Экранизацию романа Стефани Майер «Гостья», вышедшую в российский прокат, в идеале стоило бы смотреть без ознакомления с предыдущей трилогией писательницы «Сумерки» и одноименной серией фильмов. Дело в том, что новая картина слеплена по той же схеме: в центре внимания — подростковый любовный треугольник. Разве что Кристен Стюарт в «Гостье» заменили на Сиршу Ронан (что, безусловно, плюс), а вампиров — на инопланетян (что не имеет никакого значения).
События фильма разворачиваются на Земле, захваченной пришельцами. Правда, инопланетные существа, поселившиеся в телах землян, предпочли сохранить уклад жизни, сложившийся еще до их вторжения — разве что продукты из магазинов теперь можно забирать просто так, без оплаты, да еще для лечения вместо привычных таблеток и порошков используют небольшие баллончики-аэрозоли. Подобные баллончики, кстати, являются и единственным оружием инопланетян — одно нажатие на кнопку, и жертву на некоторое время вырубает. В результате голод, войны и болезни Землю покинули.
Тем не менее остались люди, которые вторжению сопротивляются. Среди них, в частности, Мелани (Ронан), ее малолетний брат Джейми (Чандлер Кентербери) и молодой человек по имени Джаред (Макс Айронс, сын Джереми Айронса). Троица проживает где-то в глуши в вагончике и время от времени устраивает мини-дискотеки на открытом воздухе. Мелани и Джаред еще проводят вечера у костра и целуются под дождем. В общем, троица живет припеваючи до тех пор, пока поблизости не появляются инопланетяне в человеческих телах, разыскивающие очаги сопротивления.
Мелани ловят, после чего в ее теле поселяется космическая медуза по имени Странница. На внешности девушки это практически никак не отражается — разве что глаза героини Ронан становятся пронзительно голубыми. Мелани, впрочем, не дает захватчику полностью вытеснить себя из тела. В результате Странница начинает вести себя как шизофреничка: разговаривает сама с собой, совершает поступки, не поддающиеся рациональному объяснению, отправляет машину в кювет и уходит в пустыню искать ответы и родственников.
В пустыне обнаруживаются дядя и тетя Мелани, к которым прибились Джаред, Джейми и некоторые другие не захваченные пришельцами люди. Сперва на голубоглазую девушку смотрят с подозрением, но затем к ней привыкают. Ситуация, однако, осложняется тем, что Мелани тянет к Джареду, а Странницу — в другую сторону, к Иэну, еще одному обитателю колонии повстанцев.
Всерьез анализировать «Гостью» можно, только если не бояться выглядеть нелепо. Диалоги предсказуемо чудовищны: «Поцелуй меня. Нет, не целуй, что ты делаешь! Нет, поцелуй, но так, будто хочешь получить пощечину!» Об актерской игре сказать нечего, кроме того, что сын Джереми Айронса становится похожим на печального голодного щенка, когда сценарий предписывает ему сделать грустное лицо. Хэппи-энд у фильма настолько приторный, что зрителя, не входящего в целевую аудиторию, может начать подташнивать.
Зато у картины есть все основания понравиться целевой аудитории — девочкам лет 15-ти. Ведь в «Гостье» фактически оправдывается вся придурь, свойственная подростковому возрасту. Юным зрительницам как бы говорят: ничего, что вы такие противоречивые и непостоянные, это нормально, просто в вас поселилась романтически настроенная инопланетная медуза.
А еще девочки не будут размышлять, как светящиеся медузы в пол-ладони величиной, вооруженные исключительно баллончиками с успокоительным (которые, кстати, они и использовать не могут, пока не вселятся в человеческие тела), сумели захватить Землю, а в придачу к ней еще с десяток неназванных планет. Девочек не смутит, что инопланетяне, обладающие неплохой технологической базой, почему-то не могут обнаружить трех подростков, которые жгут по ночам костры, да и вообще не особо скрываются. У 15-летних зрительниц, наконец, не будет вопросов, касающихся намерений пришельцев: почему, например, пацифистски настроенные организмы так настаивают на том, чтобы захватить поголовно все население Земли? Там, где многие увидят двухчасовую слюнявую белиберду, девочки, наверное, разглядят большое кино о всепобеждающей силе любви.
Девочки также вряд ли заметят, что писательница Стефани Майер и создатели фильма «Гостья» им бессовестно врут. Дело в том, что избавиться от психозов и проблем, сделав небольшую операцию по удалению из организма светящегося комка со щупальцами, на самом деле нельзя.