Россия
19:52, 25 марта 2013

Замечательно выходит «Охранников Кадырова» отпустили из СИЗО

Татьяна Зверинцева
«Охранники Кадырова», арестованный и отпущенный младший сержант Юнус Расухаджиев (крайний слева)

25 марта стало известно о том, что один из отделов центрального аппарата ФСБ почти в полном составе отказался выходить на работу в знак протеста. Силовики недовольны тем, что следствие отпустило из-под ареста нескольких сотрудников МВД Чечни, обвиняемых в похищении человека. Это не первый случай, когда дело людей, так или иначе связанных с главой республики Рамзаном Кадыровым, заканчивается без видимого результата.

За делом нескольких уроженцев Северного Кавказа, которых называют «личной охраной главы Чеченской республики Рамзана Кадырова», следят агентство «Росбалт» и «Новая газета». Оба издания ссылаются в основном на анонимные источники в спецслужбах. Официальные лица ситуацию почти не комментируют.

По информации «Новой», примерно 30 московских «охранников Кадырова» якобы базируются в «Президент-отеле». Они вооружены автоматами, пользуются правительственными средствами связи и спецпропусками. Отдел возглавляет советник Кадырова по безопасности Зелимхан Исраилов (он же Бислан Хакимов, он же Бес), по последним данным, имевший звание лейтенанта полиции. Впрочем, до конца неясно, можно ли считать, что эти люди официально зачислены в какой-то отдел. Известно лишь, что это сотрудники МВД Чечни, в документах которых говорится, что они занимаются «обеспечением оперативного прикрытия и личной безопасности главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова и членов его семьи». Что чеченские полицейские делают в Москве, пока Кадыров находится в Чечне — неизвестно.

Зелимхан Исраилов неоднократно упоминался в криминальных сводках. В 2007 году в драке с ним погиб москвич по фамилии Кочетков. Дело Исраилова вскоре было закрыто: следствие пришло к выводу, что Кочетков просто ударился головой о бордюр. В целом это напоминает историю со спортсменом Расулом Мирзаевым; при этом Исраилов не провел год в СИЗО, а пресса его делом почти не интересовалась. В 2008-м уже сам Бес получил ранения в столичном кафе. Вместе с ним был ранен сотрудник МВД Чечни Мусхаджи Мусулаев, а с другой стороны пострадали некие Мамедов и Никитин. Дело о перестрелке вскоре было закрыто. Наконец, в 2009-м Исраилова обвинили в нападении на водителя автобуса по фамилии Поршнев. Сообщалось, что глава охраны Кадырова в ходе дорожного конфликта ворвался в автобус и ранил водителя из пистолета. Расследование по этому делу также было прекращено, как и в двух предыдущих случаях.

В 2011 году у «охраны Кадырова» возник конфликт с членом банды угонщиков иномарок, уроженцем Грузии, который фигурирует под псевдонимом Григорий. Эту банду, по данным ФСБ, возглавляет уроженец Южной Осетии по кличке Валера Осетин. Группировка похищает в Москве «Лексусы» и «Порше» и перегоняет их на родину лидера, а также в Чечню, Дагестан и Кабардино-Балкарию. По информации источников «Новой», только за лето 2012 года группировка угнала 12 автомобилей.

«Новая» и «Росбалт» приводят множество версий о причинах конфликта. Согласно одной из них, «охрана Кадырова» предложила Осетину «крышу», но тот отказался. Переговорами с «охраной» занимался Григорий, который в итоге пострадал больше всех. Согласно другой версии, Григорий угнал «Лексус» у одного из чеченских силовиков, за что и был наказан. По третьей версии, Григорий подыскивал покупателей для «Лексуса», а «охрана Кадырова» решила получить машину бесплатно. Наконец, четвертая версия: после отсидки Григорий решил порвать с преступной средой. Но Осетин потребовал, чтобы подчиненный вернулся в банду, и выдал ему первое задание на угон «Лексуса». Григорий наотрез отказался, и Осетин попросил «охрану Кадырова» оказать на него воздействие.

Так или иначе, 23 августа 2011 года Григорий встретился с 10-12 чеченцами около торгового центра «Дарья» на Строгинском бульваре. Угонщика насильно затолкали в машину и увезли в поселок Мещерский, расположенный возле МКАД. Там его поместили в подвал дома предпринимателя по имени Наби, которого называют бывшим членом бандформирований. Похищенного приковали наручниками к железному столу, избили ломом и изнасиловали бильярдным кием. Похитители требовали, чтобы мужчина то ли угнал «Лексус», то ли вернул угнанный «Лексус», то ли бесплатно отдал продаваемый «Лексус», то ли убедил Осетина принять услуги «крыши». В любом случае Григорий не согласился выполнить их требования, и вскоре чеченцам показалось, что они забили его до смерти. Мужчину выбросили на обочине дороги в Строгино — там его обнаружили случайные прохожие.

Раненый был доставлен в больницу, врачам удалось спасти ему жизнь. В январе 2012 года Григорий вышел из больницы и обратился в правоохранительные органы. Через несколько дней были задержаны подозреваемые в похищении: сам Зелимхан Исраилов, его родственники или однофамильцы Адам и Хож-Ахмед Исраиловы, Джамбулат Махматмурзиев, Ибрагим Тагиров, Асланбек Темиров, Ахмед Дзамихов, Юнус Расухаджиев, Муслим Кайгаров и Михаил Рабуев. Представители «охраны Кадырова» — не все, но многие из них. Задержанным предъявили обвинения в нанесении тяжких телесных повреждений, похищении человека и вымогательстве. Некоторых, в том числе Беса, поместили под арест.

По информации «Новой», за фигурантов дела попытался вступиться влиятельный бывший сотрудник московского УБОПа Саид Ахмаев по кличке Бандюган. Затем к следователям, оперативникам и сотрудникам ФСБ обратились некие люди из Грозного, предложившие за закрытие дела 3,5 миллиона евро. Угрозы были проигнорированы, взятка отвергнута; дело передали в Первое управление по расследованию особо важных дел ГСУ Следственного комитета по Москве. Расследование стал контролировать лично глава СК Александр Бастрыкин.

После этого обвиняемые попытались действовать в правовом русле. Их адвокаты заявили, что часть фигурантов в день преступления находилась на свадьбе в Чечне, а часть — на похоронах в Кабардино-Балкарии. Были представлены соответствующие фотографии. Однако в итоге алиби не подтвердилось: оказалось, что фотографии сделаны год назад. Одновременно в правоохранительные органы поступило большое количество жалоб на «коррумпированных силовиков, сфабриковавших дело против невинных чеченцев». Обращения не были приняты во внимание.

Никого не впечатлила и серия публикаций агентства InterRight и издания «Наша версия», которые пытались защитить «мирных чеченцев» от «оборотней в погонах». Материал содержал альтернативную версию происшедшего: якобы силовики решили отнять бизнес у жены фигуранта дела Дзамихова, Лилии Бастене. Остальные обвиняемые, в соответствии с публикацией, попали в СИЗО фактически случайно, «за компанию» с Дзамиховым. Журналист издания «Преступная Россия», которому удалось побеседовать с пострадавшим Григорием, утверждает, что историю для «Нашей версии» и InterRight от начала до конца выдумал адвокат одного из подозреваемых.

Казалось, что на этот раз Бесу и его подчиненным не удастся избежать уголовной ответственности. Однако постепенно ситуация стала меняться. Сначала Бастрыкин перестал контролировать ход дела. Затем был уволен следователь Чингиз Бериков, занимавшийся расследованием. После этого Бес и еще четверо подозреваемых были освобождены под подписку о невыезде. Наконец, в феврале 2013 года дело передали из ГСУ по Москве в СУ по Центральному административному округу. После этого из-под ареста отпустили последних обвиняемых — следствие не стало обращаться в суд с ходатайством о продлении ареста.

А 25 марта «Новая» опубликовала развернутый материал, основанный на рассказе сотрудников ФСБ, которые занимались оперативным сопровождением дела. Фамилий сотрудников журналисты не раскрывают, однако уверяют, что сами они в личностях собеседников не сомневаются. Официально ФСБ эту информацию не комментирует.

Согласно статье, один из силовиков заявил: «Вы знаете, в тот день, когда отпустили последнего из них, мы напились всем отделом. А утром написали справку-меморандум на имя директора ФСБ». По словам собеседника «Новой», в ответ им сообщили, что некто «с самого верха» приказал «до окончания Олимпиады в Сочи окружение Кадырова не трогать». Оперативников это не устраивает. Они утверждают, что слишком много сил вложили в эту работу и не собираются ждать полтора года до окончания Олимпиады. «Лучше бы мы взятку взяли, которую нам предлагали», — посетовал один из собеседников газеты. Пока силовики почти всем отделом в знак протеста отказываются ходить на работу. В дальнейшем они готовы уволиться. «А может, нам голодовку объявить и повесить на Лубянке плакат?» — заявил один из протестующих силовиков.

Статья «Новой» завершается обращением к Рамзану Кадырову и Александру Бастрыкину с просьбой прокомментировать изложенные в ней факты. Пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов в ответ на это уже опроверг какую-либо связь обвиняемых в похищении с главой Чеченской республики. Пресс-секретарь Кадырова подчеркнул, что не может получить никаких комментариев у главы республики, потому что Кадыров не имеет привычки начинать утро с чтения «Новой газеты». Бастрыкин также ни с какими заявлениями по поводу «охранников Кадырова» не выступил, молчит пока и его пресс-служба.

Случай с «охраной Кадырова» стал далеко не первой громкой историей с участием людей, которых называют близкими к главе Чечни. Все эти истории заканчиваются, как правило, одинаково: вне зависимости от резонанса ни к каким реальным последствиям для фигурантов они не приводят.

Особенно удивительным это обстоятельство кажется на фоне целого ряда расследований и дел, связанных со многими влиятельными чиновниками России и их окружением. Достаточно вспомнить приближенных федерального министра, родственников главы северокавказской республики и даже руководителя одного из регионов. Кажется, среди высокопоставленных лиц страны нет более могущественного покровителя, нежели Рамзан Кадыров.

< Назад в рубрику