В начале апреля россияне узнали о введении целого комплекса новых мер по ужесточению контроля за доходами, расходами и имуществом госслужащих. В Кремле без стеснения заявляют, что в стране началась так называемая «национализация» чиновников, и предлагают защиту тем, кто сообщит контролирующим органам о фактах коррупции в государственных структурах. Смену риторики властей стоит рассматривать как прежде всего реверанс в сторону электората Владимира Путина — и одновременно как стремление Кремля укрепить вертикаль власти.
Согласно указам президента Путина, которые администрация Кремля называет серьезным шагом «на пути искоренения взяток, откатов, казнокрадства», срок подачи деклараций о расходах и доходах за 2012 год продлен для чиновников всех уровней до 1 июля — за это время им предстоит избавиться от счетов в зарубежных банках. Тех, кто этого не сделает, ждет наказание — вплоть до увольнения с должности в связи с утратой доверия. Кремль не намерен запрещать чиновникам владеть недвижимостью за рубежом, но они обязаны указать ее в декларации, как, впрочем, и средства, на которые эта недвижимость была куплена. Высокопоставленные госслужащие, как и главы госкомпаний, также должны будут отчитываться о крупных покупках. Все это Владимир Путин, озабоченный ежегодным оттоком десятков миллиардов долларов из России, обещал сделать в своем послании к Федеральному собранию в декабре прошлого года.
«В борьбе с коррупцией нет неприкасаемых в иерархии чиновников и нет неприкасаемых регионов», — уверяет пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. И в который раз твердит, что указы, подписанные Путиным, «никакой не новый этап в борьбе с коррупцией», а, напротив, свидетельство последовательной политики главы государства в этой сфере. И отчасти он, конечно, прав. В 2013 году чиновники впервые должны будут отчитываться не только о доходах, но и о расходах — как своих, так и своих супругов и несовершеннолетних детей. Данную норму ввел в законодательство еще президент Дмитрий Медведев, но она на удивление вовремя вступила в силу именно сейчас. Проверяться будут все сделки (к примеру, по приобретению земли, транспортных средств и ценных бумаг), совершенные с начала прошлого года.
И хотя в законодательстве остается достаточно лазеек для того, чтобы обойти око Большого брата (например, госслужащие не обязаны декларировать расходы юридических лиц, зарегистрированных на членов их семей, а сведения о расходах должны подавать только те, у кого стоимость покупок за 2012 год превышает совокупный семейный доход за три года), пользоваться ими становится значительно опаснее. Дело в том, что один из указов, подписанных Путиным, гарантирует бесплатную юридическую помощь всем, кто сообщит о фактах коррупции чиновников (то есть фактически государство призывает общество к участию в экспертизе благосостояния чиновников). Кроме того, управление президента по вопросам госслужбы получило право по поручению президента проверять полноту сведений о доходах и расходах любого чиновника вплоть до муниципального.
Глава администрации президента Сергей Иванов на брифинге в Кремле не исключил возможного оттока кадров из органов власти и госкомпаний в связи с новыми ограничениями. «Человек может делать выбор: либо то, либо то. Кто-то может решить по-тихому, спокойно, без скандалов покинуть госслужбу», — заявил он. Сколько чиновников уйдет «по-тихому» — неизвестно, а вот сколько будет уволено, станет понятно после 1 октября, когда Иванов представит Путину результаты проверки деклараций.
В 2012 году о доходах в России отчитывались более 1,3 миллиона госслужащих; у 211 тысяч из них декларации были подвергнуты проверке. В итоге своих постов лишились 322 чиновника, хотя нарушений было выявлено 16 тысяч. В 2013 году, по всей видимости, проверка деклараций также вряд ли приведет к масштабной зачистке госаппарата от коррумпированных чиновников. И дело тут не столько в лазейках, сколько в общем направлении кремлевской политики.
Антикоррупционные новшества нацелены вовсе не на чистку элит как таковую, а на выбраковывание слабых мест. Кремль старается защитить вертикаль власти как от атак извне, так и от критики изнутри — недаром в последнее время именно расследования блогеров зачастую становятся причиной громких политических отставок. И подобный подход, в целом, легко объясним: средний класс в России, как уверяют исследователи, прирастает в основном за счет чиновников, а также военных и сотрудников правоохранительных органов, поэтому всерьез «щипать» его власти не намерены. Вот Сергей Иванов и говорит о переходном периоде, в течение которого чиновники могут избавиться от иностранных активов, хотя в целом Кремль преподносит путинские указы как важный шаг, нацеленный на обновление правящего слоя.
Вместе с тем декларируемая чиновниками лояльность «вертикали власти», очевидно, больше не считается достаточной — государство все чаще, хотя пока и вполголоса, требует, чтобы сотрудники госструктур и госкомпаний подтверждали ее делом. «Сенаторы, депутаты, чиновники решения принимают сами. Либо они работают на страну, либо они занимаются бизнесом», — поясняют позицию Кремля источники Reuters. И вот уже Центробанк вслед за Кремлем требует обязать чиновников вкладывать свои средства в ценные бумаги отечественных компаний. Аргументы все те же: госслужащих необходимо защитить от недовольства со стороны исключенных из вертикали россиян, а страну — от внешней угрозы, которая таится в непредсказуемых действиях нерезидентов — участников российских финансовых рынков.
Это смещение фокуса во внутренней политике должно способствовать укреплению «вертикали власти» сразу в нескольких плоскостях. Сторонникам Владимира Путина, сплотившимся после масштабных протестов 2012-го года, продемонстрировано наличие у их лидера политической воли для борьбы с разлагающей госаппарат коррупцией. В этом смысле симптоматично, что именно администрация президента берет на себя все больше контрольных функций. Сергей Иванов подчеркивает, что именно администрация Путина «специально настояла» на том, чтобы чиновники привели в порядок свои декларации до июля, хотя изначально во власти обсуждалась возможность установить еще более поздний срок для подачи деклараций за 2012 год.
К июлю же Народный фронт, объединяющий консервативно настроенных сторонников Путина, ожидает переформатирование в полноценное движение. И не исключено, что именно борьба с коррупцией станет частью идеологии новой политической силы. Потому что уже можно констатировать: важным следствием «национализации» чиновников стал «перехват» Кремлем антикоррупционной повестки дня, на которую пыталась сделать ставку оппозиция после спада протестной активности в Москве и других крупных городах России. Недовольство россиян коррупцией во власти не снижается, и неудивительно, что Владимир Путин, дистанцировавшийся в последнее время от «Единой России», готов подтвердить свой статус арбитра с помощью лозунгов протестного движения. Недаром Кремль так спокойно следит за тем, как блогеры вытаскивают на свет божий очередного проштрафившегося депутата.