Экономика
18:09, 20 марта 2013

Нефть Даст Денег Зачем нефтяникам новый налог на добавленный доход

Кирилл Сугробов
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Нефтяная компания «Башнефть» предложила Минэнерго провести эксперимент с налогом на добавленный доход. Нефтяники и чиновники надеются, что за счет реформы удастся предотвратить падение добычи углеводородов в стране. Если в правительстве согласятся на предложения нефтяных компаний, это будет уже вторая крупная реформа системы налогообложения нефтяной отрасли за последние несколько лет.

Во вторник, 19 марта, на Национальном нефтегазовом конгрессе президент «Башнефти» Александр Корсик выступил с предложением провести эксперимент с налогом на добавленный доход (НДД) на нескольких месторождениях компании в Башкирии, отметив при этом, что «риски небольшие». Присутствовавший на мероприятии министр энергетики Александр Новак заявил в ответ, что его ведомство «готово создать прецедент», но добавил, что для эксперимента нужна консолидированная позиция Минэнерго и Минфина.

По словам Новака, методология НДД может быть разработана к концу текущего года, а ее тестирование может начаться в первые месяцы 2014-го. Министр энергетики уточнил при этом, что ведомство поддерживает пробное введение НДД не только на некоторых отдельных месторождениях, но и в целом по компании. Кроме того, к эксперименту, по его мнению, может присоединиться и «Лукойл».

Минэнерго предлагает перейти на НДД уже давно — с 2010 года. Однако остальные чиновники с решениями пока не торопятся. Их сомнения понятны: налоги от нефтегазовой отрасли являются основным источником доходов российского бюджета, и эксперименты с системой налогообложения могут быть достаточно опасны. Тем более что совсем недавно систему налогов и сборов для нефтяных компаний государство уже пересматривало.

Старая система

В настоящее время в России применяются два способа получения так называемой «ресурсной ренты» от нефтегазовых компаний — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины.

Первый взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки. Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости. В отношении нефти и газа действуют специфические ставки — корпорации платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов.

В газовой отрасли на ближайшие несколько лет в планы правительства входит поэтапное повышение НДПИ, что позволит изымать до 80 процентов сверхдоходов «Газпрома». Если с 1 июля 2013 года налог для «Газпрома» составит 622 рубля за тысячу кубометров, то в 2015 году он вырастет до 788 рублей. При этом для независимых поставщиков газа (таких как «Новатэк») ставки будут на 30-35 процентов ниже, чем для газовой монополии. Что же касается нефтяного НДПИ, то его резко повышать не планируется. Напротив, правительство активно снижает налог для новых месторождений и трудноизвлекаемой нефти.

Второй инструмент — таможенные пошлины — используется в том случае, если добытые в России ресурсы вывозятся за рубеж. Последний раз система нефтяных пошлин в России была пересмотрена в октябре 2011 года, когда была введена формула «60-66». Новую систему внедряли для того, чтобы поддержать рост добычи нефти и инвестиций в отрасль, а также стимулировать переработку сырых углеводородов.

Согласно формуле, ставки на нефтепродукты закреплены на уровне в 66 процентов от ставок для сырой нефти, а ставки для бензина — на уровне в 90 процентов. При этом ставки для сырой нефти были несколько снижены. Предполагалось, что в результате уменьшения ставок удастся сделать добычу нефти более выгодной.

Пока чиновники весьма осторожны в оценке эффективности новой системы пошлин. 19 марта Александр Новак заявил, что, по подсчетам Минэнерго, введение формулы «60-66» позволило увеличить инвестиции в нефтяную отрасль в 2012 году на 14,5 процента — до 835 миллиардов рублей. Вложения в переработку нефти выросли на 25 процентов, а в бурение скважин — на девять процентов. Но эффект для бюджета пока оказался нулевым, потери от формулы «60-66» только за первые пять месяцев после ее введения в Минфине оценивали в 55 миллиардов рублей.

Новая система

Вместо латания дыр в старой системе Россия может перейти на новый способ налогообложения — НДД. В отличие от таможенных пошлин и НДПИ, налогом на добавленный доход облагается не вся выручка компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат. НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Предполагается, что доходы бюджета измениться не должны, при этом новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями.

В Минэнерго, главном идеологе НДД, обращают внимание, что новый налог позволяет автоматически сделать ставки для новых месторождений ниже: на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин — низкие. Но после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе. То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.

Чиновники министерства неоднократно отмечали, что в России налоги на нефтяной сектор выше, чем в других странах: нефтяники отдают в виде налогов почти половину чистой прибыли. В середине 2012 года Александр Новак говорил, что если система налогообложения не будет изменена, в течение 20-30 лет ближайших лет в России будет добыто всего 11 миллиардов тонн нефти против потенциальных 22 миллиардов тонн. Этот же аргумент приводят и поддерживающие налог нефтяные компании. В первую очередь, речь идет о «Лукойле», в котором неоднократно высказывались за переход к НДД.

Противники НДД обращают внимание, что его очень сложно администрировать, в то время как система взимания НДПИ и таможенных пошлин проста и понятна. Еще один аргумент против немедленного перехода на НДД есть у Минфина. Заместитель главы ведомства Сергей Шаталов заявлял, что перехода на новую систему не будет до тех пор, пока не станут понятными результаты введения пошлины «60-66», и отмечал, что введение НДД — это не ближайшая перспектива. При этом еще в 2010 году в Минфине переход на новую систему поддерживали, отмечая, что НДД может быть введен уже в 2012 году.

Так или иначе, но решение о переводе нефтяной отрасли на новый налог будет зависеть от успешности эксперимента с «Башнефтью». В то же время до сих пор нет комментариев от Федеральной налоговой службы, которой предстоит администрировать НДД. Не высказались и таможенники, в настоящее время собирающие экспортные пошлины на нефть. Если пошлины и НДПИ будут заменены на НДД, то роль ФТС в экономике России значительно упадет.

< Назад в рубрику