Вечером в понедельник, 25 марта, британская полиция обнародовала первые результаты вскрытия тела Бориса Березовского. Патологоанатом пришел к предварительному выводу, что причиной смерти опального олигарха могло быть повешение. Признаков насильственной смерти нет. Между тем выясняется, что в последнее время Березовский был подавлен и тосковал по родине.
Отчет судмедэкспертизы представлен полицией Долины Темзы — это подразделение отвечает за поддержание порядка в графствах Беркшир, Бакингемшир и Оксфордшир. Место смерти Березовского — деревня Аскот на востоке Беркшира. Там, примерно в сорока километрах от Лондона, самый знаменитый российский политэмигрант жил в особняке, который принадлежит его бывшей жене.
В полицейском пресс-релизе подчеркнуто, что этот дом по-прежнему оцеплен, судебно-медицинские эксперты продолжат его осматривать в течение нескольких дней. Даже официальное опознание «67-летнего российского гражданина Бориса Березовского» состоялось лишь во вторник. Что касается экспертизы во всей полноте, включая токсикологическое и гистологическое исследования, то она может занять еще несколько недель.
Патологоанатом министерства внутренних дел, который в понедельник проводил вскрытие, заключил, что налицо признаки, соответствующие смерти в результате повешения. О том, как и на чем мог повеситься — или быть повешенным — Березовский, официально речь пока не идет, однако неофициально сообщалось, что рядом с трупом нашли шарф. Первоначально об этом стало известно от бывшей супруги покойного Галины Бешаровой.
Бешарова, вторая жена бывшего олигарха, с которой он расстался в 1993 году, с тех пор жила в Великобритании. Официально они развелись лишь в июле 2010 года. После этого в течение года шел спор о разделе имущества, и в конце концов стороны договорились урегулировать его полюбовно. Очевидно, по условиям внесудебного соглашения Бешарова получила меньше половины состояния Березовского, которое тогда оценивалось в 550 миллионов фунтов (833 миллиона долларов), однако специалисты полагают, что отступные могли быть больше сотни миллионов, и для Великобритании это рекорд.
Каким образом в собственности Бешаровой оказался особняк в Аскоте, неясно, СМИ сообщают лишь, что она разрешила бывшему мужу там жить. Часть источников, впрочем, называют особняк домом Березовского. Но так или иначе бывшая супруга бизнесмена оказалась на месте его смерти одной из первых — в тот момент в доме находились медики из «скорой помощи». Бешарова осмотрела ванную комнату, где все еще находилось тело Березовского, и заметила рядом с трупом шарф.
Как пишет, в частности, The Daily Telegraph, увиденное привело Бешарову к выводу, что ее бывшего мужа убили. К версии самоубийства, которую в день смерти, 23 марта, первым представил общественности адвокат Александр Добровинский, бывшая жена покойного отнеслась скептически. Не захотели верить в суицид и другие знакомые Березовского, в частности, вдова его бывшего протеже Александра Литвиненко: Марина Литвиненко заявила, что у покойного было много врагов, зато в их последнюю встречу Березовский не казался суицидальным.
Фамилия Литвиненко всплыла после смерти Березовского немедленно: те, кто уверен, что отравленный радиоактивным полонием перебежчик стал жертвой Кремля, с готовностью истолковали аналогичным образом и кончину беглого российского олигарха. Однако уже на следующий день — 24 марта — выяснилось, что эксперты по химической, биологической и радиологической защите не нашли в доме, где жил Березовский, следов каких-либо опасных веществ.
Прочие обстоятельства, о которых сообщалось в СМИ в эти дни, также делали версию самоубийства все более вероятной. Оказалось, что менее чем за сутки до смерти Березовский дал интервью Forbes, которое журнал опубликовал под красноречивым заголовком: «Я не вижу смысла жизни». Автор материала описал экс-олигарха как усталого и нервного человека в «потертой черной водолазке», который грустно делился желанием вернуться в Россию и заняться наукой.
О тоске Березовского по родине еще до Forbes, буквально через пару часов после первых известий о смерти экс-олигарха, заявил и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. По его словам, Березовский несколькими месяцами ранее написал Владимиру Путину покаянное письмо, в котором попросил «разрешения» вернуться. Проверить правдивость таких утверждений не представляется возможным, хоть в интернете кто-то и вывесил оперативно добытое непонятно каким образом «то самое письмо».
Помимо тоски по родине, депрессии Березовского мог способствовать целый ряд финансовых неудач. Прежде всего, конечно, это его поражение в 2012 году в судебной схватке с бывшим деловым партнером Романом Абрамовичем, у которого Березовский пытался отсудить 4,5 миллиарда фунтов (6,6 миллиарда долларов) за проданные некогда — якобы по заниженной цене — активы «Сибнефти». Потерпев поражение, Березовский понес судебные издержки в десятки миллионов фунтов стерлингов, причем в общей сложности его издержки за период с 2011 года могут превышать сто миллионов.
На волне неудач последовало и расставание Березовского с третьей — гражданской — супругой Еленой Горбуновой: в январе 2013 года она в судебном порядке потребовала с бизнесмена 25 миллионов фунтов (40 миллионов долларов) на содержание себя самой и их общих детей. Таким образом, недостатка причин для подавленного душевного состояния у Березовского не было. Наконец, 26 марта некий близкий друг покойного подтвердил корреспонденту BBC, что Березовский принимал антидепрессанты, а незадолго до смерти заводил разговор о самоубийстве.
Говорят, что в последнее время Березовский избегал общения с людьми и замкнуто жил в своем особняке. Примечательно, что он избавился от большей части обслуги — шофера и всех охранников, кроме одного. Как пишет Telegraph со ссылкой на одного из друзей бывшего олигарха, после провала иска к Абрамовичу Березовский решил, что серьезная защита ему уже не нужна: «Проиграв это дело и лишившись всех своих денег, он думал, что им уже не понадобится его убивать».
Единственный охранник Березовского и стал последним, кто видел предпринимателя в живых. Произошло это вечером в пятницу, а в субботу все тот же охранник — имя этого человека не сообщается, известно лишь, что он бывший сотрудник «Моссада», — обнаружил тело. В первой половине дня он отсутствовал, выполняя какие-то поручения работодателя, а около трех часов дня вернулся и обнаружил на телефоне Березовского оставшиеся без ответа сообщения. Охранник забеспокоился и взломал запертую изнутри дверь ванной, где и нашел на полу полностью одетого хозяина. Крови нигде видно не было.