Депутат Госдумы из Чечни направил запрос в Генпрокуратуру с требованием проверить информацию о том, что чиновники в Ингушетии якобы передавали боевикам крупные суммы денег. Скандал разразился после того, как информацию об этом опубликовал крупнейший федеральный канал России. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров уверен, что прозвучавшие в эфире обвинения — попытка дестабилизировать ситуацию в республике накануне выборов.
В воскресенье, 31 марта, на Первом канале вышло интервью разыскивавшегося по подозрению в причастности к теракту в «Домодедово» боевика Ибрагима Торжхоева, который сдался властям. Среди прочего он заявил, что некий ингушский чиновник по фамилии Чилиев (в расшифровке интервью указана фамилия Челиев) ежемесячно платит бандформированиям миллион долларов «для того, чтоб на него не нападали». Реакция на интервью последовала незамедлительно — глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров счел информацию о выплате дани боевикам предвыборной провокацией.
На пресс-конференции в Магасе глава Ингушетии пояснил, что интервью Торжхоева — «детские пакости бывших чиновников», которые «сами платили дань бандитам и боевикам» и хотят, «чтобы и нынешние чиновники были в этом замешаны». Евкуров также заявил, что власти Ингушетии знали о подготовке подобной провокации. «Уже сейчас у спецслужб есть информация о том, что некоторые деятели пытаются выйти на связь с боевиками, наладить с ними контакт, чтобы использовать их для дестабилизации обстановки в республике», — отметил глава Ингушетии. В свою очередь премьер-министр Ингушетии Муса Чилиев, фамилия которого, очевидно, и была упомянута в интервью, вместо комментария обратился к руководству Генпрокуратуры и ФСБ с просьбой выяснить, кто стоит за публикацией компрометирующей его информации.
Евкуров, комментируя ситуацию, конкретные имена называть не стал, но в целом его посыл понятен. Осенью 2013 года в Ингушетии должны пройти выборы главы республики, а Чилиев, назначенный на свой пост в 2011 году, считается одним из ближайших соратников Евкурова. Неизвестно, будут ли эти выборы прямыми, так как именно сейчас обсуждается идея по изменению процедуры для ряда северокавказских республик: предполагается, что главу региона там будут не выбирать всеобщим голосованием, а утверждать на заседании республиканского парламента. Но, тем не менее, Евкуров уже заявил о своем намерении в любом случае бороться за сохранение поста.
При этом в опубликованном газетой «Ведомости» списке глав российских регионов, которые могут расстаться со своими креслами по итогам выборов, позиции Евкурова не выглядят незыблемыми. Издание отмечало, что нынешний глава республики не пользуется широкой поддержкой населения и вполне может уступить пост другому человеку. Кроме того, ходили слухи, что Евкурова отправят в отставку еще до выборов, так как в Кремле его якобы считают недостаточно жестким руководителем. Администрация президента, впрочем, эти слухи опровергла.
Евкурова назначили главой Ингушетии в 2008 году. Это решение российских властей было встречено в республике с оптимизмом. Евкуров неоднократно участвовал в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 1999 году, находясь в Югославии в составе миротворческого контингента, командовал российскими десантниками во время марш-броска на Приштину и захвата местного аэропорта. Позднее, во время Второй чеченской войны, Евкуров со своей разведгруппой сумел освободить из плена 12 российских военнослужащих, после чего в 2000 году ему было присвоено звание Героя России.
За время работы на посту главы Ингушетии Евкуров зарекомендовал себя как человек, умеющий находить общий язык с большинством соседей. Показательным является, в частности, его участие в урегулировании конфликта с властями Ставропольского края, где драка студентов из Ингушетии с казаками вылилась в массовые протесты и призывы выселить ингушские семьи из края. Евкуров не стал защищать провинившихся студентов и осудил их поступок, отметив, что за пределами Ингушетии ее жители должны руководствоваться не своими, а местными представлениями о нормах поведения в общественных местах. На этом конфликт, по крайней мере в его публичной плоскости, был исчерпан.
В то же время получилось у главы Ингушетии не все. В декабре 2012 года Ингушетия попала в список аутсайдеров среди регионов по качеству жизни. При этом исследователи указывали, что именно в этой республике число чиновников на душу населения было одним из самых высоких, а силовые структуры оставались одним крупнейшим работодателем. При этом Ингушетия, как свидетельствуют данные Росстата, является единственным субъектом РФ, почти половина населения которого числится безработными. Налаживанию экономических показателей мешают как высокая активность боевиков, так и коррупция в органах местной власти.
Ожидалось, что Евкуров сумеет навести порядок в республиканских правоохранительных органах, сотрудников которых правозащитники то и дело обвиняли в убийствах и похищениях людей, и вообще стабилизирует обстановку. Однако ситуация только ухудшилась — по мнению ингушской оппозиции, нападения на людей и убийства в республике после прихода Евкурова к власти участились, а все ключевые силовики и чиновники либо сохранили свои места, либо перешли на другие должности в российских властных структурах. В 2009 году было совершено покушение и на самого главу республики.
Положение Евкурова осложняется еще и тем, что он серьезно испортил отношения с главой Чечни Рамзаном Кадыровым — единственным в регионе руководителем республики, чьи позиции считаются незыблемыми, и главным политическим игроком на Северном Кавказе, которого сам Евкуров в свое время упрекал в излишней амбициозности. В последнее время между главами двух республик произошло сразу несколько конфликтов. В частности, летом 2012 года Кадыров заявил, что чеченские силовики уничтожили в ингушском селе трех боевиков, причастных к нападению на деревню в Чечне. Евкуров же утверждал, что никакой операции силовики соседней республики в Ингушетии не проводили, а боевики подорвались на собственной бомбе. В ответ глава Чечни обвинил его в недостаточно активной борьбе с бандподпольем. Евкуров эти высказывания Кадырова комментировать отказался, заявив, что в священный месяц Рамадан мусульманам положено прощать друг друга.
Следующий серьезный конфликт Кадырова и Евкурова возник из-за территориального спора. Административная граница между республиками законодательно не закреплена со времени распада Чечено-Ингушской АССР в 1992 году. В 2003 году тогдашние главы республик договорились разделить спорные территории по этническому признаку, однако в августе 2012 года в Чечне была создана комиссия, призванная пересмотреть эти договоренности и установить границу между республиками окончательно. При этом Кадыров заявил, что весь Сунженский район и часть Малгобекского района Ингушетии исторически принадлежат Чечне. Евкуров же выступил против пересмотра границы.
Спор между главами республик вновь перерос в перепалку, в которую на этот раз вынужден был вмешаться полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, призвавший создать для демаркации границы специальную рабочую группу. Но в феврале 2013 года ситуация снова обострилась в связи со вступлением в силу чеченского закона, причислившего к контролируемой республикой части Сунженского района несколько ингушских населенных пунктов. За этим последовали очередные взаимные выпады Евкурова и Кадырова.
Расходятся главы республик и в своем подходе к борьбе с подпольем. Кадыров любит подчеркивать, что боевиков необходимо уничтожать, а Евкурова обвиняет в чрезмерной мягкости к «шайтанам». Недолюбливает глава Чечни своего соседа и за умеренную позицию в отношении контроля над религиозной жизнью ингушей, тогда как сам Кадыров уверенно берется решать, кого стоит записывать в правоверные мусульмане, кому в этом отказать, а кого заклеймить ваххабитом.
В конечном итоге неудивительно, что первым на заявление Ибрагима Торжхоева обратил внимание именно чеченский политик. Вскоре после демонстрации сюжета по Первому каналу депутат Госдумы Шамсаил Саралиев направил в Генпрокуратуру запрос с требованием проверить слова боевика и установить, причастен ли Чилиев к финансированию бандформирований.
Неприязнь между главами Чечни и Ингушетии, впрочем, и без всяких «провокаций» выходит Евкурову боком. В последнее время Грозный не стесняясь выказывает свое почтение Мурату Зязикову, предшественнику Евкурова на посту руководителя Ингушетии. В случае, если выборы осенью 2013 года все же состоятся, не исключено, что Зязиков также пожелает принять в них участие.
Зязиков, в отличие от Евкурова, находится с Кадыровым в хороших отношениях. Более того, в ингушских СМИ выдвигались предположения, что за территориальными претензиями Кадырова стоит как раз Зязиков. Предыдущая условная граница между республиками была проведена при нем. По мнению журналистов, разжигая новый территориальный конфликт, он стремится убедить жителей Ингушетии в слабости их нынешнего лидера и упрочить собственные позиции на выборах.
23 марта Зязиков принял участие в торжественном собрании в честь десятилетия конституции Чечни. На мероприятии Зязиков назвал республику примером эффективного решения экономических, культурных и нравственных проблем, а чеченский народ — «заслоном на пути терроризма». Кадырову же он сказал, что «орлы никогда не летают стаей», и пожелал «не обращать ни на кого внимания и впредь». Ранее Зязиков также неоднократно демонстрировал симпатию к главе Чечни. В частности, после утверждения в 2011 году Кадырова на второй срок в качестве главы Чечни Зязиков в телеграмме охарактеризовал его как сильного и харизматичного лидера, переизбрание которого стало логичным следствием многолетнего труда на благо России в целом и Чечни в частности.
Подобные речи находят поддержку далеко не у всех жителей Ингушетии. В своем блоге 27 марта Евкуров написал, что получает гневные комментарии по поводу интервью Зязикова телеканалу «Грозный». Глава Ингушетии не уточняет, о каком интервью идет речь, но, судя по всему, имеется в виду как раз мартовское выступление Зязикова.
Напомним, что Зязиков стал президентом Ингушетии по итогам выборов 2002 года. Слухи о его возможной отставке появились пять лет спустя, в 2007 году, в связи с участившимися случаями нападений на русских в Ингушетии. Тогда он сумел сохранить свой пост, однако недовольство им в республике продолжало расти. Зязикова, в частности, считали ответственным за произвол правоохранительных органов, высокий уровень коррупции и процветавшее в республике кумовство. Кроме того, оппозиционер Макшарип Аушев утверждал, что Зязиков регулярно платит боевикам, чтобы те его не трогали. Однако никаких доказательств своих слов Аушев не привел.
Летом 2008 года оппозиция в Ингушетии начала собирать подписи за отставку Зязикова, а в октябре его отстранили от должности на фоне резонанса, вызванного гибелью при невыясненных обстоятельствах владельца ведущего оппозиционного ресурса «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева. Вскоре после смены руководства республики неизвестные застрелили и Аушева, возглавившего сайт после убийства Евлоева. Но Зязикова, согласно российской традиции, оставили во власти. В конце 2008 года его назначили советником президента России, а в 2012 году перевели на должность заместителя полпреда президента в Центральном федеральном округе.
Количество сторонников Зязикова сейчас выглядит на удивление внушительно с учетом размаха, который к концу его руководства республикой набрало протестное движение. При этом оценки, которые дают деятельности Евкурова ингушские интернет-пользователи, также зачастую далеки от лестных. И вне зависимости от того, шла ли в заявлении Торжхоева речь о премьере Ингушетии и удались ли соперникам Евкурова «пакости», грядущая борьба за главный пост в Ингушетии будет для Евкурова сложной. Если, конечно, его не отправят в отставку раньше.