Наука и техника
16:22, 5 апреля 2013

Не забывай пурпурное щупальце За что мы полюбили LucasArts

Надежда Вайнер
Кадр из игры Sam & Max Hit the Road

В начале апреля Микки Маус нанес ответный удар. Компания Disney, которая в 2012 году выкупила Lucasfilm со всеми потрохами, объявила, что закрывает LucasArts. В последние годы своего существования игровое подразделение предпочитало заниматься играми, связанными с его основной франшизой — Star Wars. Она сотрудничала с BioWare, когда те занимались Star Wars: Knights of the Old Republic (и с Obsidian, когда те делали продолжение игры) и Star Wars: The Old Republic; делала собственные игры (от Battlefront до Republic Commando и отмененной Star Wars 1313) и почти не связывалась с оригинальными проектами.

Но задолго до этого, давным-давно, в далекой-далекой галактике LucasArts прославилась как разработчик и издатель приключенческих игр, сформировавших и сам жанр, и предпочтения современных геймеров.

Первой приключенческой игрой от LucasArts был Labyrinth по одноименному фильму с Дэвидом Боуи (король гоблинов в компьютерной версии не менее обаятелен, чем в кино). Она вышла в 1986 году. Любопытно, что над ее сценарием работал среди прочих и английский писатель Дуглас Адамс, прославившийся благодаря «Автостопом по галактике».

Игра про викторианский особняк, в котором обитают безумный ученый с семьей и разумные разноцветные щупальца, вышла в 1986 году. Maniac Mansion стала первым оригинальным проектом в карьере человека, сформировавшего жанр квестов и point-n-click адвенчур — Рона Гилберта — а также первой игрой, сделанной на знаменитом движке SCUMM.

Второй игрой на SCUMM стала игра, в создании которой также принимал участие Рон Гилберт — Zak McKracken and the Alien Mindbenders. Однако руководил ее разработкой Дэвид Фокс (любопытно, что несмотря на долгую работу в индустрии, история о Заке и его борьбе с пришельцами стала его самым запомнившимся проектом). Приключения репортера вышли в 1988 году.

Новаторская адвенчура Loom, игровой процесс в которой во многом основан на звуках, появилась через два года после истории Зака. Гилберт над ней не работал, зато в создании Loom участвовал другой автор Maniac Mansion, Гэри Уинник.

1990 год во многом задал направление, в котором позже развивалась LucasArts. Спустя несколько месяцев после релиза Loom Гилберт (взявший себе в младые падаваны тогда-еще-не-культового Тима Шефера) выпустил блистательную адвенчуру Monkey Island о Гайбраше Трипвуде и его мечте сделать пиратскую карьеру. Гилберт вдохновлялся романом Тима Пауэрса «На странных берегах», который также лег в основу четвертых «Пиратов Карибского моря».

Вторая часть приключений Гайбраша У. Трипвуда, его сердитой возлюбленной Элейн Марли и их противника, злобного пирата ЛеЧака, вышла в 1991 году. Над Monkey Island 2: LeChuck's Revenge работало то же трио, что и над первой частью — Гилберт, Шефер и Дейв Гроссман.

Впрочем, о своих «флагманских» продуктах LucasArts тоже не забывала. Игры про Индиану Джонса выходили с начала восьмидесятых, но сперва ими занималась Atari. До Fate of Atlantis компания Джорджа Лукаса уже успела разработать одну историю про знаменитого археолога, однако именно проект 1992 года обрел полностью оригинальный сюжет и до сих пор остается лучшей игрой про Индиану Джонса всех времен и народов.

1993 год в истории LucasArts ознаменовался выходом игры Day of Tentacle, которая продолжала историю Maniac Mansion. Однако разработку истории про пурпурное щупальце с мегаломанией возглавляли уже не Гилберт и Уинник (которые, однако, участвовали в проекте), а Шефер и Гроссман. Для будущего главы Double Fine этот квест стал первой собственной игрой.

Упоротый кролик Макс и его напарник Сэм прославились среди геймеров благодаря отличному квесту, который LucasArts выпустила в том же 1993 году, надеясь расширить число своих популярных серий. В работе над игрой участвовал Стив Перселл, создатель оригинального комикса. Несмотря на популярность Sam & Max Hit the Road, с продолжениями у нее не сложилось, и в итоге права на разработку игр по комиксу перешли к студии Telltale (той самой, которая в прошлом году выпустила The Walking Dead). Однако повторить успех первой части ни одному из ее проектов не удалось.

В 1995 году LucasArts и Тим Шефер выпустили Full Throttle, одну из лучших адвенчур всех времен и народов, которая оставила неизгладимый след в сердцах всех, кто в нее играл. Игра стала культовой, но, как и Сэм и Макс, не смогла превратиться в полноценную франшизу LucasArts: издательство хотело выпустить два сиквела проекта, однако оба в итоге были отменены.

Космическая адвенчура The Dig с приключениями на далекой-далекой планете по атмосфере отличается от других игр LucasArts: она намного серьезнее. Этот проект также вышел в 1995 году и стал предпоследней игрой, которую компания сделала на движке SCUMM.

А последней, после которой старичка отправили на пенсию, стала The Curse of Monkey Island, третья история про Гайбраша У. Трипвуда и его невесту Элейн. После игры про роковое кольцо ЛеЧака LucasArts перестала делать двухмерные приключения: годом позже она представила новую игру, в основу которой лег трехмерный движок GrimE.

Этой игрой стала еще одна культовая адвенчура, которую тоже придумал Тим Шефер. Черный юмор, отличные герои, а также атмосфера тру-нуара в Grim Fandango полюбились геймерам не меньше, чем предыдущий знаковый проект Шефера, Full Throttle.

Завершением эпохи Великой Приключенческой игры, которая продолжалась в LucasArts почти пятнадцать лет, стала Escape from Monkey Island, последняя история про Трипвуда и Марли от этого разработчика. Как и Grim Fandango, она была трехмерной благодаря движку GrimE. Следующая игра про пиратов вышла лишь девять лет спустя, и ее разработкой занималась, как и в случае с Сэмом и Максом, Telltale Games.

LucasArts почти пятнадцать лет регулярно выпускала отличные приключенческие игры, которые во многом сформировали вкусы уже выросшего поколения геймеров. Воспоминания о Full Throttle и Grim Fandango до сих пор заставляют их вздыхать о славном прошлом — и мечтать о том, чтобы любимые истории, вслед за Monkey Island, однажды были переизданы на современных платформах. Позволит ли коварный Микки Маус этим мечтам однажды стать реальностью, остается загадкой.

< Назад в рубрику