Немец Вольфганг Пихлер после двух неудачных сезонов покинул пост старшего тренера женской сборной России по биатлону, но не тренерскую команду: он будет работать с биатлонистками до конца контракта, который истекает через год. Новым старшим тренером стал Александр Селифонов, уже занимавший этот пост в 2007-2010 годах. При этом просьбы российских тренеров о возвращении в сборную Валерия Польховского не были удовлетворены, а слухи о разделении команды на две части с двумя наставниками так и остались слухами.
5 апреля на конференции Союза биатлонистов России был утвержден тренерский состав на сезон 2013/2014: старшие тренеры мужской и женской сборной и остальные наставники (в том числе тренеры по стрельбе и функциональной подготовке). Мужскую сборную особые изменения не затронули: старшим тренером, как и ожидалось, остался Николай Лопухов, его помощниками назначены Сергей Коновалов и Павел Ланцов. А вот по поводу женской команды, закончившей предолимпийский сезон без медалей на чемпионате мира в Нове-Место, было много вопросов.
К переменам за несколько дней до конференции СБР призывали российские тренеры: в конце марта более 30 наставников из разных регионов России обратились к министру спорта Виталию Мутко и президенту СБР Михаилу Прохорову с просьбой вернуть в тренерский штаб Валерия Польховского, возродив ради этого должность главного тренера (наставника и мужской, и женской сборных). Польховский был отправлен в отставку всего год назад, в апреле 2012-го — по итогам сезона, немногим более удачного, чем сезон 2012/13, и на фоне скандала с участием Прохорова, Мутко и бывшего главы СБР Александра Тихонова.
Президент Союза биатлонистов ответил на просьбу категорическим отказом. «Современная система управления российским биатлоном сегодня является лучшей в мире, и неслучайно зарубежные страны начинают ее копировать. Практика работы сборных команд в этой системе показала неэффективность должности главного тренера — решение о реформировании год назад было поддержано многими авторитетными специалистами отечественного биатлона», — заявил Прохоров, добавив, что «в команде СБР так же ценят Валерия Польховского и всегда готовы задействовать его профессионализм и потенциал».
Министерство спорта со своей стороны заметило лишь, что процедура принятия кадровых решений по тренерскому штабу останется прежней. А уже 2 апреля, всего через пару дней после появления письма, в ведомстве собрался экспертный совет, который рекомендовал оставить Лопухова старшим тренером у мужчин. Что же касается женской команды, то Союз биатлонистов России, по мнению чиновников, должен был внести свои «предложения по усилению тренерского штаба, в том числе по позиции старшего тренера».
4 апреля «Советский спорт» написал, что женскую сборную ожидают перемены не только в тренерском составе, но в самой структуре тренерского штаба. Так, по информации издания, должность старшего наставника временно — до сентября — будет упразднена, а сама команда разделится на две части, одну из которых будет тренировать Пихлер (кандидатура СБР), а другую — Селифонов (поддерживаемый Минспорта).
В числе сторонников такой схемы оказался, в частности, Михаил Прохоров. По его мнению, поскольку Пихлер и Селифонов представляют разные тренерские школы, объединить их в одну команду будет сложно, поэтому нужно дать возможность каждому спортсмену вместе с личным тренером выбрать между двумя предложенными наставниками. «Затем по результатам конкурентной борьбы разных систем подготовки определить тех спортсменов, кто поедет на Олимпийские игры в Сочи», — объяснил эту схему президент СБР, заметив, впрочем, что решение руководства союза еще может измениться. Однако, вопреки желанию главы СБР, разделения так и не произошло.
Пихлер стал старшим тренером женской сборной в апреле 2011-го, заключив контракт на три года. Его предшественника Анатолия Хованцева уволили прямо во время провальной эстафеты на чемпионате мира в Ханты-Мансийске.
На тот момент немец имел репутацию очень успешного тренера: с 1995 года он работал в Швеции — сначала личным тренером Магдалены Форсберг, затем главным тренером национальной сборной и наконец главным тренером женской сборной страны. Под руководством Пихлера Швеция стала одной из признанных «биатлонных держав», в основном, правда, за счет выступлений женщин — Анн-Карин Олофссон-Зидек, Хелены Экхольм (в девичестве Юнссон) и других спортсменок.
Назначение Пихлера в России восприняли холодно, припомнив ему все нелестные заявления в адрес отечественных биатлонистов, попавшихся на допинге весной 2009 года. Впрочем, тогда же немец пояснил, что против российских спортсменов он ничего не имеет, а просто ненавидит допинг.
Первый сезон Пихлера в России оказался неудачным — в первую очередь из-за провала на чемпионате мира в Рупольдинге. Медаль смогла завоевать только Ольга Вилухина, занявшая третье место в гонке преследования, а в общем зачете Кубка мира лучшей стала Ольга Зайцева — 6-е место (впрочем, в 2011 году россиянки остались на чемпионате мира вообще без медалей). Не задался чемпионат в Рупольдинге и у мужчин — Антон Шипулин стал единственным призером, как и Вилухина, завоевав бронзу в гонке преследования. Тогда наставникам мужской сборной дали неудовлетворительную оценку, и Лопухов сменил Андрея Гербулова на посту старшего тренера. Пихлер же остался на своей должности.
Но сезон 2012/2013 года оказался еще хуже: на чемпионате в Чехии лучшим результатом оказалось 4 место Ольги Зайцевой в спринте и гонке преследования, а в общем зачете Кубка мира биатлонистка (очевидно, лучшая из россиянок) стала только 11-ой. Особенно удручающе этот результат выглядел на фоне мужской сборной: Антон Шипулин завоевал на чемпионате две медали — бронзу в гонке преследования и серебро в масс-старте, а в общем зачете Евгений Устюгов занял 6 место. На этот раз работу тренеров мужской сборной оценили удовлетворительно, а вот Пихлер с коллегами по женской сборной удостоились «двойки».
Незадолго до своего понижения Пихлер подвел итоги сезона в журнале PROспорт. Он ругался на то, что биатлон в России постоянно получает деньги «просто так, в кредит без обязательств», что постоянно приходится заполнять разные бюрократические бумажки, что кругом «тотальный контроль» и что 30-летним спортсменам, так и не достигшим максимума, оказывают поддержку. «Все говорят о моих тренировках, но никто ничего о них толком не знает. И я не стану объяснять на публике подробности», — заявил немец, добавив, что его система «не может быть неудачной» — достаточно вспомнить хотя бы успехи его шведских подопечных.
В России у немецкого тренера есть еще год, притом год олимпийский — заведомо более сложный и важный, привлекающий куда больше общественного внимания, чем все остальные. За это время ему, пусть уже и не на посту старшего тренера, надо будет еще раз показать, что его система удачна — и помочь Селифонову подготовить биатлонисток к Олимпиаде в Сочи. В конце концов, именно в этом, по его собственным словам, и состоит его работа, а уж как должность называется — не так важно.