Россия
20:18, 20 июня 2012

Большой человек В Москве задержали чеченского миллионера по кличке Толстый

Татьяна Зверинцева

Вечером 18 июня на Кутузовском проспекте в Москве был задержан чеченский миллионер Адам Тарамов по кличке Толстый с четырьмя сопровождающими. Тарамов - представитель влиятельного семейства, предположительно связанного с криминалом и властью. На данный момент точно неизвестно, остается ли Тарамов под стражей. Поэтому неясно, решили его просто напугать или речь идет о серьезном преследовании.

В 2001 году главой Курчалоевского района Чечни был назначен Макал Тарамов, которого называли одним из людей, наиболее приближенных сначала к Ахмаду, а затем к Рамзану Кадырову. К слову, именно в Курчалоевском районе расположена малая родина Кадыровых - село Центорой. Тарамова называли активным сторонником Дудаева и Масхадова, его обвиняли в хищении средств из бюджета и связях с действующими боевиками. Во многих СМИ можно встретить упоминание о том, что Тарамов некогда заявил в эфире местного телевидения: "Федеральные войска скоро покинут территорию Чечни, и все будет по-старому... Мы как резали русских, так и будем резать". В ноябре 2003 года глава района ушел на пенсию.

У Тарамова есть несколько сыновей. Один из них, Саид, был убит в Твери в 2002 году. СМИ опубликовали "некрологи", в которых называли погибшего лидером этнической преступной группировки.

Другого сына главы района, Рамзана, также считают криминальным авторитетом. Впрочем, его нельзя назвать банальным гангстером. СМИ сообщали о связях Рамзана Тарамова с губернатором Тверской области Владимиром Платовым (занимал пост с 1995 по 2003 годы, в апреле 2012 скончался в возрасте 66 лет). В 1995 году Рамзан был арестован вместе с вице-губернатором Александром Степановым и начальником Тверского УБОПа Евгением Ройтманом. Их обвиняли в покушении на убийство, мошенничестве и взяточничестве. Однако через год Рамзана освободили, переведя в статус свидетеля. Источники сообщали, что власти пошли на этот шаг в обмен на освобождение из чеченского плена нескольких сотрудников ФСБ. После этого Рамзан отнюдь не "притих" - наоборот, по некоторым данным, он взял под контроль 60 процентов теневого бизнеса в Тверской области. Также он стал активно вкладывать деньги в легальный бизнес.

Третий сын главы района, Адам Тарамов, в девяностых годах стал долларовым миллионером. Насколько известно, он разбогател на продаже таможенного конфиската. Адам купил сочинский футбольный клуб "Жемчужина" (но затем узнал о тянущихся за клубом долгах и избавился от него). Адам вообще любит спорт - в частности, он был призером чемпионата мира по дзюдо. При этом он весит более 160 килограммов, его называют Толстяком (другое его прозвище - Плохиш). Когда надо доказать невиновность Адама в преступлениях, близкие выставляют его едва ли не инвалидом ("такой толстый человек не может совершать разбойные нападения", "такой толстый человек не может засунуть за пояс пистолет"). Однако судя по недавней видеозаписи, речь о которой впереди, лишний вес отнюдь не стесняет движения этого человека. Если уж на то пошло, он скорее гигант, нежели толстяк.

В апреле 2003 года "Российская газета" объявила Адама Тарамова участником крупной бандитской разборки в Москве. Адам подал на издание в суд, но проиграл.

А уже в сентябре 2003 года в Москве задержали Рамзана Тарамова, причем у него был изъят "Маузер". Впоследствии он получил шесть лет за махинации с бюджетными деньгами и нефтепродуктами, хотя до конца неясно, пришлось ли осужденному отбыть срок: некоторые источники утверждают, что благодаря связям отца Рамзану удалось выкрутиться и из этой неприятной истории.

В октябре 2003 года Адам Тарамов тоже был задержан. У него изъяли пистолет Макарова, наркотики и удостоверение помощника члена Совета Федерации Геннадия Широконосова (впоследствии Широконосов перешел на должность зампреда правительства Курской области, а в 2010 году вышел на пенсию). Адама подозревали ни много ни мало в финансировании терактов - взрывов московских жилых домов в 1999 году и захвата заложников на Дубровке в 2002 году. Предполагалось, что он дал боевикам один миллион долларов.

Но в итоге Адама сначала выпустили под подписку о невыезде, а затем признали виновным только в ношении оружия и дали два года колонии (из которых он отсидел чуть больше года). После вынесения приговора в СМИ появилась информация о том, что Адам якобы никак не связан ни с Макалом, ни с Рамзаном Тарамовыми. Сообщалось, что они лишь однофамильцы. Однако похоже, что это была разовая "информационная акция", приуроченная к конкретным событиям. Все последующие годы Макал, Рамзан и Адам снова упоминались исключительно как члены одной семьи.

Земляки Адама Тарамова на Кутузовском проспекте. Кадр телеканала РЕН ТВ
Lenta.ru

После освобождения из колонии Адам начал заниматься инвестированием средств в московский строительный бизнес. Дела у него шли хорошо, он жил в Москве и едва ли не каждый день ездил с охраной по Кутузовскому проспекту. По мнению некоторых аналитиков, именно это в конце концов вывело из себя сотрудников спецслужб. По Кутузовскому проспекту пролегают пути кортежей первых лиц государства. Спецслужбы не желали регулярно видеть там вооруженных чеченцев и попросили полицию решить этот вопрос. Сразу отметим, что версия достаточно шаткая: если бы ФСО желала, она наверняка могла бы "побеседовать" с Тарамовым без лишнего шума. Однако шум зачем-то понадобился. Зачем - вот вопрос, на который пока нет точного ответа.

Итак, поздно вечером 18 июня Адам Тарамов выехал из ресторана "Баку", где ужинал с большим количеством представителей чеченской диаспоры. Миллионер передвигался на двух автомобилях Toyota Land Cruiser (одна из них - без номеров) с водителями и охранниками - Адамом Касаевым, Барзани Дадаевым, Сергеем Басковым и Мамедом Тумаевым. Неподалеку от ресторана, напротив дома 32 по Кутузовскому проспекту, "Тойоты" были заблокированы двумя автомобилями, из которых выскочили люди в черной униформе и масках. Тарамова и его сопровождающих задержали, причем, как утверждает их адвокат, силовики избили чеченцев прикладами автоматов и найденными в "Тойотах" бейсбольными битами.

У задержанных изъяли вещество коричневого цвета, предположительно наркотическое, а также три пистолета: ТТ с глушителем, Glock и ПСМ (используемый как оружие оперативников правоохранительных органов и спецслужб, армейского генералитета и руководства силовых структур, а также как наградное оружие). По некоторым данным, впоследствии экспертиза показала, что номера пистолетов спилены. Более того, один из пистолетов (какой именно, не сообщается) при ближайшем рассмотрении оказался не тем, за что его сначала приняли, а SIG-Sauer.

Когда задержанных собрались везти в полицию, Тарамов и Касаев заявили, что не могут передвигаться из-за травм головы, и им пришлось вызвать врача. Из-за этого на Кутузовском было устроено целое представление. Раньше, чем медики, на место успели приехать представители диаспоры из ресторана "Баку", а также журналисты. Толпу сдерживало прибывшее подкрепление - 23 полицейских. Движение по Кутузовскому проспекту фактически замерло. Представители диаспоры кричали "Беспредел!", Тарамов вторил им: "Меня ограбили!". В толпе сновали чеченские дети, которые, видимо, были с родителями в ресторане. С Тарамовым пытался поговорить подозрительный мужчина с позолоченным пистолетом Стечкина за поясом. Когда журналисты спросили его о правомерности ношения оружия, он показал удостоверение сотрудника ФСБ. Впрочем, пистолет за поясом - это в любом случае не по уставу, да и просто опасно для самого владельца оружия. Журналисты записали имя странного мужчины: Тархан Курбанов.

Пистолет Стечкина на поясе одного из "сочувствующих" Тарамову. Кадр телеканала РЕН ТВ
Lenta.ru

Видеорепортаж канала РЕН ТВ с Кутузовского на следующий день был опубликован в интернете и обрел огромную популярность.

А 20 июня стало известно, что двое из пятерых задержанных освобождены. Кто именно, не сообщается. В отношении остальных троих возбудили дела о незаконном обороте оружия, одному из фигурантов грозит также обвинение в хранении наркотиков. Также проверяется информация о причастности задержанных к разбоям и грабежам. Естественно, главная интрига: освобожден ли Тарамов. Одно дело, если ему просто испортили вечер и потрепали нервы, и другое дело, если за него решили взяться более или менее серьезно. Оба варианта - важный сигнал для чеченского миллионера, но, конечно, мощность сигнала совершенно разная.

Аналитики тем временем укрепляются во мнении, что новый глава МВД Владимир Колокольцев решил всерьез взяться за "кавказскую тему". Об этом говорит и неожиданное задержание подозреваемых в мошенничестве родственников главы Кабардино-Балкарии, и штурм московского общежития, в котором проживали студенты из Чечни.

"Многие задались вопросом, не является ли это началом очередной кампании против чеченцев и лично Рамзана Кадырова", - пишет издание "Кавказская политика". По мнению авторов издания, кто-то пытается повторить сценарий девяностых годов, "когда выходцев с Чечни только по национальному признаку толпами сажали в тюрьмы". В заключение авторы туманно намекают: "Не стоит забывать, что времена нынче не те, и то, что успешно можно было осуществить тогда, сейчас может сильно аукнуться. И не только со стороны чеченцев".

А вот на сайте чеченского правительства, где обычно транслируются выступления Кадырова, до сих пор (16:00 20 июня) не появилось никакого заявления о событиях на Кутузовском.

< Назад в рубрику