Глава Чечни Рамзан Кадыров 1 апреля написал статью в газету "Известия" под заголовком «Потому что — Родина». В ней Кадыров предстает не просто чиновником, но еще и политиком федерального уровня, вдумчивым и образованным патриотом России. Первоапрельская «шутка» пиарщиков Кадырова, впрочем, оказалась не слишком-то смешной. Да и вообще, скорее, оказалась необдуманной насмешкой над политической действительностью России.
В своей колонке в «Известиях» глава Чечни, всего неделю назад оправдывавшийся за крики про козла на стадионе в Грозном, на тщательно отредактированном русском языке предлагает запретить выезжать за рубеж высокопоставленным чиновникам (позже пресс-секретарь главы Чечни разъяснил, что его шеф имел в виду лишь бывших госслужащих). Кадыров, в частности, привел в пример Анатолия Сердюкова, Михаила Горбачева, Алексея Кудрина и Михаила Касьянова — все эти лица, некогда имевшие доступ к информации, непосредственно связанной с безопасностью России, не должны, по мнению чеченского лидера, покидать пределы России.
Человек, согласившийся занять высокую государственную должность, утверждает Кадыров, должен понимать, на что он идет. «Никто не неволит: не хотите подобных ограничений, не выбирайте судьбу государственного служащего», — подчеркнул он. По словам главы Чечни, он готов к тому, что его предложение вызовет непонимание у правозащитников, однако, уверен Кадыров, «есть вещи важнее прав отдельного человека — это интересы государства».
В Госдуме поспешили заявить, что инициатива Кадырова никому не нужна, так как в законодательстве уже прописаны соответствующие ограничения. Но тут следует помнить, что Кадыров выступил со своей статьей на фоне обсуждения другого законопроекта, запрещающего чиновникам открывать за рубежом банковские счета и владеть бумагами иностранных компаний. Сейчас этот законопроект, автором которого является Владимир Путин, прошел первое чтение. Таким образом, Кадыров, известный своим почтительным отношением к президенту России, не только в очередной раз публично присягнул на верность Кремлю, но и поспешил развить начальственную инициативу, предложив ввести дополнительные запреты для чиновников, так сказать, «по просьбам трудящихся». Но ситуация интересна с еще одной стороны — статья в «Известиях» показывает, что Кадырову за какие-то три или четыре месяца удалось стать видным игроком на поле российской федеральной политики, куда доступ открыт далеко не каждому региональному лидеру.
Внимание к персоне Рамзана Ахматовича вызвано целым рядом факторов. Отчасти дело, конечно же, в самом Кадырове. Во-первых, в СМИ у главы Чечни сложилась достаточно одиозная репутация, даже на фоне коллег из других северокавказских регионов, многие из которых также не могут похвастаться идеальной биографией. Во-вторых, бесконечные рапорты о восстановлении Грозного, заменяющие по сути отчеты об экономике региона, не дают аудитории забыть о том, кому и за какие заслуги Аллах раздает федеральные трансферты. В-третьих, медийную поддержку Кадырову обеспечивают многочисленные криминальные хроники, участниками которых зачастую становятся уроженцы Чечни, так или иначе связанные с главой республики. До сих пор, однако, игра более-менее шла в одни ворота: СМИ писали о Кадырове, а сам он не стремился переквалифицироваться в публициста, предпочитая экспериментировать с новыми медиа. И даже добился в этой области некоторых успехов.
«Раскрутить» Кадырова Грозный пытался еще в 2010 году на платформе livejournal. Первый блин вышел комом, блог был заброшен, а Кадыров «переключился» на твиттер. Но и сервис микроблогов он использовал не слишком успешно (если не считать его перепалки с главой Ингушетии Юнус-беком Евкуровым по поводу границ ЧР). Зато фотосервис Instagram в начале 2013 года за считанные недели сделал из Кадырова звезду Рунета, а еще через неделю аккаунт в «Инстаграмме» превратился в общественную приемную главы Чечни. И вот Кадыров, словно осознав себя в качестве весомого игрока на поле публичной политики, решил выступить еще и в качестве колумниста на страницах самого что ни на есть традиционного СМИ, которое он сам же не очень жалует.
Но публикация статьи за авторством Кадырова в «Известиях» выглядит ошибкой. Пиарщики переборщили: статья «Потому что — Родина» у главы Чечни вышла провокационной, причем не столько по содержанию, сколько по форме. Традиционно косноязычный Кадыров, давший немало бессодержательных, хотя и крайне ярких интервью федеральным телеканалам, выступил в несвойственном ему амплуа политика-популиста федерального масштаба. В статье Кадыров излагает спорное, не подкрепленное логикой предложение, но делает это так, что всякому, кто когда-либо видел запись его выступлений, становится понятно: эту статью мог написать кто угодно, но только не сам глава Чечни. Редко когда пресс-служба решается настолько «оторвать» образ своего шефа от его реального лица.
Главу Чечни Рамзана Кадырова, словно стиральный порошок или зубную щетку, пытаются позиционировать в новом для него информационном сегменте, но делают это так, что становится неловко за советников руководителя региона. Причем дело тут даже не в имидже Кадырова и не в профессионализме его команды — просто в России практически перестала действовать максима, согласно которой право на публичное высказывание, как и право быть услышанным, сперва надо заслужить. Ситуация с Кадыровым демонстрирует, что публичное поле российской политики настолько заросло бурьяном, что его при желании может захватить любой политический тролль. И это настораживает: в последнее время на этом поле все чаще мелькают люди, которых до 2012 года никто не то что не воспринимал всерьез, но в принципе не удостоил бы ответа (не говоря уже о том, чтобы вступать с ними в диалог).
Неудивительно, что вчерашние политические призраки, едва дорвавшись до трибун, принимаются вещать с них на всю страну и не стесняются публично называть оппонентов «мелкими тварями». Деградация системной оппозиции и нежелание большей части оппозиции реальной участвовать в политическом диалоге лишь обостряет этот процесс. И вот уже Рамзан Кадыров, чемпион по выкачиванию средств из федерального бюджета, со звериной серьезностью проповедует на всю страну со страниц «Известий» смирение и любовь к Родине.