время НПФ могут вкладывать средства россиян только в низкорисковые инструменты и «голубые фишки» (акции наиболее крупных и стабильных компаний, таких как «Газпром»). Традиционно такие ценные бумаги имеют меньшую доходность, чем рисковые.

Согласно разработанному Минфином пакету документов, НПФ смогут предлагать гражданам четыре инвестиционные программы. Первая подразумевает, что клиент фонда ежемесячно в течение определенного срока перечисляет ему определенную сумму, а после выхода на пенсию будет также ежемесячно получать фиксированный доход. В этой программе НПФ будут обязаны гарантировать гражданам определенную доходность их накоплений.

Вторая программа предусматривает, что средства гражданина будут инвестированы в более рисковые инструменты. Следовательно, их доходность может быть выше, но она не будет гарантированной. Третья программа представляет из себя комбинирование первых двух. Четвертая (пенсионный аннуитет) предусматривает, что клиент НПФ вносит в фонд единоразовый платеж, а после выхода на пенсию будет получать ежемесячные выплаты. Однако пока неизвестно, в какие именно «более рисковые» инструменты все же разрешат инвестировать НПФ.

Одним из самых обсуждаемых в последнее время инструментов являются инфраструктурные облигации. Такие долговые бумаги выпускают компании, строящие инфраструктурные объекты: мосты, дороги или железнодорожные пути. Президент Владимир Путин неоднократно призывал использовать пенсионные деньги таким образом. Он также обещал в 2013 году выделить на инфраструктурные облигации 100 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния, предназначенного для балансирования пенсионной системы. ВЭБ самостоятельно уже инвестирует в инфраструктурные облигации РЖД, Федеральной сетевой компании; в 2013 году он намерен направить на эти цели 200-300 миллиардов.

Однако, как в системе будут участвовать НПФ, пока непонятно. Сразу возникает вопрос о том, каким образом из облигаций будет возникать доход. По словам Кокорева, в отношении тех проектов, которые позволяют напрямую получать деньги (например, платная дорога), вопросов не возникает. Но есть большое количество некоммерческих инфраструктурных проектов, и НПФ вряд ли будут «закапывать деньги в землю или шпалы и потом платить пенсии землей или шпалами», отметил Кокорев.

С другой стороны, вокруг таких проектов возникают новые компании, которые увеличивают доходы бюджета, и теоретически эти доходы могли бы покрывать инфраструктурные облигации. Например, речь идет о железной дороге, вокруг которой могут появиться различные предприятия. Система учета того, насколько выросли доходы бюджета непосредственно благодаря железной дороге, очень сложна. В то же время можно «примерно считать», что около 30 процентов налогов собирается именно благодаря объекту. Но такие обсуждения находятся «в зачаточном состоянии», заключил Кокорев.

Пока складывается впечатление, что бенефициары пенсионных систем исходят не столько из интересов застрахованных лиц, сколько из возможностей использования пенсионных средств в важных направлениях, считает глава Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. В кулуарах конференции 12 марта участники отмечали, что на самом деле не исключено, что государству гораздо больше хочется направить дополнительные деньги на инфраструктуру, нежели обеспечить за счет подобных проектов пенсии россиян.

«Вряд ли это все скоро заработает», — заявил «Ленте.ру» один из участников конференции. По его словам, очень многие инфраструктурные проекты в настоящее время не проработаны с финансовой точки зрения, поэтому превратить их в реальные инструменты получится не скоро. «Не стоит забывать, что горизонт планирования чиновника — срок его пребывания в кресле государственного служащего, — говорит он. — Крупные инвестпроекты за счет пенсионных средств можно развернуть сейчас, а пенсии нужно будет выплачивать лет через 20-30, когда конкретного чиновника в кресле уже не будет».

< Назад в рубрику