В Рязанской области 14 октября пройдут первые с 2004 года прямые выборы губернатора. Фаворит - исполняющий обязанности главы региона Олег Ковалев, выдвиженец "Единой России" - чувствует себя не очень уверенно. Именно с Рязанью связан пока самый громкий региональный политический скандал нынешнего сезона: свою кандидатуру (не без участия Москвы) с выборов снял Игорь Морозов, которого считали реальным претендентом на победу. Не просто снял, но еще и призвал голосовать за Ковалева - своего оппонента. В городе почти нет наглядной агитации, тема выборов - не главная в местных СМИ. Похоже, от прямых выборов отвыкли и кандидаты, и избиратели.
В местном министерстве печати и массовых коммуникаций "Ленте.ру" заявили, что у и. о. губернатора Олега Ковалева чрезвычайно плотный график, в котором и минуты лишней нет. Поэтому временем для разговоров с журналистами Ковалев не располагает. Судя по газетам и телевидению, и. о. губернатора действительно занят. Он принял участие в церемонии открытия международного фестиваля профессиональных народных хоров (сказал, слегка запинаясь, что ему особенно приятно, что именно в Рязани такой фестиваль проходит). А также провел заседание правительства области. "В мой адрес поступили сигналы, что в ряде школ и детских садов с родителей собирают деньги на какие-то нужды, - заявил на заседании Ковалев, продемонстрировав завидную осведомленность. - Хочу предупредить всех: никаких поборов в учебных заведениях быть не должно".
В пресс-службе местной "Единой России" сообщили, что выборы комментировать не будут. На вопрос, почему, ответили просто: "А вот так". В министерстве печати же предложили позвонить в избирательный штаб Ковалева, только предупредили, они не знают номера его телефона. "Нам же по закону нельзя в этом штабе работать", - отметили в министерстве. Все рязанские политики и журналисты весело смеялись, услышав эту историю. Они убеждены, что правительство области - это и есть реальный предвыборный штаб Ковалева.
Как известно, в июле 2012 года губернатор Ковалев подал в отставку, чтобы победить на прямых выборах. Однако статус и. о. ему явно не нравится: в лояльных СМИ для него даже придумали должность "глава рязанского региона", так и называют. Ковалев выиграл праймериз, проводившиеся "Единой Россией", хотя после этого в местных политических кругах ходили слухи, будто лидировал на праймериз на самом деле не Ковалев, а депутат облдумы Сергей Сальников. Впрочем, самой большой неприятностью для Ковалева стало выдвижение от "Патриотов России" Игоря Морозова - человека в Рязани известного, представлявшего область и в Совете Федерации, и в Госдуме.
После регистрации Морозова Ковалев якобы запаниковал и обратился к покровителям в федеральной "Единой России". Итог известен: как сообщала "Лента.ру", Морозов на пресс-конференции в присутствии лидера "Патриотов России" Геннадия Семигина и секретаря президиума генсовета "Единой России" Сергея Неверова не просто отказался баллотироваться на пост губернатора - он призвал своих сторонников голосовать за Ковалева. "Многие почувствовали себя обманутыми", - деликатно формулирует второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рябко. "Избирателей просто офоршмачили", - прямо говорит известный рязанский политолог Владимир Авдонин.
От Морозова на этих выборах остались только свежезаведенные аккаунты в социальных сетях, да сайт, где говорится, что было принято "непростое решение". И вроде как - лично Морозовым, но "на уровне партий, на уровне штаба". Причем Морозов не был оппозиционным кандидатом - "Патриоты России" входили в состав "Общероссийского народного фронта". Но он был популярным местным политиком против не сумевшего набрать должный авторитет назначенца-варяга (Ковалев из Московской области, к Рязани до губернаторства отношения не имел). Для дисквалификации этого оказалось достаточно.
И еще одна деталь: вскоре после той пресс-конференции в отпуск до середины октября 2012 года (а фактически - в отставку) был отправлен министр по делам территориальных образований области Владимир Кравчук. Это человек, отвечавший за результаты голосования на федеральных выборах в районах области. Его уход накануне выборов губернаторских выглядит совершенно нелогично, если не считать того, что Кравчук когда-то служил вместе с Морозовым. А значит, еще не известно, кому и какой результат он бы обеспечил.
Отказ Морозова баллотироваться особенно выгоден коммунистам. Их кандидат, депутат Госдумы Владимир Федоткин идет на выборы под лозунгом: "Мой принцип - сам не ворую и другим не позволю". Сильный лозунг, многое говорящий о репутации профессии политика среди простых людей. Коммунисты, впрочем, утверждают, что у них свой план, который бы они реализовали вне зависимости от участия Морозова в выборах. План простой, буквально арифметический. Федоткин говорит корреспонденту "Ленты.ру", что когда область возглавлял коммунист Вячеслав Любимов, а сам Федоткин был спикером облдумы, долги субъекта Федерации сократились до нуля. После губернатора Георгия Шпака осталось три миллиарда рублей госдолга, а сейчас он составляет 16 миллиардов. "Да если в рублевых монетах такое представить - это получится 87-километровая вереница "Камазов". Я считал", - добавляет Евгений Рябко. В штабе Федоткина он главный по идеологии.
Я спрашиваю Федоткина, будут ли выборы губернатора честными. "Скорее всего, будут подтасовки", - говорит Федоткин. Спрашиваю, начнутся ли тогда митинги протеста в Рязани. "Ну зачем мы сразу забегаем вперед", - осторожно отвечает он.
Выясняю у коммунистов, а затем и у всех остальных кандидатов, что они думают об Олеге Ковалеве. Все яростные политические оппоненты давно друг с другом знакомы и между собой на "ты". И все они обязательно оговариваются: "Ну, о его чисто человеческих качествах я могу сказать только хорошее". Это такая характерная особенность политической жизни небольших городов. Есть вещи, о которых не надо говорить вслух, потому что никогда нельзя выносить сор из избы. Ведь выборы пройдут, а в этой избе еще жить и жить. Тайны небольших городов не должны выходить за их пределы. Ковалев - единственный участвующий в этих выборах варяг, он должен быть благодарен за то, что его оппоненты придерживаются такой позиции.
"Я бы обыграл Ковалева на этих выборах", - говорит руководитель рязанского отделения "Справедливой России" Владимир Крымский. Его можно назвать главным неудачником этой предвыборной кампании. Генерал-майор в отставке, восемь лет руководивший знаменитым училищем ВДВ, выдвинул свою кандидатуру, но не смог собрать подписи муниципальных и сельских депутатов. "Этот фильтр для меня был придуман", - настаивает он. У эсеров своих депутатов по области - всего 16 из более чем трех тысяч. После того как не удалось собрать подписи, Крымский заявил, что поддержит Морозова - и это был второй его провал.
Однако совсем выключаться из кампании Крымский не собирается. Мы сидим в его компактном "Мерседесе", Крымский отправил водителя погулять и рассказывает, что на честных выборах Ковалев бы уступил ему и коммунисту Федоткину, борясь за четвертое место с кандидатом от ЛДПР Александром Шериным. Теперь же, по его прогнозу, Ковалев победит в первом туре с немалым количеством подтасовок. "Нас обманули и предали", - говорит генерал-майор в отставке. Остальных соперников Ковалева он считает "договороспособными" с властью: "Ну что это такое, когда кандидат в губернаторы Ковалев в эфире всех телеканалов вручает своему сопернику Федоткину значок "За заслуги перед Рязанской областью"? Это что, соперничество?!"
Крымский подумывает за оставшиеся перед голосованием дни провести кампанию "Голосуй за любого, кроме Ковалева", но окончательное решение - за отделением партии. Оно пока не принято. "Неожиданности еще будут", - обещает Крымский.
Партия ЛДПР, как, впрочем, и всегда, играет на этих выборах несколько ярмарочную роль. Кандидата в губернаторы от ЛДПР - десантника и депутата облдумы Александра Шерина - я встречаю во дворе дома, где расположен партийный офис. Шерин тушит сигарету и говорит: "Только не пиши, что я курю, мне перед избирателями надо молодцом быть!" Мы идем в его кабинет, где висят портреты Владимира Жириновского, футболиста Дмитрия Аленичева, а также демотиватор - хор в народных костюмах и подпись: "Осторожно, русские националисты!".
Спустя полчаса за Шерина был готов голосовать даже я. Он сделал решительно все, чтобы понравиться. Зазвал в кабинет двух ходоков из далекого сельского поселения. Ходоки пожаловались, что платят за воду неизвестно кому, Шерин тут же сказал, что напишет запрос в прокуратуру, вот только с главой поселения поговорит. В ходе разговора выяснилось, что если платить не непонятно кому, а по закону, то произойдет следующее: селянам придется ставить счетчики за свои деньги, вода подорожает, а глава поселения, скорее всего, сядет за превышение полномочий и нецелевое расходование средств. Ходоки тут же сняли все претензии и с благодарностью ушли. "Вы мой мобильный телефон знаете, звоните, если что!" - крикнул им кандидат.
"У меня лозунг такой: вернем область людям, - говорит уже мне Шерин. - Чтобы было так: один день в неделю каждый житель области мог губернатору на мобильный позвонить. Даже если пьяные в кабаке друзьям похвастать решат: мол, на губернатора выход есть". Шансы свои на избрание он оценивает как хорошие и обещает превратить Рязанскую область в область-сад с некоторыми элементами Нью-Васюков. Шерин хочет построить аэропорт, обещает туристам-москвичам такие леса, охоту и рыбалку, что никакой Финляндии им не понадобится. Хочет добиться, чтобы в Рязани прошли матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году (хотя список городов утверждает только УЕФА и он еще будет сокращен, а Рязани там нет даже сейчас). Но если не добьется, то все равно звание культурной столицы Центрального федерального округа городу гарантировано. Шерин находит минуту нежно поговорить со своей женой (у них, кстати, три дочери), обещает какому-то поклоннику ЛДПР место своего помощника. А когда я его фотографирую, просит, чтобы в кадр не попал демотиватор.
Остальных борцов за губернаторское кресло - руководителя областного архива Александру Перехватову из "Правого дела", главврача поликлиники №2 Олега Нагибина ("Новая Россия") и начальницу Пенсионного фонда Клепиковского района области Светлану Косыреву - считают техническими кандидатами. Говорят даже, что подписи сельских депутатов за них собирали под присмотром областных чиновников. Перехватова, правда, настаивает, что лично объездила область, у нотариусов под дверями сидела. Она, похоже, единственный кандидат, которому пресловутый муниципальный фильтр для кандидатов даже понравился: погода хорошая, с людьми поговорила, за один из дней 750 километров по области намотала.
Олега Ковалева Перехватова, разумеется, тоже не критикует. "Видно, что человек старается", - говорит она. Рассказывает, что уже была депутатом гордумы и облдумы, хорошо знакома с Борисом Немцовым со времен совместного членства в СПС и критикует бывшего лидера Союза правых сил за отсутствие конструктивной программы: "Смотрела вот про последний ваш митинг 15 сентября (имеется в виду "Марш миллионов" - прим. "Ленты.ру"). Шесть часов продолжался - да это же с ума сойти! 45 минут - и хватит. Это я вам как заслуженный учитель говорю. И главное: выступили все, а конструктивных предложений как не было, так и нет".
В Рязанской области чуть более трех тысяч муниципальных и сельских депутатов. Из них более полутора тысяч подписались за Ковалева (притом что нужно собрать 241 подпись максимум, а подпись депутат имеет право отдать только за одного кандидата). Крымский из "Справедливой России" получил лишь около 70 подписей (что в условиях тотального превосходства "Единой России" он считает фактом, достойным книги рекордов Гинесса). Жириновец Шерин намекнул в разговоре, что обращался за помощью к московскому руководству ЛДПР и умолчал, что когда ситуация со сбором подписей у него стала критической, он даже митинг организовал в Рязани. Наконец, бывший главный конкурент Ковалева Игорь Морозов, по данным рязанского приложения к "Новой газете", оплачивал отдых сборщиков подписей и нотариусов в Анапе и Абхазии. Коммунист Федоткин подписи собрал спокойно, но еще больше убедился, по его собственным словам, что этот фильтр - "отсев неугодных".
Меньше чем за месяц до выборов в городе почти нет никакой агитации. СМИ пишут о гонке как-то походя. За исключением "Новой газеты". Мы сидим в кафе с заместителем главного редактора регионального приложения к изданию Романом Сивцовым. У него в руках папка с ответами и возражениями на замечания облизбиркома и отделения Роскомнадзора в адрес газеты. Обвиняют в предвзятом освещении выборов и подозревают в скрытой агитации. Все заявления подписаны студенткой, активисткой "Молодой гвардии Единой России" Олесей Финансовой. "То есть она вас читает, а потом строчит в облизбирком?" - спрашиваю у Сивцова. "Не совсем, - отвечает он. - Предполагаю, что она приходит в избирком и подписывает уже готовые заявления. Любят нас там".
Сивцов предполагает, что масштабы фальсификаций на выборах будут впечатляющими. По его словам, на президентских выборах в пользу Владимира Путина в Рязанской области переписали до 10 процентов голосов, поданных, в основном, за Михаила Прохорова. Ковалеву же понадобится больше - по популярности он явно не Путин. Были иски в суд, но без толку. По 48 участкам суд запросил у Минкомсвязи записи с веб-камер, однако ведомство прислало видео голосования, а не подсчета голосов, и дела развалились. "Еще одно наше рязанское ноу-хау - это фальшивые печати участковых комиссий, - рассказывает Сивцов. - Печать почти неотличима - звездочка вместо точки, например. И этой печатью заверяют протоколы для наблюдателей. Потом они идут в суд, а им говорят: что это у вас за бумажки сомнительные вместо протоколов".
"Это четвертые по счету рязанские [губернаторские] выборы, первые три прошли в два тура. Думаю, так должно быть и сейчас, - рассуждает рязанский политолог Владимир Авдонин. - Во втором туре будут бороться Ковалев и Федоткин. Но если власть, закусив удила, будет рисовать Ковалеву победу в первом туре, масштаб нарушений я и представить боюсь".