Шведский сотовый оператор Tele2 продал свою российскую «дочку», известную самыми низкими ценами на рынке, госбанку ВТБ. Глава финорганизации Андрей Костин, комментируя покупку, вспомнил хит The Winner Takes It All. «Эта сделка непохожа на знаменитую песню группы АBBА "Победитель получает все, проигравший довольствуется малым". В этой сделке мы оба победители», — заявил Костин. Тем не менее от продажи оператора выиграют не все. Если верить источникам деловых СМИ, в скором времени российские активы Tele2 разделят между «большой тройкой». В таком случае в минусе останутся абоненты: МТС, «Билайн» и «МегаФон» не готовы опускать цены до уровня Tele2.
Российская «дочка» Tele2 начала работу в 2001 году. Мобильный оператор развивался стремительно: довольно быстро компания вышла на четвертое место по количеству абонентов (22,7 миллиона человек в конце 2012 года) и заняла десять процентов рынка. Сейчас «Tele2-Россия» располагает лицензиями на оказание услуг связи стандарта GSM в 42 российских регионах. Доля компании, скорее всего, была бы существенно больше, если бы ей удалось выйти на столичный рынок, но в столице для этого оператора за все 12 лет его существования так и не нашлось свободных частот.
В некоторых регионах оператор занимает ведущие позиции, обгоняя лидеров общероссийского рынка. Не в последнюю очередь абоненты предпочитают Tele2 из-за низких цен. Средний доход с одного абонента (ARPU) у Tele2 составляет 229 рублей. Для сравнения, у МТС этот же показатель составляет 297 рублей, у «МегаФона» — 320 рублей, у «Вымпелкома» («Билайн») — 336 рублей.
При этом «Tele2 Россия» — прибыльная компания; в 2012 году она заработала 300 миллионов долларов (стоит учитывать, правда, что к настоящему времени оператор набрал долгов на 1,15 миллиарда долларов). По состоянию на 2011 год шведы вложили в российское подразделение около трех миллиардов долларов; дальнейшие инвестиции оценивались в 300-500 миллионов долларов в год.
В мае 2011 года гендиректор Tele2 Матс Гранрид (Mats Granryd) рассказывал, что лицензий GSM компании хватит на пять-шесть лет. Для дальнейшего обеспечения высокой рентабельности бизнеса компании нужны новые лицензии, но с ними как раз и возникли сложности. Еще в 2007 году Tele2 проиграла «большой тройке» лицензии на 3G, и с тех пор получить доступ к связи третьего поколения шведы так и не смогли.
К 2013 году Tele2 планировала получить лицензии на частоты четвертого поколения, которые позволяют получать и передавать данные со скоростью 173 и 58 мегабит соответственно (для, сравнения, в 3G данные передаются со скоростью до 14 мегабит в секунду, а в стандартах 2G и 2,5G — до 474 килобит в секунду). Гранрид объяснял, что будущее сотовой связи — за мобильным интернетом, поэтому Tele2 считала получение лицензии на 4G ключевым моментом в дальнейшем развитии российского бизнеса. Это и неудивительно: объем передачи данных по мобильным сетям растет стремительными темпами, гораздо быстрее, чем уже достигший потолка рынок собственно телефонных разговоров. По прогнозам Pyramid Research, рынок передачи данных будет ежегодно расти на 13,5 процента и к 2016 году составит более 336 миллиардов рублей. К 2016 году доля мобильного интернета в доходах операторов увеличится с нынешних 25 до 35 процентов.
Итоги конкурса на частоты четвертого поколения были подведены в июле прошлого года, и Tele2 снова проиграла «МегаФону», «Вымпелкому», МТС, а также подключившемуся к тройке «Ростелекому». Шведы пытались зайти с другой стороны и получить разрешение на использование технологий 4G на частотах 2G, то есть ввести принцип технологичной нейтральности. Добиться успеха и в этом вопросе пока не удалось. Власти не торопятся давать разрешение на развитие любых технологий на любых частотах — в этом году планируется выяснить только, как такое нововведение может сказаться на качестве связи, а когда принцип введут и введут ли вообще, неясно.
Слухи о том, что Tele2 может продать российский бизнес, появились еще до конкурса на 4G — в мае 2012 года. Впрочем, уже тогда СМИ писали, что у шведов мало шансов на получение новых частот. В августе «Коммерсантъ» сообщил со ссылкой на неназванные источники, что «Tele2 Россия» может объединиться с «Ростелекомом». Обсуждались разные варианты сделки; в итоге планировалось создать компанию, которой операторы владели бы на паритетных началах.
Такое сотрудничество могло создать серьезную конкуренцию «большой тройке», поскольку у госкомпании есть неплохие возможности для привлечения инвестиций, а шведский оператор обладает профессиональной командой. Но сделка так и не состоялась.
В начале этого года появилась информация о том, что телекоммуникационный холдинг Garsdale Алишера Усманова (его структуры также владеют контрольным пакетом «МегаФона») предложил крупнейшим операторам купить «Tele2 Россия» и разделить ее активы на троих.
В итоге о покупке «Tele2 Россия» договорился ВТБ. Стоимость сделки составит 2,4 миллиарда долларов; ВТБ также взял на себя долг оператора в 1,15 миллиарда долларов. В Tele2 выразили надежду, что финорганизация продолжит развивать бизнес компании в России.
При этом идея о передаче активов оператора «большой тройке», если верить газете «Ведомости», сохранилась. По информации издания, госбанк выкупил шведскую «дочку» именно для того, чтобы разделить ее между МТС, «Вымпелкомом» и «МегаФоном». ВТБ это официально не комментирует, но не скрывает, что может привлечь финансовых и стратегических партнеров для развития купленного актива.
Tele2 через 12 лет работы в России просто не оставили выбора — ей нужно было продавать актив, пока он не упал в цене из-за отсутствия необходимых лицензий. За то время, что компания работала в стране, российский бизнес стал для нее приоритетным, но шведы признали, что ВТБ предложил «правильную» цену, которая компенсировала нежелание продавать российскую «дочку».
Впрочем, в том, что цена была действительно «правильной», сразу же возникли сомнения. Так, «Альфа-групп», узнав о сделке с ВТБ, тут же предложила Tele2 гораздо больше — 3,6-4 миллиарда долларов, но шведы уже заявили, что пересматривать условия соглашения с госбанком не намерены. Теперь «Альфа» может предложить эту сумму госбанку, но насколько частная финансовая организация захочет договариваться с государственным банком, непонятно. Во всяком случае, «Альфа» и ВТБ два года назад уже сталкивались в борьбе за крупный актив — Банк Москвы, и тогда госбанк победил: московская финансовая организация не была даже выставлена на аукцион.
Как долго ВТБ продержит Tele2 у себя, сказать пока невозможно, но в любом случае бренд Tele2, скорее всего, с российского рынка уйдет — сложно представить, что в одной отдельно взятой стране будет развиваться торговая марка, которая при этом не будет принадлежать шведам, владеющим ею в других странах. Вместе с маркой за границу потянутся и топ-менеджеры компании, а за ними, вполне вероятно, уйдут и «копеечные» цены на связь.